logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

«Жизнь и творчество А. Т. Твардовского»

Цель урока: знакомство с краткой биографией поэта. При этом обращается особое внимание на ат­мосферу в семье, на своеобразие личности отца, матери, на их роль в нравственном и трудовом воспитании детей, в формиро­вании личности сына Александра Твардов­ского как гражданина, будущего поэта; знакомим учеников в общем плане с наи­более крупными произведениями. На этом же уроке следует закрепить знания уча­щихся, полученные по теории литературы,— о поэме как лирическом жанре и эпопее.

Оборудо­вание урока; портреты поэта разных лет, иллюстрации к его произведениям, репро­дукции картин («Селькор» Ю. Кугача, «От­дых после боя» Ю. Непринцева, «Перепра­ва» О. Верейского и др.).

Основная фор­ма урока — лекция-беседа примерно по та­кому плану:

любовь к Родине;

атмосфера в семье;

начало творчества;

крупнейшие произведения;

поездка в Сибирь и на Дальний Вос­ток;

отношение к молодым талантам;

значение творчества Твардовского;

поэма как жанр лирики;

понятие об эпопее.

Александр Трифонович Твардовский ро­дился на небольшом хуторе в Смоленской области 21 июня 1910 года, в семье куз­неца. Родители с раннего детства привива­ли уважение к земле, к физическому тру­ду — дети работали в поле, в кузнице от­ца, ухаживали за скотом. На всю жизнь запомнил поэт до мелочей родную землю, которую горячо любил. В поэме «За да­лью -  даль» Твардовский, в частности, пишет:

Нет, жизнь меня не обделила,

Добром своим не обошла,

Всего с лихвой дано мне было

В дорогу — света и тепла.

И сказок в трепетную память,

И песен матери родной,

И старых праздников с попами,

И новых с музыкой иной.

Родители поэта воспитывали у своих де­тей не только трудолюбие, но и высокие нравственные качества, патриотизм. В ран­нем возрасте дети знакомились с лучшими произведениями русских писателей, в се­мье любили поэзию. В своей автобиогра­фии А. Твардовский пишет:

«Отец был человеком грамотным и да­же начитанным по-деревенски. Книга не являлась редкостью в нашем домашнем обиходе. Целые зимние вечера у нас час­то отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое моё знакомство с «Полта­вой» и «Дубровским» Пушкина, «Тарасом Бульбой» Гоголя, популярнейшими стихо­творениями Лермонтова, Некрасова, А. К. Толстого, Никитина произошло таким имен­но образом. Отец и на память знал много стихов; «Бородино», «Князя Курбского», чуть ли не всего ершовского «Конька-Гор­бунка». Кроме того, он любил и умел петь, - смолоду даже отличался в церковном хоре.

Мать моя была всегда очень вниматель­на и чутка ко многому, даже не без сен­тиментальности, что находилось вне прак­тических житейских интересов крестьянско­го двора, хлопот: и забот хозяйки в боль­шой многодетной семье».

К творчеству Твардовский приобщился рано, чуть ли не до овладения первона­чальной грамотой. А уже в четырнадцати­летнем возрасте он стал посылать в обла­стные газеты заметки о неисправных мос­тах, о комсомольских субботниках, о сель­ской жизни, в частности, о злоупотребле­ниях местных властей. Когда же в газете «Смоленская деревня» было напечатано первое стихотворение пятнадцатилетнего отрока Твардовского («Новая изба», 1925), он, сочинив около десяти стихотворений, отправился в Смоленск к М. В. Исаков­скому, бывшему тогда редактором газеты «Рабочий путь». Эта встреча с известным земляком-поэтом сыграла огромную роль в жизни Твардовского. Сам он признаёт: «Михаилу Исаковскому, земляку, а впо­следствии другу, я очень многим обязан в своём развитии».

