logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

План изучения новой темы

1. Новые явления в экономике в начале XX в. 2. Изменение социальной структуры общества. 3. Основные системы политической власти. 4. Основные идеологические учения. 5. Развитие науки и культуры.

Основная проблема урока: какие общие основные изменения происходили в странах Европы и Северной Америки в начале XX в. и к какому уровню развития они привели?

Работа с материалом пункта 1.

Задание 1. Вопросы на проверку знания материала:

1. Перечислите новые явления в экономическом развитии стран Европы и Северной Америки. 2. Какую роль в развитии экономики играла биржа? 3. Назовите основные формы ведения сельского хозяйства. 4. В какой области экономики — промышленности или сельском хозяйстве — изменения происходили быстрее?

Задание 2. Работа с историческими понятиями.

Вариант 1. Дать определение понятиям:

1. Трест. (Одна из форм монополистических объединений, при которой участники теряют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность.) 2. Картель. (Форма монополистического объединения, при которой участники вместе регулируют объем производства, условия сбыта продукции и найма рабочей силы, но сохраняют коммерческую и производственную самостоятельность.) 3. Биржа. (Оптовый рынок, на котором происходят сделки с товарами, ценными бумагами и иностранной валютой.) 4. Сельскохозяйственная аренда. (Наем надела земли у землевладельца.) 5. Частнокрестьянское хозяйство. (Хозяйство, которое обрабатывает сам личный владелец земли.) 6. Фермерство. (Продуктивное сельское хозяйство, при котором применяется, кроме личного труда владельца, труд наемных работников и техника.) 7. Территориальный раздел мира. (Раздел колониальных владений между наиболее развитыми странами мира, политическое оформление колониальных держав.)

Вариант 2. Определить историческое понятие:

1. Вид сельского хозяйства, при котором применяется, кроме личного труда владельца хозяйства, труд наемного работника и техника. (Фермерское хозяйство.) 2. Наем надела земли у землевладельца. (Аренда.) 3. Окончательный раздел колониальных владений между развитыми странами мира и политическое оформление колониальных империй. (Территориальный раздел мира.) 4. Форма монополистического объединения, при, которой участники теряют свою производственную, коммерческую и юридическую самостоятельность. (Трест.) 5. Форма монополистического объединения, при которой участники сохраняют свою производственную и юридическую самостоятельность, но вместе планируют объем производства, условия сбыта товаров и найма рабочей силы. (Картель.) 6. Оптовый рынок, на котором заключаются сделки с товарами, ценными бумагами и иностранной валютой. (Биржа.) 7. Сельское хозяйство, в котором личный владелец обрабатывает землю сам. (Частнокрестьянское хозяйство.)

Вариант 3. Соотнести указанные выше исторические понятия и их определения.

Задание 3. Вопросы и задания на анализ экономических явлений:

1. Подумайте, почему в разных странах Европы и Северной Америки происходили аналогичные явления в развитии экономики. Является ли, по вашему мнению, развитие экономики ведущим звеном в развитии всего общества? Почему?

2. Продолжите исторические высказывания:

В начале XX в. в странах Европы и Северной Америки наблюдались качественные изменения в...

Преобразования в промышленности шли более быстрыми темпами, чем в сельском хозяйстве, потому что...

Территориальный раздел мира привел к...

Работа с материалом пункта 2.

Задание 1. Вопросы на проверку знания материала:

1. Вспомните, из каких социальных слоев населения состояло общество в XIX в. Какие из них занимали привилегированное положение и почему? 2. Перечислите изменения, произошедшие в социальной структуре общества на рубеже XIX—XX вв.

Задание 2. Работа с историческими понятиями:

1. Как вы понимаете термин «социальная дифференциация»? (Усиливающееся различие положения в обществе различных групп населения.) 2. Подумайте, к каким последствиям может она привести. Постарайтесь объяснить этот термин классу на конкретном историческом примере.

Задание 3. Анализ изменений социальной структуры. Определите верные и неверные высказывания и обоснуйте свой выбор:

Из-за быстрого развития промышленности росло число наемных рабочих.

Аристократия в новых исторических условиях не сумела удержать свои привилегированные позиции и влияние в обществе.

Социальная структура общества стран Европы и Северной Америки в начале XX в. отличалась стабильностью.

Работа с материалом пункта 3.

