logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: сформировать образное представление о высоком уровне и своеобразии европейской культуры ХI—ХIII вв. На основе знаний о предыдущем периоде Средневековья систематизировать вновь приобретенные знания, развивать общеучебные умения классификации (группировка, соотнесение, сравнение, сопоставление, аргументация) и обобщения на основе владения умениями наблюдения, слушания и осмысленного чтения.

Новые понятия: рационализм, схоластика, логика, коллегия, томизм.

I. Итоговый контроль знаний по главе VII:

1. Что мешало объединению Франции? 2. Способствовал ли парламент укреплению королевской власти? 3. В чем причины неудач германских императоров в централизации власти? 4. Выпишите основные даты главы VII и прокомментируйте их. 5. Какие из монархов вам запомнились и почему? 6. Покажите на карте английские территории во Франции. Когда и как они возникли? 7. Где и почему появился парламент? Существуют ли такие органы власти в наше время? в нашей стране? 8. В чем отличие Генеральных штатов от парламента? Чем различается история их возникновения?

II. Для закрепления учебного материала по главе VII будет уместным использовать дидактическую игру «Хронолет». Предложить переместиться во времени на хронолете в горные Альпы — в Швейцарию с ее демократическими традициями.

III. Индивидуальные задания для учащихся могут быть такого типа: 1. Раскрыть понятие «судебная процедура», привести примеры его употребления применительно к Средневековью. 2. Составить план пункта 1 § 21. 3. От лица барона (придумать имя) рассказать о последствиях завоевания Англии Вильгельмом Завоевателем. 4. Сформулировать перечень претензий баронов к королю Иоанну.

План изучения нового материала:

1. Средневековые университеты.

2. Вера, разум и опыт.

3. Вершина средневековой философии.

1. В начале объяснения материала новой темы следует подчеркнуть, что эта глава посвящена развитию культуры в период расцвета Средневековья. Важно, чтобы учащиеся поняли, что культура является решающим фактором развития общества. Вопросы вводной беседы: 1. Вспомните содержание понятия «культура». 2. Что подразумевается под материальными и духовными ценностями человечества? 3. Почему, когда человек ведет себя грубо, неуважительно к окружающим, мы говорим, что он некультурный человек?

В жизни средневековой Европы в ХI—ХIII вв. наряду с прежними центрами средневекового мира — замком и монастырем — все большую роль играют города. В городе мир открывался деревенскому жителю с неизвестной для него стороны. В городе рождались новые ценности. Именно у горожан наиболее ярко проявляется интерес, стремление к знаниям: появляются городские школы, а затем и первые университеты. Университет — это сообщество учителей и школяров. Университеты занимали достойное место в городе, несмотря на хлопоты, доставляемые властям и жителям школярами. Здесь уместно предложить ответить на вопрос: в чем заключались неудобства, которые школяры доставляли горожанам? Следует привлечь внимание к изображению Саламанкского университета на с. 212 и предложить вопросы: что заставляло власти вкладывать огромные средства в строительство великолепных университетских зданий? Почему университеты стремились «удревнить» свое происхождение? (Вопрос на полях с. 213.)

Характеризуя организацию управления средневековым университетом, педагог может ввести понятие «автономия», которое, конечно же, нужно пояснить. Можно предложить учащимся найти строки о степени доступности университетского образования, подчеркнув, что в основе университетского образования лежала система «семи свободных искусств», а также вспомнить, каких именно. Следует обратить внимание учащихся на главный метод обучения — на умение вести дискуссию. Эта форма обучения помогала быстро ориентироваться в собственных знаниях, развивала логическое мышление и речь школяров. Особое значение при этом уделялось развитию логики (см. определение на полях с. 211).

После объяснения учащиеся отвечают на вопросы:

1. Вспомните, кто из монархов первым основал университет.

2. Какие науки привлекали больше всего школяров — студентов?

3. Почему в Центральной Европе университеты появились позднее?

4. В чем разница между бакалавром, магистром, доктором?

5. Почему появились ваганты?

6. Что стало причиной возникновения коллегий?

2. В этой части объяснения важно показать, как изменения, произошедшие в средневековом обществе, привели к попыткам самостоятельного поиска ответов на многие вопросы. Попытка Абеляра доказать, казалось бы, очевидную истину, что разум человека способен создавать новое знание, навлекла на него преследования.