В годы коллективизации Твардовский много ездит по сёлам и деревням в каче­стве корреспондента областных газет и весь отдаётся изучению сельской жизни. Результатом этих поездок явилась высоко оценённая критикой поэма «Страна Муравия» (1936 г.). В основе поэмы лежит, как и в некрасовской «Кому на Руси жить хо­рошо», полусказочный сюжет. Герой поэмы крестьянин-середняк Никита Моргунок, всю жизнь мечтавший о достатке, обеспеченно­сти, независимой трудовой жизни, испугал­ся колхоза и на своём коне пустился на поиски счастливой «бесколхозной» страны Муравии. Происходит это из-за ограничен­ности его политического кругозора, замк­нутости на собственном клочке земли, ли­шение которой якобы грозит всей цели жизни вообще-то умного, по-крестьянски расчётливого, доброго человека. Каждая встреча Моргунка (поп, Илья Бугров, трак­торист, Фролов) раскрывает характер Мор­гунка — его природную доброту, порядочность, скромность, честность. Главное же — позволяет ему убедиться в единственно возможном и правильном пути для современной колхозной деревни. Идейный смысл поэмы.— в победе колхозного строя в деревне через трудные поиски пути к новой жизни крестьянином-середняком. В образе своего героя поэт сумел создать обобщённый характер.   Его судьба   олицетворяет судьбы миллионов крестьянских семей   в годы   коллективизации   сельского   хозяй­ства.

Далее  кратко продолжаем сооб­щение биографических сведений. Проучив­шись два года в Смоленском пединститу­те, Твардовский после опубликования поэмы «Страна Муравия» переезжает в Москву, переводится в Институт философии,    литературы и истории,    который оканчивает в 1939 году. В том же году выпускает   сборник новых стихов «Сельская хроника»,  а осенью его призывают в армию. Годом раньше он вступает в партию. В 1939 году принимает участие в освобождении Запад­ной Белоруссии, а в войне с белофиннами зимой 1939—1940 годов участвует (уже в офицерском звании) спецкором военной га­зеты. Именно здесь возник у Твардовского замысел создания новой поэмы о советском солдате на войне.

А предыстория замысла такова. В га­зете Ленинградского военного округа «На страже Родины» вместе с Твардовским работали военкорами и другие писатели, которые, по примеру Д. Бедного и В. Маяковского, решили вести в газете уголок юмора. Тогда в газетах помещались сатирические картинки со стихотворными подписями, частушками, фельетонами. Фамилии юмористических героев в годы граж­данской войны были: Мушкины (от мушки у винтовки), Пулькины (от слова пуля), Протиркины (от прибора для чистки и смазки ствола винтовки). Вспомнив ми­нувшие дни, кто-то предложил назвать но­вого героя Васей Тёркиным. Новый сати­рический уголок в газете с его юмористи­ческим героем Васей Тёркиным имел ог­ромный успех у красноармейцев.

Когда же началась Великая Отечест­венная война, Твардовский решил продол­жить эту работу   по-своему –написать поэму «без начала и без конца», и посте­пенно, глава за главой, создавался обоб­щённый образ   советского воина,  причём
каждая глава имела законченный смысл. Сам поэт впоследствии напишет: «А в смыс­ле её построения я мечтал о том, чтобы её
можно было бы читать с любой раскрытой страницы». Начиная с 1942 года Тёркина знали уже не только на фронте. Солдаты
же - на войне обычно заучивали наизусть главы из поэмы. Успех «Василия Тёркина» среди читателей был обеспечен не только
образом героя поэмы,  бывалого, находчивого, остроумного,   жизнерадостного,  отважного солдата, но и выразительностью   языка. Поэт отбирает выражения, надолго  запоминающиеся в нашей памяти, («приба­утки, поговорки сыплет под ноги себе» и т. п.). Поэма  проникнута глубоким лиризмом и высокой идейностью.

Одновременно в годы войны Твардовский работал над другой поэмой «Дом у дороги». Об этом поэт пишет так:

Я начал песню в трудный год,

Когда зимой студёной

Война стояла у ворот

Столицы осаждённой...

