logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: на конкретном материале показать перемены и бедствия в жизни европейцев в ХIV—ХV вв., выяснить их причины, показать воздействие «Черной смерти» и Столетней войны на экономику и общество, проявившееся, в частности, в крестьянских восстаниях. Продолжать развивать у учащихся общеучебные умения.

Новые понятия: амнистия, рабочее законодательство, раввин, ростовщичество.

I. Итоговый контроль знаний по главе VIII. Первый вариант — работу по повторению и закреплению содержания параграфов главы можно организовать фронтально в устной форме. Второй вариант ― разделить учащихся на три группы, каждой из которых предложить задания для устных ответов; третьей группе можно предложить практическое задание на сравнение и анализ рисунков, изображающих разные типы храма без названий и комментариев. Учащимся необходимо определить тип храма, выделить его основные части, архитектурные и скульптурные особенности.

      Вопросы: 

1. Какие предметы изучали в университетах? 2. Почему университет — детище средневекового города? Кто основывал университеты и для чего? 3. Какие ступени образования характерны были для университета? 4. Как соотносятся понятия «студенты» и «ваганты»? 5. В чем была прогрессивность взглядов Абеляра для того времени? Почему восторжествовала точка зрения Бернара? 6. В чем суть взглядов Бэкона? 7. Какова роль схоластики в развитии средневековой философии? 8. Какие этапы развития культуры отражают романский и готический стили? 9. Что способствовало развитию готики? 10. Какую роль играл храм в жизни средневекового человека? 11. Какие явления свидетельствуют о расцвете средневековой культуры в ХI—ХIII вв.? (Вопрос к главе VIII.) 12. Для чего храмы снаружи и внутри украшались живописью, скульптурами? 13. Почему убранство храмов называли «Библией в камне»? 14. Где в Средневековье человек мог пополнить, расширить свои знания? 15. Записать на доске варианты домашнего задания — разделить пункт 1 § 23 на части и озаглавить их.

 

 

II. Игра «Счастливый случай».

Класс делится на несколько команд (например, по количеству рядов). Каждой команде предлагается ответить на вопросы блицтурнира, посвященного теме главы. Время блицтурнира 45 секунд. Из предложенных ведущим секторов, имеющих определенное название и содержащих свой перечень вопросов, команда выбирает любой. В случае затруднения команда может сэкономить время, переходя к следующему вопросу в секторе по сигналу «Дальше!». Выполнение заданий сектора в срок дает возможность команде открыть новый сектор.

Вопросы к игре. 

Сектор «Образование в эпоху Средневековья»:

1. Где можно было в то время получить образование? 2. Что изучали в школах того времени? 3. Какая из школ считалась лучшей? 4. Как называлось сообщество преподавателей и студентов, организованное с целью получения и распространения знаний? 5. Назовите первые университеты. 6. Как назывался глава университета? 7. Назовите ступени образования. 8. Как называли студентов? 9. Где присваивали ученые степени преподавателям? 10. Какому из предметов уделялось повышенное внимание? 11. Как называли главу факультета?

Сектор «Философия»: 

1. Кто попытался соединить веру и разум? 2. Кто был основателем рационализма? 3. Что стало вершиной средневековой философии? 4. Что такое схоластика? 5. Каким словом можно назвать способность правильно, последовательно мыслить? 6. Кому удалось примирить веру и знание? 7. Учение какого греческого философа-язычника было признано Церковью? 8. Назовите имя англичанина-вольнодумца, ставившего наблюдение и опыт выше откровений веры. 9. Какие науки развивались в эпоху Средневековья? 10. Кто был оппонентом Абеляра?

Сектор «Архитектура»: 

1. Назовите стиль, преобладавший в архитектуре в ХI—ХII вв. 2. Как называлось помещение, расположенное под полом в восточной части храма, за трансептом? 3. Как называлась часть помещения храма, отделенная мощными столбами от остальной площади храма? 4. Как назывался первоначально тип христианского храма? 5. Какой тип храма пришел на место базилики? 6. Какой архитектурный стиль появился во Франции в ХII в. 7. Как назывался орнамент или сюжетное изображение из кусочков цветного стекла? 8. Как называли мастеров по камню?

План изучения нового материала: 

1. «Черная смерть». 

2. Поиски виновных. 

3. Крестьяне, сеньоры и последствия чумы. 

