logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: показать этапы развития Англии и обстоятельства, способствовавшие сначала укреплению королевской власти, а затем объединению общества против короля, образованию парламента. Показать историческую роль Великой хартии вольностей и образования парламента. Развивать умения соотнесения, группировки, сравнения, обобщения.

Новые понятия: шериф, графства, парламент, сословное представительство.

I. Текущий контроль знаний и умений: 1. Докажите, что власть короля во Франции имела опору в обществе. 2. Составьте рассказ о французском короле с помощью иллюстраций. 3. Сравните методы управления страной разными монархами из династии Капетингов. 4. Почему Церковь канонизировала Людовика IХ? 5. Что отличает короля Людовика IХ от других монархов? 6. Покажите на карте домен Филиппа IV Красивого. 7. Что привело к конфликту в Ананьи? В чем ошибка Бонифация VIII? 8. Почему стал возможен созыв Генеральных штатов? 9. Игра «Путаница»: расставьте буквы в нужном порядке и объясните значение понятий: рэп, дус, лосвиесо. 10. Какова роль третьего сословия в появлении Генеральных штатов? 11. Каково значение сословно-представительного органа для дальнейшего развития Франции? 12. Какие обстоятельства способствовали оформлению сословной монархии во Франции в начале ХIV в.? 13. На основе понятий, предложенных учителем, составьте краткий обзор событий, описанных в параграфе (объединение, помазание на царство, домен, сословная монархия, судебные поединки, «40 дней короля», Генеральные штаты).

II. Экспресс-опрос (быстрые вопросы и краткие ответы): 

1. Назовите дату: падения Западной Римской империи; раскола христианской Церкви; образования Франкской империи; Первого Крестового похода; нормандского завоевания Англии; образования Генеральных штатов. 2. Назовите имя: военачальника, низложившего последнего римского императора; последнего римского императора; василевса, при котором Византия достигла вершины своего могущества; основателя ислама; первого польского короля; короля, жившего в ХIII в. и канонизированного вскоре после смерти; императора, который в ХI в. упорно боролся с Папой Римским; короля, впервые созвавшего Генеральные штаты.

План изучения нового материала: 

1. Англия после нормандского завоевания. 

2. Анжуйская держава и ее создатель. 

3. Великая хартия вольностей. 

4. Возникновение английского парламента.

      1. Объяснение первого пункта параграфа основывается на карте «Англия и Франция в ХI — начале ХIV в.». Учащимся предлагается вспомнить, когда и кем было осуществлено нормандское завоевание Англии и кто возглавлял сопротивление завоеванию.

      Развивая ответы учащихся, педагог излагает основные методы укрепления власти завоевателей в Англии. Замок в Рочестере (с. 193) — одно из свидетельств того, что нормандцы решили остаться на территории Англии надолго. Следует спросить у учащихся: что характерно для этого сооружения?

      Рассказывая о Вильгельме Завоевателе, необходимо акцентировать внимание ребят на вопросе на полях с. 193. Обсуждение этого вопроса можно обратить в короткую дискуссию. Для более полного восприятия материала следует предложить вопрос: какое значение для Вильгельма имела «Книга Страшного суда»? Отмечается, что в итоге политики завоевателей королевская власть в Англии стала сильнее, чем во Франции.

      2. При объяснении материала об Анжуйской державе и ее создателе на карте на с. 187 необходимо найти территорию графства Анжу (с центром в городе Анже) и других английских владений во Франции. Учащиеся отвечают на вопросы: 1. Какое значение имели эти территории для Англии и Франции? 2. Каковы последствия укрепления власти английского короля во Франции?

      Далее учитель предлагает рассмотреть рисунок на с. 194 и ответить на вопросы: 

1. Почему Генрих Плантагенет похоронен в аббатстве? 

2. Почему английский король покоится во Франции?