При объяснении сути взглядов Абеляра следует дать определение понятия «рационализм», подчеркнув стремление ученого показать, что каждый человек имеет право на свое мнение. Свою правоту он аргументировал наличием разногласий во мнениях известных богословов по одному и тому же вопросу. Углубляя этот момент рассказа, необходимо побудить учащихся вспомнить, к каким столетиям относится творчество Отцов Церкви (вопрос на полях с. 215). Бернар Клервоский, воинствующий защитник ортодоксального католицизма, был возмущен духом свободомыслия трудов Абеляра. Спор Абеляра и Бернара указывает на существование разных, даже противоречивых взглядов на мир. В то время взяла верх точка зрения Бернара Клервоского, считавшего, что откровение веры есть источник истины, знания. В этой связи важно отметить, что опыту и наблюдению в средневековом знании отводилась гораздо более скромная роль, чем вере или разуму, показать, что их развитие облекалось в специфическую форму алхимии и астрологии. Рисунок на с. 216 является зримым воплощением взаимосвязи средневековой астрономии и математики. Наряду с этим следует найти ответ на вопрос, помещенный на полях с. 216. Исходя из сведений о развитии разных областей знания, можно утверждать о многообразии, противоречивости представлений средневекового человека о мире. В этой связи следует остановиться на взглядах Р. Бэкона, считавшего, что только опытом проверяется истина, знание. Первая и последняя точки зрения расходились с господствующей религиозной теорией, и потому их авторы были репрессированы Церковью. Документ к параграфу дает представление о передовых для своего времени взглядах Р. Бэкона, и на нем обязательно следует остановиться подробнее. Варианты вопросов (в дополнение к имеющимся в учебнике): 1. Почему утверждения мыслителя понятны и доступны? 2. Докажите, что Бэкон в своих сочинениях опирается на опыт. 3. Поясните, почему, по мнению Бэкона, главная опасность для людей — невежество.

3. Продолжая рассказ, учитель подчеркивает, что вершиной развития средневековой науки и философии стало появление схоластики — метода логического рассуждения о явлениях мира и природы. Именно логические рассуждения, последовательно и правильно выстроенные, способны создать новое знание. Например: собака — зверь. Зверь опасен для человека. Таким образом, собака опасна.

Отмечается, что Фома (Томмазо) Аквинский с помощью схоластики гармонично соединил языческую Аристотелеву философию и христианское учение. Здесь уместно вспомнить, чем знаменит греческий философ Аристотель. Фоме удалось «примирить разум и веру», и Церковь приняла томизм как новое учение, опиравшееся на философские учения ХI—ХII вв., но с учетом изменившейся исторической ситуации. Предложив рассмотреть рис. на с. 218, учитель спрашивает: как Церковь оценила труд Фомы Аквинского? Детям следует предложить обдумать дома вопрос на полях с. 217.

Этот материал достаточно сложен для шестиклассников, и потому учителю необходимо тщательно продумать объяснение, комментарии. В конце урока — работа с понятиями: рационализм, схоластика, логика, коллегия, томизм; ответить на главный вопрос к параграфу.

Задание на дом: § 22, вопросы и задания к нему. Написать текст возможного спора между Абеляром и Бернаром или защиты Фомой Аквинским своего учения. Повторить из курса истории Древнего мира и из § 7 сведения о первых типах христианских храмов.

ИЗ ПОЭЗИИ ВАГАНТОВ

Нищий студент

Я кочующий школяр…

На меня судьбина

Свой обрушила удар,

Что твоя дубина.

Не для суетной тщеты,

Не для развлеченья —

Из-за горькой нищеты

Бросил я ученье.

На осеннем холоду,

Лихорадкой мучим,

В драном плащике бреду

Под дождем колючим.

В Церковь хлынула толпа,

Долго длится месса.

Только слушаю попа

Я без интереса.

К милосердию аббат

Паству призывает,

А его бездомный брат

Зябнет, изнывает.

Подари, святой отец,

Мне свою сутану,

И тогда я наконец

Мерзнуть перестану.

А за душеньку твою

Я поставлю свечку,

Чтоб Господь тебе в раю

Подыскал местечко.

***

Без возлюбленной бутылки

Тяжесть чувствую в затылке.

Без любезного винца

Я тоскливей мертвеца.

Но когда я пьян мертвецки,

Веселюсь по-молодецки

И, горланя во хмелю,

Бога истово хвалю!

Любовь к филологии

О возлюбленной моей

День и ночь мечтаю, —

Всем красавицам ее

Я предпочитаю.

Лишь о ней одной пишу,

Лишь о ней читаю.