Задание 1. Вопросы на проверку знания материала:

1. Какие формы политической власти существовали в странах Европы и Северной Америки в начале XX в.? 2. Какую роль играют в новых исторических условиях политические партии? 3. К каким изменениям должны были привести реформы, проводимые правительством европейских стран в начале XX в.?

Задание 2. Работа с историческими понятиями.

Вариант 1. Дать определение понятиям:

Политическая партия. (Политическая организация, выражающая интересы класса или какого-либо слоя общества, с конкретной программой действий.) Реформизм. (Официальный курс правительства на проведение социально-политических и экономических реформ.)

Вариант 2. Составить несколько исторических высказываний с употреблением понятий «политические партии» и «реформизм».

Задание 3. Вопросы на анализ политических форм власти: 1. Подумайте, почему старые формы правления не устраивали общество европейских и североамериканских стран. 2. Предположите, к каким последствиям могла привести консервация старых режимов. 3. Подумайте, в какой степени старые формы правления могли реформироваться «сверху». Какие реформы, выдвинутые обществом, возможно было провести так, а какие нет? Свое мнение обоснуйте.

Работа с материалом пункта 4.

Вариант 1. Заполнение таблицы:

Основные направления в идеологии

Положения идеологических учений

Предполагаемые цели

Либерализм

Усиление участия населения в решении социально-экономических и политических вопросов. Ограничение роли сословных институтов в управлении.

Уменьшение роли государства в решении экономических вопросов.

Расширение прав и свобод человека

Развитие буржуазного государства с парламентской системой и буржуазными свободами

Консерватизм

Большая роль государства в решении экономических и политических вопросов.

Сохранение сословий.

Ограничения на участие широких слоев населения в работе парламентов

Сохранение основ существующего порядка

Вариант 2. Определить, к какому из трех направлений в идеологии (консерватизму, либерализму или социал-демократизму) относятся следующие положения, и обосновать свой выбор:

1. Сохранение сословных институтов власти. 2. Расширение участия широких слоев населения в решении экономических и политических проблем государства. 3. Осуждение колониальных экспансий и захватнических войн. 4. Расширение демократических прав и свобод человека. 5. Сохранение большой роли государства в решении экономических и политических вопросов. 6. Более равномерное распределение доходов между различными социальными слоями населения. 7. Усиление социальных гарантий. 8. Введение ограничений на участие широких слоев населения в работе парламентов.

Подумайте, какие из перечисленных требований могут относиться сразу к нескольким направлениям. Возможен ли компромисс между представителями этих идеологических направлений? Почему?

Работа с материалом пункта 5.

Задание 1. Вопросы на проверку знания материала.

Назовите фамилию изобретателя или деятеля культуры:

1. Кто изобрел первый автомобиль? (Г. Форд.) 2. Кто открыл структуру атома? (Н. Бор.) 3. Кто изобрел беспроволочный телеграф? (А. Попови Г. Маркони.) 4. Кто создал теорию относительности? (А. Эйнштейн.) 5. Кто изобрел кинематограф? (Братья Люмьер.) 6. Кто был основателем Олимпийского движения в XX в.? (П. де Кубертен.)

Назовите область творчества или изобретение:

1. Что изобрели братья Райт? (Аэроплан.) 2. Что открыл Э. Резерфорд? (Явление радиоактивности.) 3. Над чем работал К. Э. Циолковский? (Возможность использования ракет для межпланетных сообщений.) 4. Чем известен П. Пикассо? (Авангардная живопись.) 5. Чем известен Ш. Э. Ле Корбюзье? (Авангардная архитектура.) 6. Чем знаменит Чарли Чаплин? (Артист немого кино.)

Задание 2. Работа с историческими понятиями.

Дайте определение понятиям:

Авангардизм. (Направление в художественной культуре XX в., порывающее с существовавшими ранее нормами и традициями.) Массовая культура. (Тип культуры, адресованной самым широким слоям населения.)

Задание 3. Вопросы и задания на анализ развития науки и культуры:

1. Подумайте, закономерно ли появление таких явлений, как авангардизм и массовая культура, именно в начале XX в. Какие процессы в развитии общества могли привести к этим явлениям в культуре? 2. Попытайтесь поспорить на тему «Нужна ли массовая культура в обществе?» 3. Выполните творческую работу. Напишите от лица жителя большого города другу или родственнику в населенный пункт вдали от центра письмо с описанием новшества быта и культуры со своими оценками этих новшеств.

Домашнее задание. Первая часть § 1—2 (общие тенденции развития государств Европы и Северной Америки в начале XX в.).

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.