logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: показать на конкретных фактах, с одной стороны, стремление германских императоров к единству страны, централизации власти, ослаблению позиций папства; с другой — неуклонное усиление раздробленности.

Новые понятия: Ломбардская лига городов, поморские и полабские славяне, немецкие колонисты, курфюрсты.

I. Текущий контроль знаний и умений:

1. Опишите английский замок, объясните его назначение. 2. Кто и почему завоевал Англию в ХI в.? 3. Каким образом норманны утвердились в завоеванной стране? 4. Покажите на карте путь завоевателей в Англию. 5. Каковы последствия завоевания Англии? 6. Как образовалась Анжуйская держава? 7. Какие меры укрепили власть, создали систему управления владениями Генриха Плантагенета? Изобразите в виде схемы на доске. 8. Почему, по вашему мнению, имя Томаса Бекета вошло в мировую историю? 9. Чем необычна для Средневековья Великая хартия вольностей? 10. Какие события привели к возникновению парламента? 11. Какое важное событие произошло между 1215 и 1265 гг.? 12. Когда и почему возник парламент? Что такое парламент? 13. Что общего в политическом развитии Франции и Англии в ХI—ХIII вв.?

II. Интеллектуальная разминка «Кто первый»?

Опрос на основе состязания трех рядов в классе. На доске, как на табло, учитель обозначает 1, 2, 3-й ряды цифрами. Каждому ряду задается свой вопрос, при затруднении он передается другому ряду, который получает при ответе двойное число баллов. Вопросы: 1. Когда был взят готами Рим? 2. Когда пала Западная Римская империя? 3. Кто казнил Боэция? 4. Кто был первым королем у франков? 5. Где появилось первое королевство франков? 6. При каком византийском императоре построен храм Святой Софии? 7. Какие большие группы варварских племен вторглись в Европу в ходе Великого переселения народов? 8. Что означает слово «хиджра»? 9. Почему Карла назвали Великим? 10. Что означает выражение «дар Пипина»? 11. Какие славянские государства  образовались в Средние века? 12. Когда и кем было основано Германское королевство? 13. О чем вам говорит имя Оттон? 14. Кто такой Вильгельм Завоеватель? 15. Когда и где появилась Великая хартия вольностей?

План изучения нового материала:

1. Император, князья и борьба за Италию.

2. «Натиск на Восток».

3. «Удивление мира».

4. Рождение Швейцарии.

5. «Золотая булла».

1. Учитель объясняет противоречивость тенденций в развитии Германии: императоры, князья и папы боролись за укрепление своих позиций (см. рис. на с. 202). По ходу изложения обращается внимание учащихся на портрет Барбароссы с сыновьями (с. 203). Попутно можно спросить: о ком из его сыновей упоминалось в рассказе учителя? Важно показать образ императора — воина, рыцаря на троне, участника Второго и Третьего Крестовых походов. Следует отметить, что имя сына Фридриха I, Генриха VI, также наводило ужас на германских князей и итальянских горожан. Подтверждение некоторых характеристик (на усмотрение учителя) предлагается учащимся найти в тексте.

2. Учитель отмечает, что с середины ХII в. развертывается экспансия против славян. Объяснение следует сочетать с показом по карте направления движения крестоносцев в земли славян.

Для этого периода характерно возведение дворцов и храмов (рис. на с. 204, 205). Обращается внимание на рисунок на с. 204 с изображением четы маркграфов, имевших владения на завоеванных у западных славян землях. Особенность «натиска на Восток» в том, что германские князья мечом завоевывали земли, а закрепляли за Германией эти земли крестьяне-переселенцы. После объяснения учащиеся отвечают на вопросы: 1. Покажите на карте направление немецкой колонизации. 2. Каковы были реальные цели похода крестоносцев на Восток? 3. Каким образом колонизация укрепила самостоятельность князей по отношению к императору?

3. Учитель выстраивает параллели, развивает событийную линию о политике Фридриха Барбароссы, его сына и внука. Следует обратить внимание детей на новизну методов политики Фридриха II и предложить им ответить на вопрос на полях с. 205. Миниатюра на с. 206 дает некоторое представление об императоре Фридрихе II. Предложить учащимся выбрать из текста, набранного петитом (с. 206), ряд глаголов, характеризующих императора. Совершенно с другой стороны раскрывает образ германского императора документ «Отмена Фридрихом II городских и ремесленных вольностей». Рассказ о действиях Фридриха II можно сочетать с элементами беседы: 1. Чем привлекала Италия Фридриха I и Фридриха II? 2. Почему Папа объявил Фридриха II пиратом за договор с султаном? 3. Что общего между дедом и внуком? Что их отличает? 4. Чем вы объясните гибель всех потомков императора Фридриха II?

4. Этот пункт весьма важен для понимания формирования европейской демократии.

