logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: сформировать представление у учащихся о складывании экономических, политических и социальных предпосылок объединения Франции; содействовать пониманию причин и особенностей учреждения Генеральных штатов. Продолжить работу по формированию умений группировки, сравнения, аргументации, обобщения и самоконтроля.

Новые понятия: судебная процедура, третье сословие, Генеральные штаты, сословная монархия.

I. Итоговый контроль по главе VI: 1. Что способствовало усилению Католической церкви в ХI—ХIII вв.? 2. Кто из Пап Римских своей деятельностью наиболее способствовал укреплению Церкви? 3. Чем были вызваны Крестовые походы? 4. Покажите на карте государства крестоносцев и расскажите об их судьбе. 5. Сколько известно крупных Крестовых походов в Палестину? Укажите их отличительные особенности. 6. Игра «Путаница»: расставьте в нужном порядке буквы и объясните значение понятий: афенама, сьере, аннитыио, гойльцыаби, ниепокая, нишгрек. 7. Какие сведения о Первом и Третьем Крестовых походах можно извлечь из карты на с. 166? 8. Самостоятельно выберите один из рисунков к § 18 и прокомментируйте его содержание. 9. Назовите последствия Крестовых походов. 10. Что было главной причиной появления ересей? 11. Назовите причины борьбы Церкви с ересями и еретиками. 12. Зачитайте текст интервью с Иннокентием III.

II. Понятийный экспресс-опрос.

1. Объясните содержание понятий: община, сеньория, лично зависимые крестьяне, буржуа, магистрат, городская республика, натуральное хозяйство, бюргеры, цехи, гильдия, шедевр, подмастерье, индульгенция, ереси, Православная церковь, Католическая церковь, Клюнийская реформа, «хождение в Каноссу», Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарские ордены, францисканцы, доминиканцы, инквизиция, нищенствующие ордены, Альбигойские войны.

2. Назовите страну, где: Капитолий стали называть Козьей горой; столицей был город, когда-то называвшийся Лютецией; во множестве возникли города-коммуны; во главе городского управления стоял бургомистр; образовались города-республики; образовался Ганзейский союз; произошел формальный раскол христианской Церкви, прозвучал клермонский призыв; в июне 1099 г. произошли важные события.

III. Игра «Вспомните и назовите». Определите последовательность событий: 1. Раскол в христианской Церкви. 2. Возникновение ислама, хиджра. 3. Падение Западной Римской империи. 4. Отшельничество святого Антония. 5. Образование Франкской империи. 6. Нашествие норманнов на Европу. 7. Второй Крестовый поход. 8. Первый Крестовый поход. 9. Верденский раздел. (Ответы: 4, 3, 2, 6, 5, 9, 1, 8, 7.)

IV. Игра «Клуб „Неоновый попугай"».

Эта игра проводится на основе телепередачи «Белый попугай», где собираются рассказчики и любители анекдотов. Задача данной познавательной игры и игроков — рассказать не менее трех случаев из жизни известных исторических деятелей — участников Крестовых походов.

План изучения нового материала:

1. Как и почему Франция объединилась против короля.

2. Трудный путь к торжеству Капетингов.

3. Святой король.

4. Победы и поражения Филиппа IV Красивого.

Тема этого параграфа объемна и обычно сопряжена с трудностями при усвоении. Для того чтобы создать увлекательную ситуацию на уроке, учитель может предложить учащимся «урок заочного путешествия», когда все события излагаются учителем так, будто учащиеся являются их очевидцами. Эта нетрадиционная форма урока в большей степени будет способствовать заинтересованности, формированию конкретных образных представлений о противоречивых путях Франции к объединению.

Другой вариант предусматривает объяснение учебного материала учителем в форме диалога.

1. Изложение нового материала следует начать с задания учащимся объяснить значение понятий: бенефиций, феод, домен, феодальное государство, феодальные отношения. Обратите внимание на вопрос на полях с. 183. Последовательно, прерываясь на беседу с учащимися, излагается материал первого пункта параграфа. Учитель предлагает ребятам вспомнить, когда и в связи с чем начался период раздробленности во Франции. Какой была власть короля? Учитель перечисляет признаки слабости королевской власти. Затем, рассуждая о возможных путях объединения страны, педагог показывает политические преимущества короля в условиях раздробленности. Следует обратить внимание на рис. на с. 184 с изображением коронации Филиппа II Августа. На рисунке детям предлагается найти самого могущественного вассала Филиппа — английского короля Генриха II Плантагенета. Следует акцентировать внимание ребят на вопросе: какое значение имели помазание короля и Божественная благодать? По ходу объяснения учителя учащимся необходимо ответить на вопрос на полях с. 185. На карте указывается королевский домен, на территории которого перекрещивались торговые пути. Прежде всего королю необходимо было подчинить феодалов в своем домене. В этой связи учитель привлекает документальное свидетельство аббата Сугерия — правой руки короля Людовика VI (начало ХII в.).