4. Жакерия. 

5. Восстание Уота Тайлера.

1. В начале изложения темы урока следует сказать учащимся, что события, которые будут изучены на этом уроке, напрямую связаны со Столетней войной, которая будет изучаться позднее. Однако бедствия ХIV в. в Западной Европе не ограничивались лишь военными событиями: ухудшение климата повлекло за собой засухи, похолодание и, как следствие, неурожаи и наводнения, голод, ослабившие население Европы в преддверии эпидемии чумы — «черной смерти». Важно показать общеевропейский масштаб этого чудовищного бедствия, его сильнейшее воздействие на мироощущение тех, кто выжил. В ряду причин и условий, повлиявших на ухудшение положения населения, следует выделить: 1) развитие ремесла и торговли способствовало росту населения (требовалось все больше продовольствия, но его не хватало); 2) недостаток земель, пригодных для земледелия, порождал в некоторых частях Европы голод; 3) территориальные войны; 4) рост налогов из-за войны; 5) крах иллюзий завоевания восточных земель и богатств; 6) Столетняя война; 7) усиление давления сеньоров на крестьян.

Педагог предлагает рассмотреть рисунки, стремясь вызвать с их помощью чувство сопереживания страшным бедствиям людей далекого прошлого. Общеевропейские масштабы «черной смерти» наглядно показывает лента времени.

В завершение рассказа о чуме ХIV в. учитель объясняет, как восприняли эту новую беду европейцы, что стало ее символом. Для подготовленного класса, на усмотрение учителя, уместно предложить такой вопрос: что сегодня означает изображение черепа?

2. Продолжая объяснение, педагог отмечает, что одни люди видели причину нескончаемых бед в Божьей каре за их грехи, другие же считали, что виновниками всех бед, и мора в том числе, являются евреи, жившие в Европе на положении изгоев, но свято следовавшие своей вере. Учащимся предлагается рассмотреть рисунок синагоги, а также рисунок «Расправа над евреями». Затем следует рассказ о преследованиях и гонениях евреев. Люди считали, что у их бед есть причина, с устранением которой наступит мир и благополучие. Важно подчеркнуть, что в трудные времена людям вообще свойственно обвинять в своих бедствиях «чужих», тех, кто в чем-то важном не похож на них. В рассматриваемом столетии это, конечно же, были иудеи, отличавшиеся от остального населения Европы внешним обликом, занятиями, обычаями и, самое главное, религией. К тому же сами они подчеркивали свои отличия от других. В этом случае уместно будет применить вопрос на полях с. 236 (ответ: еретики).

На уроке можно предложить в виде индивидуального задания вопрос на полях с. 234.

3. Излагая последствия чумы для крестьян и сеньоров, учитель в логической последовательности перечисляет следствия, имеющиеся в учебнике. Материал этого пункта — ключевой в параграфе. Во-первых, в нем повествуется о важнейших изменениях в европейском обществе, и прежде всего о начале освобождения крестьян от личной зависимости. Во-вторых, объясняется обострение отношений между крестьянами и сеньорами (см. рис. на с. 237—239), ярко проявившееся в целой серии крестьянских восстаний ХIV—ХV вв., из которых наиболее значительными были Жакерия и восстание Уота Тайлера.

4. Перед началом рассказа о Жакерии (см. рис. на с. 237) следует дать учащимся задание самостоятельно по ходу рассказа определить и записать в тетради причины восстания. В рассказе подчеркивается, что недовольство и ненависть крестьян были обращены не только против их личных угнетателей, но в целом против рыцарства, в ходе Столетней войны продемонстрировавшего неспособность исполнять свои сословные военные обязанности. Здесь целесообразно вспомнить с ребятами о сословной структуре средневекового общества. Учащимся необходимо также дать задание самостоятельно найти в учебнике строки о причинах и последствиях восстания жаков и зачитать их. Задание на полях с. 238 можно использовать либо как индивидуальное, либо как домашнее задание.

5. Приступая к объяснению материала о восстании Уота Тайлера, следует предложить учащимся опережающее задание: по ходу рассказа учителя определить причины и последствия восстания в Англии. Предлагается выполнить задание на полях с. 239. Завершая рассказ о восстании Уота Тайлера, можно предложить обратиться к рисунку «Убийство Уота Тайлера» (с. 239). По содержанию рисунка дети поймут, что стало с руководителем восстания, а учитель подробнее остановится на его итогах, подчеркнув вероломство тех, кто нападал на Уота Тайлера и его товарищей. Достоверность тех далеких событий передает документ параграфа, который следует изучить на уроке.

