logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: показать причины широкого распространения ересей и роль Католической церкви в сдерживании свободомыслия в средневековом обществе; сформировать представление о причинах этой позиции Церкви. Продолжать формирование общеучебных и предметных умений.

Новые понятия: «наместник Христа», альбигойцы, инквизиция, нищенствующие ордены, францисканцы, доминиканцы.

I. Текущий контроль знаний и умений строится на основе вопросов и заданий к параграфу и таблицы «Крестовые походы», заданной учащимся для заполнения дома. Необходимо проверить, как усвоили учащиеся географическую сторону вопроса (пути крестоносцев на Восток, расположение государств крестоносцев). Работе с картой по этой теме следует придать большое значение. По завершении проверки домашнего задания учитель может предложить словарный диктант по понятиям главы: духовно-рыцарские ордены, таинства, Католическая церковь, анафема, крестоносцы, Православная церковь, индульгенция.

II. Одним из вариантов закрепления и проверки материала § 17 может быть игра «Хронолет», когда при помощи воображения можно стать свидетелем Крестовых походов.

III. Игра «Вспомните и назовите»: 1. Кто такой Евсевий Кесарийский? 2. Чем известен Аларих? 3. Что ты знаешь об Арии? 4. Какие Евангелия были признаны «боговдохновенными»? 5. В связи с чем вошли в историю имена Августина, Иеронима, Василия Великого и Иоанна Златоуста? 6. При каких монархах и в каких странах появились анналы, хроники? 7. Кто из монархов восстанавливал Рим, Равенну?

План изучения нового материала:

1. «Наместник Христа».

2. Опаснейшая из всех угроз.

3. Церковь в борьбе с ересями.

4. «Ликующие в Господе».

5. «Псы Господни».

1. Приступая к изложению нового материала, учитель указывает, что и этот параграф отражает историю усиления Католической церкви. Учитель напоминает о значительных успехах Папы Григория VII в борьбе с императором. Однако наивысшего могущества среди пап достиг Иннокентий III, назвавший себя «наместником Христа» (см. портрет на с. 175).

Другой вариант изучения этой части параграфа предполагает самостоятельное изучение текста и разделение его на три части с последующим их оглавлением (выделением главного).

2. Перед объяснением второй части параграфа учитель предлагает вспомнить причины распространения ересей, изученные ранее. Затем предлагает ответить на вопрос: какая ересь раннего Средневековья вам известна? В продолжение темы подчеркивается, что несоответствие слова и дела церковнослужителей заставляло многих людей более критично относиться к идеям Католической церкви. Недовольство народа выражалось в ересях. Особо следует отметить стремление еретиков возродить евангельскую бедность священнослужителей. Какие чувства у верующих могли вызвать эти поступки еретиков? (с. 176). Педагог излагает сведения об еретических учениях вальденсов и катаров, сравнивая их не столько друг с другом, сколько с католицизмом. Педагог предлагает ответить на вопросы и выполнить задание: 1. Назовите не менее трех причин появления ересей. 2. Какие идеи отражали ереси? 3. Какие ереси вы знаете? 4. Чем были опасны ереси для Церкви и для государства?

3. Учитель рисует яркую, образную картину применения самых жестоких средств борьбы с еретиками. Педагог отмечает, что Папа Иннокентий III вслед за неудачным Четвертым Крестовым походом (1202—1204) организует Крестовый поход против еретиков-альбигойцев на юге Франции. Альбигойские войны длились 20 лет. Замок-убежище еретиков-альбигойцев на юге Франции свидетельствует о непримиримости тех, кто укрывался в нем (рис. на с. 177). Продолжая изложение материала, учитель анализирует, что эти меры Церкви могут быть свидетельством страха потерять свою власть над обществом.

Следует остановиться на строках из текста о запрете хранить и читать Библию. Педагогу целесообразно взять несколько эпизодов из дополнительной литературы об инквизиции, чтобы у учащихся сформировалось полное представление об этом «орудии праведников».

4. Учитель поясняет, что Церковь не ограничивалась карательными мерами против еретиков. Чтобы привлечь на сторону католицизма колеблющихся, Папа Иннокентий III признал некоторые идеи, отчасти близкие к еретическим. Педагог обращает внимание на икону на с. 178. Фреска Джотто «Сон Иннокентия III» (с. 179) наглядно иллюстрирует соответствующие строки текста. Реальную попытку вернуть к жизни идею евангельской бедности духовенства предприняли нищенствующие ордены — францисканский и доминиканский. Следует не пропустить вопрос к рисунку (с. 178).

Вопросы на закрепление:

1. Почему Церковь была обеспокоена распространением ересей? 2. Чем отличался францисканский орден от более ранних? 3. В чем и почему Церкви пришлось пойти на уступки?

5. В этой части своего объяснения учитель предлагает учащимся самостоятельно прочесть текст «Псы Господни» и пояснить, о ком идет речь, что их отличает; объяснить, почему доминиканский орден получил распространение.

Педагог обобщает, что взгляды францисканцев и доминиканцев находились на грани между церковностью и ересью, но не подвергались жестокому преследованию инквизиторов, а, напротив, использовались Церковью.