И завершаю в год иной,

Когда от стен Берлина

Пришёл солдат с войны домой

Своей дорогой длинной.

Если «Василий Тёркин» — героическая эпопея о народном подвиге на войне, то «Дом у дороги» — произведение трагедий­ное. Его сюжетную основу составляет го­рестный рассказ об одном из миллионов крестьянских домов нашей страны, куда ступил своим кованым сапогом фашистский солдат. Глава семьи Андрей Сивцов, ког­да-то мирный труженик, счастливый семья­нин, находит после войны пепелище на месте родного дома. Это типичный герой произведений многих советских писателей  (вспомните Андрея Соколова, например). Главное же внимание Твардовский сосре­доточил на судьбе Анны Сивцовой, тихой, скромной крестьянки, мужественно преодо­левшей все лишения плена и сохранившей достоинство и честь русской женщины, ма­тери, солдатки. Основной сюжетной линией поэмы по существу и является рассказ о тяготах и невзгодах, которые пришлось пе­режить Анне Сивцовой вместе с малолет­ними детьми на дорогах войны. В то же время поэма проникнута лирическими и психологическими раздумьями поэта о па­губности войны для простых людей и за­вершается обращением к человечеству не забывать уроков истории:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Уже в конце 40-х годов у Твардовского появляется новый замысел — создать лирико-философскую эпопею о народной жиз­ни в послевоенный период. В целях осуществления своего замысла поэт совершает ряд поездок на Дальний Восток, в Сибирь, в частности в Якутию. Подобно поэме В. Маяковского «Во весь голос», в новом крупном  произведении Твардовского - поэме «За далью — даль» — повествова­ние ведётся от имени самого поэта, от ав­торского «я». Поэма является как бы ис­поведью современника, прошедшего вместе с народом путь испытаний и побед, горя и радости. В ней нет центрального героя, и современные события тесно переплетают­ся с историческим прошлым. Поэма «За далью — даль» имеет подзаголовок «Из путевого дневника». В ней события, различ­ные по тематике и времени, внутренне объ­единены и составляют единое целое. Здесь поэт создал новый тип лирической поэмы — лирико-философскую эпопею. Над поэмой Твардовский работал более десяти лет. В ней затронуты многие важные волнующие проблемы, над решением которых трудил­ся весь народ, вся страна.

Несмотря на занятость на основной работе, Твардовский в послевоенный период создал замечательные стихотворения, различные и в жанровом, и в тематическом отношении. В одних ярко проявляется драматическое, в других — комическое, в тре­тьих -  психологическое, в четвёртых — философское, в пятых — публицистическое начало. За послевоенные стихи поэту была присуждена Ленинская премия.    

Будучи главным редактором одного из самых популярных  литературно-художест­венных журналов — «Нового мира», Твардовский получал от молодых поэтов многие тысячи писем и стихотворений. Каким бы бездарным ни было стихотворение на­чинающего автора, Твардовский не остав­лял его без разбора и тем более без отве­та. При этом главным требованием Твар­довского к молодым было одно важнейшее — идти в поэзию «от жизни».

В одном из многочисленных писем поэт пишет (В. И. Титову); «К плохим стихам   я не только не могу быть равнодушным,  но и просто нетерпимым, потому что, на мой взгляд, плохие стихи — это то же, что  плохие, скверно сшитые сапоги, плохо выпеченный хлеб, тупой нож и т. п. -  с той ещё разницей, что шить сапоги, выпекать хлеб и т. д. можно научить любого, а писать хорошие стихи научить нельзя, -  этому можно только научиться». Твардов­ский постоянно требовал от поэтов, да и   не только от них, бережного отношения к слову, этому материалу, из которого создаётся художественное произведение. В своём как бы программном стихотворении «Слово о словах» поэт пишет:

И я, чей хлеб насущный — слово,

Основа всех моих основ,  
Я за такой устав суровый,

Чтоб ограничить трату слов,   

Чтоб сердце кровью их питало, 
Чтоб разум их живой смыкал...