    Последовательно излагаются причины возникновения Анжуйской державы, основные реформы Генриха II Плантагенета по укреплению власти в своем графстве (административная, военная, судебная реформы, попытка подчинить Церковь). Актуален будет вопрос о том, что такое держава и почему владения Плантагенетов называют державой. Особое внимание по ходу объяснения следует уделить созданию профессионального войска, укреплению королевского суда с институтом присяжных. (В этом случае целесообразно доступно и кратко объяснить детям современное назначение суда присяжных.) Военная реформа сделала короля более свободным в военном деле: теперь не всегда нужно было созывать рыцарей. В эпизоде с Томасом Бекетом необходимо показать стремление Генриха II подчинить Церковь, вместе с тем следует выделить характер Тома Бекета, мотивы его поступков, предложить рассмотреть сцену убийства Бекета на реликварии на с. 195. Подчеркивается, что в ХII в. позиции Церкви были достаточно сильны, и потому Томас Бекет мог противостоять своему государю, чувствуя за собой поддержку общества и Папы Римского. В этом месте можно предложить ребятам найти в тексте подтверждение этих слов учителя. Итогом обсуждения этого эпизода может стать ответ на вопрос на полях с. 195.

      3. В ходе рассказа учитель показывает, как перестает действовать стройная централизованная система управления, созданная основателем Анжуйской державы — Генрихом II. Эту власть поддерживали рыцарство, горожане и свободные крестьяне. Далее учитель описывает нарастание конфликта между баронами и королем (см. ниже отрывки из хроник). Объясняя падение авторитета короля, ослабление центральной власти в Англии, не следует считать главной причиной этого личные качества короля Иоанна, его слабость как правителя. Причины были гораздо глубже. К ним следует отнести попытку противостояния Папе Иннокентию III (вопрос на полях с. 196), позиции которого были достаточно сильны; социальные противоречия из-за войны с Францией; усиление самостоятельности баронов.

      В конечном итоге король подчинился требованию баронов и подписал Великую хартию вольностей. Желательно, чтобы дети записали в тетради содержание понятия «Великая хартия вольностей» — грамота короля Иоанна, дарующая определенные свободы и привилегии подданным. Учитель организует комментированное чтение отрывка из текста Хартии (документ § 20), подчеркивает, что это первый документ эпохи Средневековья, который ограничивал власть монархии, давал некоторые гарантии от произвола.

      Важно разъяснить, что с подписанием Хартии беспорядки в стране не прекратились. В то же время целесообразно обратить внимание, что «совет 25» состоял из баронов, и спросить у ребят, почему так получилось. Важно также подчеркнуть неоднозначность оценки хартии историками. Эффективна будет дискуссия учащихся о значении Хартии. В этом случае нельзя обойти вопрос на полях с. 197. Интересно услышать ответы детей на вопросы: в чем состояла в то время демократия по-английски? Как называется современный представительный орган в нашей стране?

      4. В этой части параграфа особенно рельефно показывается противостояние власти и общества в Англии, приведшее к образованию парламента. Учитель отмечает, что бароны не остановились на достигнутом, а власть не стала крепче при сыне Иоанна — Генрихе. Заручившись поддержкой рыцарства и горожан, бароны подняли мятеж, в результате которого король и принц Эдуард попали в плен. Судьбу страны должен был решить представительный орган, созванный графом Монфором в 1265 г. Затем главный мятежник погиб, противостояние закончилось, и власть короля восстановилась. Королем стал Эдуард I, сохранивший и использовавший завоевание гражданского противостояния — парламент. Детям следует зарисовать в тетрадь схему «Парламент — сословно-представительный орган Англии» и прокомментировать ее.


      Учитель подчеркивает широкую компетенцию парламента, выделив утверждение налогов и контроль за расходами. Особо следует остановиться на образовании палаты общин.

      В конце объяснения новой темы учитель спрашивает: в какой еще стране и когда возник сословно-представительный орган? Что его отличает от английского парламента? Учитель предлагает ответить на главный вопрос к главе.

      Далее учитель отмечает, что представительные органы появились и в других европейских странах. Это вовлекало некоторые слои общества в управление страной. Так в упорной борьбе складывались основы европейской демократии.

      Образование сословно-представительных органов в европейских странах

Страна

Время образования

Сословно-представительный орган

Испания (Кастилия)

1188 г.

Кортесы

Англия

1265 г.

Парламент

Франция

1302 г.

Генеральные штаты

Швеция

1435 г.

Риксдаг

Германия

ХV в.

Рейхстаг

Нидерланды

1463 г.

Генеральные штаты

Польша

Конец XIV ― XV в.

Сейм

Задание на дом: § 20, вопросы к тексту и на полях, документ.

 

ХРОНИКИ О РАЗВИТИИ КОНФЛИКТА МЕЖДУ БАРОНАМИ И ИОАННОМ БЕЗЗЕМЕЛЬНЫМ

1201 г. …Когда бароны Англии собрались в Портсмуте, чтобы отправиться с королем за море, король взял у каждого из них деньги, которые они должны были истратить на службе, и позволил им вернуться домой.