Никогда рассудок мой

С ней не расстается;

Окрыленный ею дух

К небесам взовьется.

Филологией моя

Милая зовется.

Я взираю на нее

Восхищенным взором.

Грамматическим мы с ней

Заняты разбором.

И меж нами никогда

Места нет раздорам.

Смог я мудрости веков

С нею причаститься,

Дорога мне у нее

Каждая вещица:

Суффикс, префикс ли, падеж,

Флексия, частица.

Молвит юноша: «Люблю!» —

Полон умиленья.

А для нас «любить» — глагол

Первого спряженья.

Ну, а эти «я» и «ты» —

Два местоименья.

Можно песни сочинять

О прекрасной даме,

Можно прозой говорить

Или же стихами,

Но при этом надо быть

В дружбе с падежами!

Можно предложить ученикам на основе текстов вагантов (в переводе Л. Гинзбурга) написать сочинение об их жизни. Следует обратить внимание учеников на свободомыслие вагантов, верность жизненной правде, переживание радостей жизни, противостоящее церковному аскетизму. Возможно сравнение (скорее в плане противопоставления) с отрывком из Бертрана де Борна (учебник, § 12). Дополнительные тексты вагантов и сведения о них можно найти в изданиях: Поэзия трубадуров. Поэзия вагантов. Поэзия миннезингеров. — М., 1974; Поэзия вагантов. — М., 1975.

АБЕЛЯР

Современники называли его Платоном Запада и Аристотелем своей эпохи. Рожденный в рыцарской семье, Абеляр получил редкое для того времени образование, в котором навыки военного искусства и куртуазности соединялись с широтой научных знаний. Интерес к знанию всецело захватил его, и еще в юности он «сменил меч рыцаря на оружие диалектики». Учась в школе при соборе Парижской Богоматери, юный Абеляр стал вызывать своего учителя, Гильома из Шампо, на ученые споры, из которых выходил победителем. В конце концов Абеляр сам возглавил эту школу. Он владел редким искусством ясной и смелой постановки самых запутанных вопросов и был блестящим стилистом. Это привлекало к нему толпы учеников со всех концов Европы, но это же вызывало и зависть. Трагически закончилась страстная любовь Абеляра к его юной ученице Элоизе, которая «еще более блистала умом, нежели красотою». Абеляр вступил с ней в тайный брак, но оскорбленный дядя Элоизы, решив отомстить, жестоко искалечил Абеляра. После этого Абеляр решил стать монахом и убедил Элоизу сделать то же. Однако постигшие его несчастья, которые он описал в замечательной автобиографии «История моих бедствий», лишь на время прервали его преподавательскую деятельность. Популярность идей Абеляра вызывала среди церковных иерархов все большую ненависть и тревогу. На церковном соборе в Сансе в 1141 г. они добились осуждения многих положений Абеляра, причем лишили его возможности защищать свои взгляды. Последние годы жизни душевно сломленный Абеляр прожил монахом в одной из клюнийских обителей.

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ КАРТЫ МИРА

Средневековье знает географические карты разных типов. Купцы пользовались довольно точными картами, которые, однако, ограничивались конкретной, сравнительно хорошо известной территорией (чаще всего — Средиземноморьем). В отличие от этих карт, имевших практическое назначение, карты мира были скорее образами Божественного Творения. Их нередко создавали в монастырях, опираясь не столько на опыт, сколько на книжную традицию. И о точности в нашем понимании тут приходится говорить далеко не всегда. Многие из таких карт напоминали букву «Т», вписанную в круг; их называют Т-образными. Часть круга выше перекладины буквы «Т» изображала Азию, слева внизу от нее — Европа, справа внизу — Африка. Вертикаль буквы «Т» изображала Средиземное море, а горизонталь — реки Днепр и Нил. Иной раз на такой карте имелось всего несколько надписей.

Одна из самых знаменитых монастырских карт мира — Эбсторфская (ХIII в.) — впечатляет уже своими размерами: 358 x 356 см; она была сшита из 30 кусков пергамена. Эбсторфская карта — настоящая энциклопедия исторических и естественно-научных знаний Средневековья, в том числе относящихся к Древней Руси. Помимо рек и гор, городов и народов, здесь представлены животные и растения, античные мифы и события Священной истории. На территории Африки и Азии изображена целая галерея различных монстров. На карте около 1600 надписей. Например, таких: «Здесь живут панотии, у них уши такой величины, что они могут закрывать ими все свое тело».

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.