Первый вариант: желательно вспомнить, каким образом основы демократии складывались во Франции, Англии. При объяснении материала об образовании Швейцарии указывается на карте область Альп, где был создан союз альпийских кантонов, перечисляются причины его возникновения, благоприятные обстоятельства, устройство и управление кантонами. Детям дается задание рассмотреть физическую карту и определить, почему швейцарцам удалось отстоять свою независимость от германских монархов. Чем привлекательны были эти земли для Габсбургов? Какая существует связь между образованием Швейцарии и княжескими междоусобицами?

Второй вариант: после небольшого комментария учителя учащиеся самостоятельно изучают эту часть материала. Поможет им организовать работу вопрос на полях с. 207.

5. В завершение материала об ослаблении имперской власти и укреплении позиций князей учитель объясняет причины появления «Золотой буллы». Перед началом изложения материала следует вспомнить, что такое булла. Можно напомнить, что об этом говорилось на с. 174. В ХIII—ХIV вв. развиваются тенденции к раздробленности Германии (княжеское право). Документ параграфа о низложении короля Адольфа Нассауского (1298 г.) также свидетельствует о том, что император все больше зависел от князей. Несколько позже «Золотая булла» узаконила самостоятельность германских князей и ограничила власть императора. Следует отметить, что многие ее положения реально действовали в отдельных княжествах и ранее, но Карл IV официально подтвердил их. Поэтому развитие централизации в Германии, в отличие от Англии и Франции, носило не общегосударственный, а локальный характер.

Вопросы для закрепления нового материала:

1. Кто из германских императоров настойчиво пытался противостоять раздробленности? Аргументируйте ответ примерами. 2. Что свидетельствовало об ослаблении позиций монархической власти? 3. Что собой представляет «Золотая булла»? 4. Что стало причиной появления «Золотой буллы»? 5. Каково значение ее появления? 6. Назовите причины ослабления власти императора в Германии. Кому это было выгодно и почему? 7. Кому была невыгодна раздробленность и почему?

Далее предлагается ответить на главный вопрос к § 21 и к главе VII.

Задание на дом: § 21, все виды вопросов и заданий к нему. Подготовиться к итоговой контрольной работе по главе VII.

ОТМЕНА ФРИДРИХОМ II ГОРОДСКИХ

И РЕМЕСЛЕННЫХ ВОЛЬНОСТЕЙ (1231—1232 гг.)

Мы санкцией настоящего эдикта совершенно отменяем… во всех городах и местах Германии коммуны, советы, бургомистров, ректоров и всяких других должностных лиц, которые ставятся городской общиной без соизволения архиепископов или епископов. Отменяем также… для всех ремесел братства, или товарищества… Мы отныне и впредь окончательно отменяем и объявляем совершенно ничего не значащими и пустыми все привилегии, патенты и грамоты, данные либо нашей милостью, либо предшественниками нашими, а также архиепископами и епископами какому-либо городу относительно сообществ, коммун и советов в умаление власти князей, империи или частных лиц.

ГЕНРИХ ЛЕВ

В истории правления Фридриха Барбароссы одно из самых важных мест занимают его отношения с могущественным герцогом Саксонии Генрихом Львом из рода Вельфов. Еще юношей тот возглавил Крестовый поход против поморских славян; захваченные у них земли попали под его контроль. Во время первого похода Барбароссы в Италию Генрих оказал ему поддержку и в награду получил в лен герцогство Баварское. А после женитьбы на Матильде — дочери Генриха II Плантагенета он мог тягаться силами с самим Барбароссой. Однако его могущество вызывало недовольство не только у императора, но и у многих светских и духовных феодалов. Когда император собирал силы для очередного похода в Италию, высокомерный герцог потребовал за свое участие новых уступок. Фридрих отказался, а в начавшемся походе потерпел поражение. В 1179 г. на рейхстаге он перед лицом князей объявил Генриха виновником этой неудачи и вызвал на суд. Тот не явился и был лишен всех ленов, которые держал от короля. Генрих пытался отстоять свои владения, но потерпел поражение и вынужден был удалиться в изгнание в Англию. После его смерти вражду с Гогенштауфенами унаследовали его дети.

ГВЕЛЬФЫ И ГИБЕЛЛИНЫ

Во время походов в Рим германские императоры обычно оказывались вовлечены в политическую борьбу в Италии: между соперничавшими городами, между городами и феодалами, внутри городов. Постепенно в Италии сложились две основные партии: гвельфов и гибеллинов. Гвельфы обычно были противниками императора и сторонниками Папы; их название происходит от фамилии враждебного императорам из династии Штауфенов рода Вельфов. Гибеллин — переиначенное название родового замка Штауфенов Вайблинген. Первоначально среди гибеллинов преобладали дворяне, а среди гвельфов — торговцы и ремесленники, но со временем картина сильно усложнилась. Кроме того, соперничавшие друг с другом города обычно придерживались разной ориентации.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.