1210 г. Король Иоанн под предлогом возвращения Нормандии и других своих земель, которые отнял у него король Франции Филипп, взыскал неисчислимый и ни с чем не сравнимый налог чистыми деньгами, не щадя ни церковных людей, ни мирян…

1213 г. Король… пригласил баронов нортумбрийских, чтобы они отправились с ним за море, но они единодушно отказались, утверждая, что в этом они не обязаны ему службой согласно условиям, на которых они держат свои земли… В негодовании король, собрав массы воинства, хотел стереть их с лица земли, но разумными доводами архиепископ обуздал его ярость.

В том же году… собрались в городе Лондоне… архиепископ Кентерберийский с епископами, аббатами, приорами, деканами и баронами королевства… На этом совещании, как говорят, упомянутый архиепископ подозвал к себе некоторых вельмож королевства и стал говорить им секретно таким образом: «Вы слышали, как в Уинчестере я снял с короля отлучение и заставил его дать клятву, что он уничтожит несправедливые законы и восстановит добрые, т. е. законы Эдуарда, и заставит всех в королевстве их соблюдать. Ныне найдена некая хартия Генриха I, короля Англии, с помощью которой вы могли бы, если бы захотели, восстановить в прежнем виде давно утраченные вольности».

ВИЛЬГЕЛЬМ ЗАВОЕВАТЕЛЬ ПРОТИВ КОРОЛЯ ГАРОЛЬДА

Английский король Эдуард Исповедник, умирая бездетным, назначил своим наследником брата своей жены Гарольда Годвинсона, могущественного эрла Уэссекса. К тому времени он уже был известен как храбрый воин и решительный правитель. Поэтому Совет мудрых сразу же после смерти Эдуарда утвердил Гарольда на английском троне. Спешка была оправданной, ведь существовал и другой претендент на английский трон — герцог Нормандии Вильгельм.

Вильгельм был внучатым племянником матери Эдуарда и утверждал, что Эдуард еще в 1051 г. признал его своим наследником. Это был опаснейший соперник. Наряду с обязательной для правителя того времени воинской доблестью его отличали железная воля, ум, энергия, дальновидность и отсутствие всякой жалости ко всем, в ком он видел угрозу. У него было и еще одно важное преимущество. Ведь еще раньше Гарольд, корабль которого однажды потерпел крушение у берегов Нормандии, оказался почетным пленником герцога, и тот вынудил его поклясться на ларце со святыми мощами, что он поможет Вильгельму получить английскую корону. Хотя Гарольд позже уверял, что никаких мощей в глаза не видел, но Вильгельм обвинил его в страшном грехе — клятвопреступлении, что помогло ему добиться поддержки со стороны Папы Римского.

Положение Гарольда усугублялось тем, что, помимо Вильгельма, ему угрожал собственный мятежный брат эрл Тостиг, объединившийся с норвежским королем Харальдом Хардрадой. Союзники высадились на северо-востоке Англии, но Гарольд молниеносно выступил им навстречу и разгромил их в кровопролитной битве у Стамфордбриджа. Спустя несколько дней победитель узнал, что на юге высадилось войско Вильгельма.

БИТВА ПРИ ГАСТИНГСЕ

Силы сторон были с самого начала неравны. Если Вильгельм сумел полностью отмобилизовать все свои силы, располагая и лучниками, и арбалетчиками, и многочисленной рыцарской конницей, то в войске Гарольда профессиональными воинами могли считаться только королевские телохранители — хускерлы. Торопясь не дать противнику закрепиться, Гарольд к сражению собрал далеко не все свои силы, а те, кто был с ним, устали от тяжелого сражения и долгих переходов. Тем не менее англосаксы оказали нормандцам героическое сопротивление и даже имели некоторые шансы на успех. Нормандской коннице не удавалось пробить живую стену английской пехоты, и тогда Вильгельм приказал имитировать бегство, чтобы заставить Гарольда покинуть свою удобную позицию и разорвать строй. Замысел удался, и англосаксы понесли большие потери. А когда стрелой был убит сам Гарольд, заменить его никто не смог, и нормандцы вырвали-таки победу. Гвардия хускерлов не пожелала отступить и, как один, полегла на поле боя.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.