Для закрепления знаний выполняется задание из учебника.

Вопросы для закрепления нового материала: 1. Укажите год начала «черной смерти», Жакерии, восстания Уота Тайлера. 2. Почему восстание в Англии произошло позднее, чем во Франции? Чем были вызваны оба восстания? 4. Можно ли назвать виновных появления и распространения чумы в Европе и почему? 5. В чем причины закрепощения крестьян? 6. Ответьте на главный вопрос к § ... .

Задание на дом: § ... , вопросы и задания к нему, к документу и рисункам.Составить в тетради сравнительную таблицу «Жакерия и восстание Уота Тайлера».

Восстание

Причины выступления

Лидер и участники

Основные события

Причины поражения

Последствия

Жакерия

Восстание Уота Тайлера

ЧУМА ВО ФЛОРЕНЦИИ В 1348 г. (ИЗ «ДЕКАМЕРОНА» БОККАЧЧО)

…Славную Флоренцию, лучший город во всей Италии, посетила губительная чума; возникла же она, быть может, под влиянием небесных тел, а быть может, ее наслал на нас за грехи правый гнев Божий, дабы мы их искупили, но только за несколько лет до этого она появилась на Востоке и унесла бессчетное число жизней, а затем, беспрестанно двигаясь с места на место и разросшись до размеров умопомрачительных, добралась наконец и до Запада. Ничего не могла с ней поделать догадливость и предусмотрительность человеческая, очистившая город от скопившихся нечистот руками людей, для этой цели употребленных, воспрещавшая въезд больным, распространившая советы медиков, как уберечься от заразы; ничего не могли с ней поделать и частые усердные моления богобоязненных жителей…

Бедствие вселило в сердца мужчин и женщин столь великий страх, что брат покидал брата, дядя — племянника, сестра — брата, а бывали случаи, что и жена — мужа, и, что может показаться совсем уже невероятным, родители избегали навещать детей своих…

 

ГИЛЬОМ КАЛЬ

С самого начала Жакерии восставшие выбрали предводителя из своей среды — Гильома Каля. Одна из хроник описывает его как «человека, видавшего виды, и хорошего говоруна, статного телосложением и красивого лицом». Будучи знаком с военным делом, Каль понимал значение дисциплины и стремился добиться ее от подчиненных. Но восставшие были плохо вооружены, не имели никакого представления о военном деле и к тому же плохо слушались своего капитана. Вскоре феодалы оправились от первоначальной растерянности, и большое их войско выступило против крестьян. Каль занял очень удобную для обороны позицию, и ее штурм грозил рыцарям большими потерями. Поэтому их предводитель Карл Наваррский решил действовать хитростью. Попросив перемирия, он вызвал к себе Каля для переговоров. Тот доверчиво явился, не обеспечив себе жизнь заложниками, и был схвачен. Одновременно рыцари атаковали жаков, оказавшихся в отсутствие своего вожака совершенно беспомощными. Крестьянское воинство было разгромлено, а Гильом Каль подвергся жестокой казни.

ДВЕ ПРОГРАММЫ ВОССТАНИЯ УОТА ТАЙЛЕРА

Завладев Лондоном, восставшие дважды добивались встречи с юным королем Ричардом II, предъявляя ему свои требования. В зависимости от места, где состоялась встреча, эти программы именуются Майл-Эндской и Смитфилдской. Главное требование первой из них заключалось в освобождении от всякой личной зависимости. Предусматривались амнистия для участников восстания, ограничение платежей за землю.

Программа, выдвинутая во время второй встречи, отражала интересы наиболее решительно настроенных повстанцев (остальные к тому времени уже разошлись по домам). В соответствии с ней следовало упразднить права сеньоров, установить свободу и равенство всех англичан, кроме короля, резко ограничить число церковных иерархов и отнять у Церкви почти все имущество. Король выразил готовность удовлетворить и эти требования, но спустя всего несколько минут Уот Тайлер был вероломно убит. Восстание было подавлено, и о выполнении крестьянских требований, естественно, никто больше не вспоминал.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.