Каждый молодой человек должен по­стоянно обогащать свой словарный запас, научиться передавать мысли выразительно, используя красоту и богатство, величие и разнообразие оттенков русского языка. А этому нужно учиться, учиться упорно, на­стойчиво, без лени.

Значение поэзии Твардовского в истории советской литературы огромно, его творче­ство получило мировое признание. Твар­довский внёс большой вклад в дальнейшее развитие советской литературы, продолжил традиции русской классики, особенно Пуш­кина, Некрасова, Маяковского.

«Когда читаешь Твардовского, кажется, будто сам народ говорит о себе, говорит богато, красочно, щедро, подчас мешая слёзы со Смехом», — писал С. Я. Маршак в книге «Воспитание словом».

Известный советский литературный кри­тик В. Огнев в книге «У карты поэзии» так характеризует творчество Твардовско­го: «Твардовский — весь продолжение большой традиции русской литературы. И народностью идеалов, и светом гуманизма, и готовностью всё доброе принять, как своё, и ощущением открытых просторов и безбрежности далей духовного развития».

Итак, мы весьма сжато осветили жизнь и творчество замечательного советского поэ­та Александра Трифоновича Твардовского.  Для закрепления полученных знаний пред­лагаются вопросы:

Как Твардовский относится к род­ной земле? Прочитайте наизусть или пере­дайте своими словами отрывок из поэмы
«За далью — даль».

Какая атмосфера царила   в   семье Твардовских?

Как характеризует поэт своих роди­телей в автобиографии?

Когда появилась у Твардовского тя­га к творчеству?

- О чём писал он как комсомольский селькор?

- Какое значение имела для Твардов­ского встреча с поэтом Михаилом Исаков­ским?

Какое участие принимает   Твардов­ский в коллективизации сельского   хозяй­ства?

Коротко расскажите о поэме «Стра­на Муравия».

- Как сложилась жизнь Твардовского после выхода в свет этой поэмы?

Расскажите, как возник замысел поэ­мы «Василий Теркин».

Почему поэма имела большой успех у читателей?

Коротко расскажите о поэме «Дом у дороги».

Расскажите об истории создания поэ­мы «За далью — даль». Какова её "тема и идея?

Расскажите о литературной и обще­ственной деятельности Твардовского в 60-е годы.

Как относился поэт к молодым та­лантам?

Какое требование предъявлял он к молодым поэтам?

Передайте отрывок из стихотворения «Слово о словах». Как надо относиться к слову, его употреблению в речи?  

Какое место в истории литературы занимает творчество Твардовского?

Вопросы, конечно, можно задавать, не  все, выбрать главные. Их могут задавать  своим товарищам сами учащиеся.

Работа над новой лексикой должна про­водиться на всех уроках. Объясним лишь одно слово — Муравия. Сам автор пишет так: «Слово «Муравия», вообще говоря, не выдумано. Оно взято из крестьянской ми­фологии и означает скорее всего некую конкретизацию вековечной мужицкой меч­ты, мечтаний и легендарных слухов о «вольных землях», о благодатных далёких краях, где текут молочные реки в кисель­ных берегах» (Твардовский А. Статьи и заметки о литературе).

На втором и третьем уроках учащиеся более подробно знакомятся с поэмой «Василий Тёркин», вернее, с двумя её лавами — «На привале» и «Перепра­ва». Включение в программу именно этих глав вполне оправданно, потому что в пер­вой изображается жизнь солдата в недол­гие минуты отдыха после боя, во второй — сцена переправы во время боя через реку, где «кому память, кому слава, кому тём­ная вода, — ни приметы, ни следа».

Во вводной части лекции-беседы учи­тель обращает внимание учащихся на ком­позицию, художественные особенности поэ­мы. Он говорит, что поэма состоит из трид­цати глав, каждая из которых отличается завершённостью, и все главы тесно связа­ны единством главного героя, авторского отношения к жизни, к происходящим собы­тиям, своеобразием языка, близкого к фольклорному, богатого афоризмами.

