Предмет: изобразительное искусство.
Тип: комбинированный (изучение нового материала, совершенствование полученных знаний и умений).
Вид: творческое задание.
Цель урока: формирование у учащихся художественной компетентности зрителя на основе усвоения ими знаний теории изобразительного искусства и опыта собственной художественно-творческой деятельности.
Задачи:
расширение знаний о направлениях авангардного искусства XX в.;
развитие умения использовать выразительные средства изобразительного искусства (линия, пятно, цвет, тон, ритм) в работе над композицией;
развитие умения применять современные технические средства для собственного творчества.
Зрительный ряд: репродукции: К.Малевич "Черный квадрат”, "Белое на белом”; В. Кандинский "Вверх”, "Пересекающиеся линии”, "Точка на дуге”, "Вибрация”, "Только лиловый”, "Красный узел”, "Небесно-голубое”.
Литературный ряд: цитата из книги В.Кандинского "О духовном в искусстве”.
Музыкальный ряд: Flavio D'addato "Solar wind”, "Mission impossible theme”.
План урока:
№ |
Этап урока |
Время, мин |
1 |
Организационный момент |
1 — 2 |
2 |
Мотивационный момент |
1 — 3 |
3 |
Диалоги об искусстве: "Абстрактное искусство”; "Азбука искусства” |
10 |
4 |
Выполнение творческого задания (создание двух абстрактных композиций) |
20 – 25 |
5 |
Подведение итогов урока: |
3 — 5 |
6 |
Домашнее задание |
1 — 2 |
Ход урока:
Мультимедийная презентация:
№ слайда |
содержание |
действия |
1 |
титул |
Диалоги об искусстве. Абстракционизм — одно из авангардных направлений в искусстве начала 20 века. Художники-абстракционисты открыли путь новому стилю, пытаясь через предельное упрощение или вымышленные формы передать смысл. Вы не увидите на их картинах людей, животных или предметы. |
2 |
Репродукция с картины К.Малевича "Черный квадрат” |
Мотивационный момент. Давайте рассмотрим репродукцию наиболее знаменитой картины Казимира Малевича — художника-абстракциониста – "Черный квадрат”. Что вы думаете о ней? (ответы детей) Возможные ответы: "Это может каждый”. Многие судят о произведении искусства по очевидному техническому мастерству художника. Они отыскивают характерные признаки, например, перспективу, тщательную проработку и т. д. Но говорит ли это об оригинальности мышления? А ведь оно и является важным элементом творчества. "Я не понимаю этого”. Произведения искусства можно интерпретировать по-разному. Ваше личное мнение имеет такое же право на существование, как и мнение критика, особенно если вы внимательно рассматриваете работу и размышляете над тем, что видите. Сведения о художнике и времени, когда была написана картина, помогут вам лучше понять произведение (домашнее задание). |
3 |
Репродукция с картины К.Малевича "Белое на белом” |
Эта работа не дает нам почти никакого ключа к пониманию ее возможного смысла. Остается лишь один способ, с помощью которого мы можем отреагировать — инстинктивный. Именно это и подразумевал Малевич. В каталоге выставки, где была представлена картина, художник писал: "Я хочу вас погрузить в белизну … и заставить плавать в ней бесконечно”. Казимир Малевич считал, что искусство должно быть выше природы и совершенно отделено от нее. Он использовал в своем творчестве геометрические формы, поскольку в природе их не существует. |
4 |
Репродукция с картины В.Кандинского "Вверх” |
Еще одна значимая величина в абстракционизме — Василий Кандинский. В период работы в Баухаузе — в школе искусства, в Германии, в творчестве Кандинского преобладали строгие геометрические фигуры. Но даже тогда художник добивался того, чтобы его абстрактные изображения были понятны зрителю. "Вверх” – образец такой живописи — геометрические тела складываются в очертания человеческого торса. |
5 |
Репродукции с картин В.Кандинского: "Пересекающиеся линии” |
"Пересекающиеся линии”, "Точка на дуге”, "Вибрация” – типичные работы Кандинского "баухаузовского” периода. |
6 |
"Точка на дуге” |
|
7 |
"Вибрация” |
|
8 |
"Только лиловый” |
С 1933 года, когда Кандинский перебрался в Париж, начался новый период в его творчестве. Теперь он отдавал предпочтение изоморфным формам, которые называл "биоморфными абстракциями”. Примеры работ этого периода: "Только лиловый”, "Красный узел”, "Небесно-голубое”. Книги Кандинского стали манифестом абстакционизма. Давайте попробуем создать свой манифест, свои правила абстракционизма (учитель после небольшого обсуждения делает записи и зарисовки на доске: слева — статика, справа — динамика). |
9 |
"Красный узел” |
|
10 |
"Небесно-голубое” |
|
11 |
Правила: геометрические фигуры |
Азбука искусства. Какие из геометрических фигур более устойчивы, статичны, а какие — неустойчивы, динамичны? (квадрат, прямоугольник — треугольник, круг) |
12 |
2. линии |
Какие линии более статичны, какие — динамичны? (прямые, горизонтальные — ломаные или волнистые, наклонные, диагональные) |
13 |
3. цвет |
Какие цвета более статичны, какие — динамичны? (светлые, холодные — темные, теплые) |
14 |
Примеры детских работ: 1. Глазырина П., 8б |
Давайте рассмотрим композиции, составленные учащимися в прошлом году. Какие из них статичные, какие — динамичные? (можно кратко рассказывать об истории создания композиций, если они известны). с. д. |
15 |
2. Шашина И., 8б |
|
16 |
3. Шубкина Д., 8б |
|
17 |
4. Вотинова И., 8а |
|
18 |
цитата |
Творческое задание: создать две абстрактные композиции (статичную и динамичную) в компьютерной программе Kolour Paint (2 вариант – в технике аппликации), дать им названия. Кандинский напрямую связал цвет с музыкой, поэтому ваши беспредметные композиции будут иллюстрациями к музыкальным произведениям, которые прозвучат на уроке: статика – №7 Flavio D'addato* "Solar wind” 4.12 динамика – №5 Flavio D'addato "Mission impossible theme” 4.10 *DJDado (Flavio D'addato) , итальянец, известность принес ремикс трека из телесериала "Секретные материалы”. Сольный альбом (единственный) – "The Album”. |
Подведение итогов урока:
мини-выставка;
обсуждение работ (связь замысла композиции и средств художественной выразительности, применяемых автором).
Домашнее задание:
Подготовить сообщение на тему "История одного шедевра. К.Малевич "Черный квадрат”.
План:
Краткие сведения о произведении (Название, автор, дата создания, вид искусства, материал, формат).
Сведения об авторе (дата и место рождения, образование, творческие принципы, особенности изобразительных средств, дата и место смерти).
История создания произведения (рождение и процесс воплощения замысла).
Судьба произведения (место, где впервые экпонировалось; выставки, в которых принимало участие; восприятие современниками; место, где хранится сегодня; восприятие произведения сегодняшним зрителем).
Личное отношение к произведению.