Для закрепления изложенного материала можно предложить вопросы и задание:

1. Подумайте, собирал ли король налоги в период раздробленности.

2. Почему вассалы короля стремились к самостоятельности, нарушали клятву верности сюзерену?

3. Кто был сторонниками объединения страны и почему?

2. Объясняя материал о собирании земель Капетингами, учитель излагает сложные перипетии борьбы за объединение. При этом используется карта на с. 187. Педагог подчеркивает, что Капетингам не всегда улыбалась удача, и предлагает учащимся найти в учебнике строки о неудачах Капетингов. Затем учитель обращает внимание учащихся на переломный период — правление короля Филиппа II Августа. Рассказывая о нем, нельзя не вернуться вновь к рисунку на с. 184, изображающему пышную коронацию Филиппа II. Он смог отвоевать у Англии территории (учитель показывает их на карте), которые увеличили его домен. Вопрос детям по ходу изложения: чем отличается домен от феода? Далее целесообразно задать вопрос, вынесенный на поля с. 186. Конечно, увеличение королевского домена означало объединение страны. О могуществе французских королей свидетельствует их дворец на острове Ситэ в центре Парижа и его мощные укрепления (с. 184).

3. Учителю следует построить изложение материала о Людовике IХ таким образом, чтобы дети поняли, какое место занимает этот материал в параграфе и в чем же святость короля. Одного лишь личного благочестия и покровительства Церкви, конечно же, было бы недостаточно для канонизации; решающую роль здесь сыграло то, что именно Людовик IХ стал организатором двух Крестовых походов и погиб в последнем из них. Хотя размеры королевского домена за долгое царствование этого монарха практически не изменились, необходимо подчеркнуть важность его правления для закрепления результатов объединения, достигнутых предшественниками. Для достижения цели необходимо сочетать работу учащихся с учебником по заданию учителя и дополнительные сведения к характеристике короля, почерпнутые из воспоминаний Жуанвиля, близко знавшего Людовика IХ (см. ниже). Еще одним небольшим штрихом к формируемому образу святого короля будет рисунок на с. 188. Работу учащихся с учебником можно организовать с помощью задания и вопросов: 1. В чем проявлялась простота короля и забота о своих подданных? 2. Подумайте, в сравнении с кем Людовик IХ был скромнее, добродетельнее и что способствовало восприятию его как святого. 3. Что удалось достигнуть королю благодаря поддержке народа?

Для тех педагогов, кто специально заинтересуется вопросом о канонизации средневековых европейских монархов, кстати случавшейся достаточно редко, познавательной будет работа: Парамонова М. Ю. Культы святых королей в Западной и Центральной Европе // Другие Средние века: К 75-летию А. Я. Гуревича. — М.; СПб., 2000. — с. 267 — 287.

Наряду с этим данный пункт параграфа можно предложить учащимся для самостоятельного изучения с заданием выписать по ходу чтения ключевые слова пункта 3 «Святой король». Затем выполнить задание на полях с. 186.

4—5. Рассказ о политике, победах и поражениях Филиппа IV Красивого учителю можно построить на основе сравнения с методами управления страной Людовиком IХ по плану: 1) отношения с Церковью; 2) отношения с третьим сословием; 3) источники пополнения казны; 4) возврат французских владений; 5) оформление сословной монархии.

Наглядную картину успехов объединения страны к началу ХIV в. дает карта на с. 187.

При объяснении учебного материала акцентируется внимание учащихся на новых понятиях, которые необходимо выписать на доске.

По ходу объяснения следует подчеркивать изменения в отношениях между светской властью и Церковью, подводя детей к тому, чтобы они самостоятельно определили причины этих резких перемен. Прежде всего нужно вспомнить, что произошло в 1077 г. в Каноссе. Скандал с «пощечиной в Ананьи» ярко укажет на разницу в отношениях между Церковью и светской властью. Следствием изменившихся отношений стал переезд пап в Авиньон (рис на с. 189). В ходе борьбы короля за объединение страны исчез орден тамплиеров. Необходимо вспомнить, где, когда и с какой целью он был создан (вопрос на полях с. 190). Рассказывая о приращении территории, следует показать на карте приобретения удачливого короля. Задание на полях с. 189 поможет детям понять, какие территории Филипп IV стремился подчинить в первую очередь. При объяснении материала о расширении королевского домена следует организовать работу с контурными картами.