Вопросы для закрепления нового материала:

1. Почему возникли «нищенствующие» ордены? 2. Что отличает ордены францисканцев и доминиканцев? 3. Почему эти два ордена называли себя нищенствующими? Насколько это было верно?

Далее учащиеся отвечают на главный вопрос к параграфу. Затем педагог предлагает показать на карте территории широкого распространения ересей.

Одним из вариантов объяснения нового материала может быть прием рассуждающего изложения (см. урок 15) или соединение рассуждающего изложения с постановкой логических и проблемных заданий. Главным проблемным вопросом может стать вопрос к параграфу. Предложение составить план рассказа и выделить в нем главное помогает сконцентрировать внимание учащихся на существенных фактах, выступающих при рассуждающем изложении более значимо. Предложение разработать вопросы и задания к какому-либо пункту параграфа также нацелит учащихся на нахождение и выделение главного и существенного.

Задание на дом: § 18, вопросы и задания к нему. Подготовиться к повторению материала главы. Игровое задание: взять интервью у Иннокентия III (тему выбрать самостоятельно).

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ. ГИМН БРАТУ СОЛНЦУ

Всевышний, всемогущий, благой Господь, Твои суть хвалы, слава, честь и всякое благословение Тебе единому, Всевышний, подобают, и никакой человек не достоин Тебя назвать. Восхваляем Тебя, мой Господи, со всем Твоим творением, начиная с господина брата солнца, который есть день и которым Ты освещаешь нас. И сам он прекрасен и, излучая яркий свет, несет знак от Тебя, Всевышний. Восхваляем Тебя, мой Господи, и за сестру луну, и звезды, которые на небе Ты сотворил яркими, драгоценными и прекрасными. Восхваляем Тебя, мой Господи, за брата ветра, и за воздух, и облака, и ясность, и всякую погоду, через которую даешь Ты пропитание Своим созданиям. Восхваляем Тебя, мой Господи, за сестру воду, которая полезна весьма, и доступна, и ценна, и чиста. Восхваляем Тебя, мой Господи, за брата огня, которым Ты освещаешь ночь, который и сам прекрасен, и приятен, и мощен, и силен. Восхваляем Тебя, мой Господи, за сестру нашу мать землю, которая нас поддерживает, и направляет, и производит различные плоды с яркими цветами и травой. Восхваляем Тебя, мой Господи, за тех, которые оставили все ради любви к Тебе и приняли на себя уничижение и мучение. Блаженны те, кто примут это в мире, потому что Тобой, Всевышний, увенчаются. Восхваляем Тебя, мой Господи, за сестру смерть телесную, которой никто из людей живущих не может избежать. Горе тем, которые умирают в смертных грехах; блаженны те, кого настигнет она в исполнении Твоей святой воли, кому смерть, настигнув, не причинит зла. Восхваляйте и благословляйте Господа моего, благодарите и служите Ему с великим смирением.

ПЬЕР ВАЛЬДО

Пьер Вальдо (Петр Вальд) был богатым лионским купцом. Не имея особого образования, но страстно желая познать истины Писания, он позаботился о его переводе на народный язык, а усвоив его, пришел к выводу, что нигде в жизни не сохранилось апостольской чистоты веры. В 1176 г., охваченный раскаянием, он роздал свое имущество нищим и посвятил жизнь проповеди Евангелия на улицах и дорогах, уподобляя себя апостолам и собирая вокруг себя все больше единомышленников. Хотя Вальдо и его первые ученики, именовавшиеся «лионскими бедняками» считали себя верными сынами Католической церкви, но, ясно видя расхождения между евангельским идеалом и жизнью клира, они вскоре пришли с последним в столкновение. Вскоре вальденсы окончательно порвали с официальной Церковью. Время и место смерти самого Вальдо неизвестны, но его учение, сближаясь с учением катаров, широко распространилось по всей Европе, пока Церковь не выкорчевала его в буквальном смысле огнем и мечом.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИНКВИЗИЦИЯ

Даже на фоне обычных жестокостей средневекового судопроизводства инквизиция оставила о себе самую мрачную память. Уже в ХI—ХII вв. распространение ересей потребовало от папства решительных мер. Считалось (по крайней мере, на словах), что принятие веры — дело добровольное, но с отклонениями от уже принятой веры Церковь и общество должны бороться любыми способами. Сначала эта задача возлагалась на епископов, затем на папских легатов. Наконец в ХIII в. Папа Григорий IХ поручил борьбу с ересями (в тех условиях имелась в виду прежде всего альбигойская ересь) специальным трибуналам. Так возникла собственно инквизиция. Она не зависела ни от епископов, ни от светских властей, которым лишь передавала обреченных на казнь.

Информацию об отступлениях от веры инквизиция получала из двух основных источников: показаний, полученных под пыткой, а также доносов. Инквизиция никогда не называла жертвам имена доносчиков, что превращало донос в удобный способ сведения личных счетов и обогащения: имущество жертв конфисковывалось и треть его обычно получал доносчик. Выдержать жестокие пытки было почти невозможно, но устоявших в застенках все равно обычно ждал костер.

Выкорчевав остатки альбигойской ереси и тем самым выполнив задачу, для которой она была создана, инквизиция во многих местах надолго ослабила свое рвение; наибольший размах ее деятельности приходится уже на раннее Новое время, когда она действовала в иных условиях.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.