Естественно, перед анализом по частям каждая глава прочитывается и комменти­руется учителем или заранее подготовлен­ным учеником.  

Один из возможных путей ра­боты над отрывками.

На первом уроке по поэме «Василий Тёркин» проводится комментиро­ванное чтение и анализ главы «На прива­ле».

Цель — патриотическое воспитание и развитие речи учащихся. Оборудование урока: репродукции картин «Отдых после боя» и «Родная земля» К). Непринцева, «Защитники Брестской крепости» и

«Не пройдёшь» П. Кривоногова, «На подступах к Москве» И. Евстигнеева, «Солдаты» Пузырькова, «Клятва» В. Софронова, «За Родину» А. Ши­рокова, «Оборона Севастополя» А. Дейнеки и др.

Ход  урока.

После проверки домашнего задания вво­дится лексика по новой теме (в целях эко­номии времени в тетради записываются лишь новые слова и выражения, а значе­ние объясняется устно):

балагур -шутник, пересыпающий речь шутками, юмором

в ус не дуй — не обращай ника­кого внимания

не   видно   ни   зги — очень темно

исподволь — постепенно, понемно­гу, не сразу, полегоньку, помаленьку

сабантуй — праздник у некоторых тюркских народов (например, у татар), от­мечаемый после окончания сева.

План работы  

Тёркин у походной кухни.

Беседа Тёркина с молодыми воинами.

Внешний вид Тёркина и пройденный им на войне путь.

Черты характера героя.

Особенности языка.

Основная идея главы.

Ведётся комментированное чтение гла­вы учителем. (Картины демонстрируются по ходу чтения, анализа, закрепления).

Анализ прочитанного текста.

Глава «На привале» начинается с шу­ток повара и Василия Тёркина, безобид­ных, весёлых, остроумных, понятных и близких стоящим у походной кухни солда­там. Вот почему солдаты первого взвода первой роты сразу же прониклись уваже­нием и любовью к только что прибывшему к ним бывалому воину, с радостью приня­ли его в свой боевой коллектив. Участник финской войны (зима 1939—1940 гг.), Ва­силий Тёркин не просто шутник и балагур (такие, как он, найдутся в любой роте, да­же взводе), — он в то же время настав­ник, воспитатель, бескорыстно передающий свой опыт молодым воинам. Его рассказ о сабантуе, насыщенный юмором, шутками, меткими изречениями, содержит и как бы невзначай брошенный вывод (как в крыловских баснях):

Сабантуй — тебе наука,

Враг лютует — сам лютуй.

Василий Тёркин - собирательный об­раз. Обыкновенный парень, каких на вой­не миллионы, изображён в этой главе стой­ким, мужественным, опытным, терпеливым и выносливым солдатом. Он как должное воспринимает неудобства «отдыха», не уд­ручён тем, что «тяжела, мокра шинель. Дождь работал добрый. Крыша - небо, хата — ель. Корни жмут под рёбра». Да­же здесь не покидает его юмор — он «чью-то тёщу помянул, Печку и перину».

В этой главе перед нами предстаёт об­щительный и жизнерадостный человек, бы­валый солдат, признанный рассказчик, пре­красный и верный товарищ, замечательный коллективист, ещё до войны прошедший «курс в колхозе». Но главная черта харак­тера Тёркина заключается в том, что он чувствует себя неотделимым от всего со­ветского народа и не представляет свою судьбу в отрыве от него. Даже рассказы­вая о своём личном участии в войне, он выражает это такими словами, которые мо­гут относиться к массе людей, а не к одному человеку:

И не раз в пути привычном

У дорог в пыли колонн,

Был рассеян я частично,

А частично истреблён...

Но однако,

Жив вояка.

Поэт строго следует замыслу говорить о войне действительную правду, «как бы ни была горька». В горькую годину отступ­ления от самых западных границ до Вол­ги Василий Тёркин видел не только стра­дания и лишения женщин, стариков и де­тей, сам постоянно смотрел смерти в гла­за, его поразила огромность родной стра­ны, он проникся беззаветной любовью к земле и народу, населяющему её.

До чего земля большая,

Величайшая земля.

И была б она чужая.

Чья-нибудь, а то - своя.

Вот почему он не только сам борется самоотверженно за её освобождение, за из­гнание врага с родной земли, но и призы­вает к этому людей, и не просто призы­вает, но и учит воевать, не бояться ничего.

Что ж, в газетке лозунг точен:

Не беги в кусты да в хлеб.

Танк — он с виду грозен очень,

А на деле глух и слеп.

Как видим, словами и делами Василия Тёркина Твардовский старается ободрить солдат в самых тяжёлых испытаниях вой­ны, поднимает настроение, следовательно, и боевой дух воинов, вселяет в них опти­мизм и главное - непоколебимую веру в окончательную победу над гитлеровским фашизмом.

Твардовский, как никто из поэтов, ши­роко пользуется народным разговорным языком — и народными преданиями, и эле­ментами сказок, пословицами и поговорка­ми, прибаутками и народными выражения­ми: «Это присказка покуда сказка будет впереди», «Зги не видно», «Курит, ест и пьёт со смаком» и т. д. А строки «Не гля­ди, что на груди, а гляди, что впереди» получили широкое распространение в на­роде, как бы стали афоризмом.  Обращаем внимание класса на органическое единство юмора и лирики, спокойного по­вествования и патетики.

Вместе с тем глава «На привале» про­никнута мыслью о защите родной земли от фашистской чумы. Это постоянно слы­шится и в авторском повествовании, и в речи главного героя поэмы. Призыв к ге­роизму, самоотверженности, оптимизму, к борьбе до победного конца, верности граж­данскому долгу -  долгу перед Родиной, перед народом, к нравственному совершен­ствованию составляет идейный смысл гла­вы, её основную нагрузку.

Закрепление по материалу урока:

Какой диалог происходит между по­варом и Тёркиным, о чём говорит этот диа­лог?

Как отнеслись солдаты первой роты к шутке? Какие черты характера Тёркина раскрываются при этом?

3. О чём рассказывает Тёркин молодым воинам после ужина?           Каким предстаёт пе­ред нами герой поэмы в этом эпизоде? В чём заключается основной смысл этого от­рывка?

Что является кровом для солдата на войне? Как переносит лишения боец?

Передайте словесный   портрет Тёр­кина.

В чём выражается любовь Тёркина к родной земле?

Чем близки стихи Твардовского к на­родному языку?

Какие основные черты характера Тёр­кина проявились в прочитанной главе?

В чём заключается идейное содержа­ние главы?

Примечание: поскольку у учащихся по­ка под руками нет текста в учебнике и класс лишён возможности зрительно вос­принимать содержание главы (здесь рабо­тает лишь слуховое восприятие), отдель­ные строфы необходимо перечитывать в процессе закрепления, особенно, если уче­ники затрудняются ответить на какой-то вопрос.

Домашнее задание: всему классу — знать содержание главы, её идейную на­грузку, основные черты характера героя поэмы; индивидуальные задания — прочи­тать главы «Перед боем» и «О войне».

На втором уроке по поэме изучается глава «Переправа». Прежде чем приступить к текстуальному изучению этой главы, учитель подытоживает ответы и вы­сказывания учащихся по изученной главе «На привале», обращая внимание на ос­новные черты характера героя, на правди­вость в изображении солдатского быта на войне, на патриотизм и связь с народом, на краткость и точность, народность и мет­кость, образность и сочность языка и, ко­нечно же, на идейное содержание отрыв­ка. Это касается и индивидуальных зада­ний  

План по теме урока:

1. Образы бойцов перед прыжком в неизвестность.

2.  Трагизм в эпизоде преодоления вод­ной преграды.  

Утверждение жизни и веры в победу.

Диалог солдат в дозоре.

Героический поступок Тёркина   во имя победы.

Черты характера героя, проявленные на переправе.

Идейное содержание главы.

Читать может любой заранее подготов­ленный ученик, но комментировать должен учитель. Как всегда, по окончании чтения главы учитель делает подробный анализ, обобщает.

В отличие от отрывка «На привале», в котором главным действующим лицом, ос­новным повествователем выступает герой, окружённый бойцами (хотя присутствие автора и здесь чувствуется постоянно), в главе «Переправа» рассказ эпизода преодоления водной преграды ведётся в основном от имени самого автора, причём описание боя часто прерывается лирическими отступ­лениями, раздумьями.

 

 

Эту главу можно разделить условно на­три части. На это указывает не только её содержание. Четырежды повторяются сло­ва «Переправа, переправа», являясь свое­образным зачином. И каждый раз интона­ционно, тонально эти слова звучат по-ино­му. Если в первой части произносятся так, что означают гибель бойцов, идущих на штурм водной преграды в промозглую но­ябрьскую ночь, в грязи вперемешку со льдом и снегом, а во второй части бойцы, застигнутые на середине реки огнём про­тивника, идут ко дну, — то в третьей час­ти уже чувствуется надежда на успех пред­принятого наступления -  там, на левом берегу закрепился, «вцепился зубами» пер­вый взвод, благополучно переправившийся через реку.

В начале главы — лишь детали, как бы описание пейзажа: «Берег левый, берег правый, Снег шершавый, кромка льда». Но тут же эта картина сменяется драматиче­ским лирическим отступлением поэта, пе­редающим его переживания, которые окра­шиваются в горестные, печальные, скорб­ные интонации: «Кому память, кому слава, кому тёмная вода, — Ни приметы, ни сле­да». Ещё неизвестно, кто останется жив как живой свидетель и на всю жизнь за­помнит, сохранит память об этом бое, а кому суждено погибнуть в тёмной ледяной воде, где на могиле нет никакой приметы. Да и самой могилы-то нет. Безымянный солдат навсегда останется безвестным. Но подвиг его навечно сохранится в памяти народной.

Далее мы узнаём подробности развер­нувшегося события: один за другим совер­шают прыжок, во тьму, в неизвестность все три взвода роты на понтонах, словно на плотах: «Ночью, первым из колонны, Об­ломав у края лёд, Погрузился на понтоны Первый взвод».

Прерывая ход событий, поэт делает не­ожиданное лирическое отступление — опи­сывает бойцов, идущих в бой. Это не герои от рождения, это, простые ребята, «стриженый народ», с «мальчишьими гла­зами». Они отправляются в неизвестность, на подвиг не ради славы, а ради освобож­дения Родины. Они ещё не знают, что их ожидает. А пока что выполняют обычный солдатский труд на войне, требующий на­пряжения всех физических сил: «Налегли ребята, потея, Управляются с шестом».

В этом нелёгком ратном труде поэт ви­дит живое воплощение славных традиций бойцов в годы гражданской войны. Поэт подчёркивает, что этим суровым путём сто­летия назад «Проходил с ружьём кремнё­вым Русский труженик-солдат». В этом ис­торическом экскурсе содержится глубокий смысл, идейная концепция первой части главы.

В первой части, полной тревоги и неизвестных предчувст­вий, бойцы-освободители, как и их предки когда-то, идут в бой, не зная, что их ожидает впереди; идут, окружённые чёрной холодной водой, а перед ними «неподступ­ный, непочатый» чернеет берег. И они пре­красно знают, зачем идут, -  освободить родную землю и свой народ. В этом идейная основа первой части главы «Перепра­ва».

В начале второй части снова звучат слова: «Переправа, переправа!», но в этой части они обретают уже трагическое зна­чение. Враг заметил переправу и открыл губительный артиллерийский огонь: «Лю­ди тёплые, живые шли на дно, на дно, на дно...» Несказанно горька правда, горька невосполнимыми, безвозвратными утратами. Но эта утрата не останавливает бое­вой порыв оставшихся в живых, не рож­дает пессимизма, не парализует их волю к осуществлению намеченного, не ослабляет боевой дух в стремлении к победе. В этом заключается идейное содержание второй части главы.

Третья часть начинается, тем же повтором: «Переправа, переправа...», но здесь трагическая неизвестность уже отступает па второй план, появляется надежда на жизнь, вера в победу: «Но вцепился в бе­рег правый, Там остался первый взвод». Здесь развитие событий снова прерывается лирическими отступлениями автора. Он возвращается к размышлениям о солдатском быте перед наступлением. Снова пе­ред нами кровь, труд, лишения. Усталые, солдаты дремлют, скорчившись, «сунув руки в рукава». На привале бойцы писали письма родным и близким. Эти письма будут идти, не ускоряя свой ход, а многие авторы писем уже спят вечным сном в пучине реки.

Здесь же поэт подчёркивает дружбу народов, их сплочённость во имя победы. Эти бойцы, отдавшие жизнь за свободу и независимость Родины, — «Из Рязани, из Казани, из Сибири, из Москвы» — со всех концов необъятной Советской страны. Как видим, и в первой, и во второй части, и до половины третьей части основным действующим лицом, героем событий выступает масса, а не отдельный герой, не Василий Тёркин Поэт даже не упоминает его имени.

И вдруг повествование о трагическом, авторские раздумья о погибших, о тяжё­лой жизни солдата на войне снова перехо­дят в юмористические сцены: из холодной воды, перемешанной льдинками, голый, словно призрак, появляется Василий Тёр­кин. Он вплавь переправился на правый берег (связь пока не работает), чтобы до­ложить обстановку на левом берегу.

Гладкий, голый, как из бани,

Встал, шатаясь тяжело:

Ни зубами, ни губами

Не работает — свело.

После несложных процедур Тёркин уже беседует с доктором, с полковником. И вся его речь дышит юмором и оптимизмом. Он даже не вспоминает о минувших событиях. Главное -он выполнил свой солдатский долг: сообщил командиру, куда надо вести огонь из орудий.

Заканчивается глава четвёртым отрыв­ком с тем же зачином: «Переправа, пере­права! Пушки бьют в кромешной мгле. Бой идёт святой и правый. Смертный бой не ради славы. Ради жизни на земле». В этом, пожалуй, и заключается идейная основа третьей части главы, да и всей поэмы.

Пробуждаем у учащихся инте­рес к самостоятельному чтению поэмы.   Как развернутся события в даль­нейшем, в каких ситуациях окажется по­любившийся вам герой, вы узнаете, прочи­тав на досуге дома всю поэму.

В заключение учитель подытоживает свой рассказ краткой характеристикой глав­ного героя и поэмы в целом. Даже в са­мых драматических ситуациях герои поэмы сохраняет чувство юмора, шутит, балагу­рит, смотрит на жизнь оптимистически. В его несгибаемом характере олицетворены патриотизм и мужество, стойкость и силь­ная воля, сознание ответственности, готов­ности не только к подвигу, героическим свершениям, но и к самопожертвованию. В Тёркине воплощены мысли и чувства со­ветских людей в годы войны и гуманисти­ческий смысл борьбы нашего народа с фа­шизмом. Вот почему, несмотря на близость образа (в некоторых ситуациях) к сказоч­ному, Василий Тёркин отнюдь не сказоч­ный герой; это вполне реалистический об­раз. Это человек широкой души, с глубо­ким пониманием жизни, здравыми мысля­ми, чувствами, переживаниями, человек, который выстоял и победил в небывалой из войн. Недаром поэма заканчивается та­кими патриотическими словами:

Мать-земля родная наша,

В дни беды и в дни побед

Нет тебя светлей и краше

И желанней сердцу нет.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.