Важно подчеркнуть, что образование сословно-представительного органа — это результат отнюдь не только противостояния Папы и французского короля, нуждавшегося в поддержке подданных, своего рода плата за поддержку. Вместе с тем это следствие и успехов централизации, и новых форм политической активности первых двух сословий, и усиления влияния третьего сословия.

Объяснение учителя должно включать краткий обзор методов достижения цели разными монархами, следует отметить их противоречивость, лавирование и способность находить компромиссы. Следует указать, что в борьбе с Папой королевская власть пользовалась достаточно широкой поддержкой общества и это позволило французскому королю Филиппу IV добиться победы, в отличие от германского императора Генриха IV который в свое время не имел такой поддержки. Итогом политики французских королей в ХIII — начале ХIV в. стали огромные успехи в объединении страны и укреплении центральной власти, опирающейся не только на государственный аппарат и армию, но и на сословно-представительный орган — Генеральные штаты. По ходу объяснения учитель предлагает ответить на вопросы: 1. Покажите на карте Фландрию и определите словами ее местоположение, значение для Франции. 2. Имели ли постоянную резиденцию французские короли? 3. Откуда появилось словосочетание «пленение пап»? 4. Какое из событий ХIV в. можно назвать «Каноссой наоборот»? Поясните свою точку зрения.

По завершении изложения нового материала и его закрепления целесообразно предложить учащимся ответить на вопрос к параграфу.

Задание на дом: § 19, вопросы к тексту, документу, карте, рисункам. Продумать инсценировку спора Людовика IХ и Филиппа IV о способах укрепления власти и управления страной. Написать краткие характеристики Филиппа II Августа, Людовика IХ, Филиппа IV Красивого. Выписать в тетрадь новые понятия и их объяснение.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ЖУАНВИЛЯ,

ПРИБЛИЖЕННОГО КОРОЛЯ ЛЮДОВИКА IX

Святой король так любил правду, что даже перед сарацинами не отрекался от того, что обещал… В пище он был так умерен, что никогда в жизни я не видел его заказывающим еду, но он просто ел то, что приготовляли его повара и подавали ему на стол…

В летнее время часто случалось, что он удалялся в Венсенский лес после обедни, садился, прислонившись к дубу, рассаживал нас вокруг себя, и все, кто имел дело к нему, приходили к нему свободно, не препятствовали им ни стражники, ни кто другой.

Мир, который он заключил с королем Англии, заключил он против желания своего Совета, который заявлял ему: «Сир, нам кажется, что вы теряете землю, которую даете королю Англии, ибо он не имеет на нее прав, ведь его отец потерял ее по суду». На это король ответил, что ему хорошо известно отсутствие прав у английского короля, но есть основательная причина дать ему землю. «Ведь мы женаты на сестрах, и наши дети — двоюродные братья, поэтому подобает быть миру между нами. Для меня же в мире с королем Англии великая честь, ибо он становится моим человеком, чем он не был раньше»…

Последний из отрывков — интересный пример непоследовательности централизаторской политики французских королей. Людовик IХ с самыми лучшими побуждениями сохраняет оплот англичан на французской земле, создавая тем самым проблемы для своих потомков. В данном случае король мыслит полностью в категориях вассально-ленных отношений, предпочитая честь политической целесообразности.

ФИЛИПП II АВГУСТ

Филипп наследовал отцу, Людовику VII, в возрасте всего 15 лет, но уже в юности проявил выдержку и редкие способности по части политической интриги, умело ссоря Генриха II Плантагенета с его сыновьями. Распоряжения, которые 25-летний король сделал, отправляясь в Крестовый поход, рисуют его уже зрелым политиком, а сам поход заметно расширил его кругозор. Вернувшись, он начал методичную работу по объединению страны и укреплению своей власти. В те годы автор одной из хроник охарактеризовал его как «красивого человека, хорошо сложенного, с улыбающейся физиономией, лысого, с красным цветом лица, склонного хорошо выпить и хорошо поесть… предусмотрительного, упрямого… скорого на решения и осторожного, любящего посоветоваться с людьми незначительными». Он скромно одевался, старался говорить кратко и умел заставить себя бояться. Огромное честолюбие сочеталось у него с изворотливостью ума и политическим благоразумием, которое редко его покидало. Успехи в борьбе с Иоанном так его окрылили, что под конец жизни он мечтал даже соединить под властью Капетингов короны Англии и Франции.

«БИТВА ШПОР» ПРИ КУРТРЕ

Одним из важнейших направлений деятельности Филиппа Красивого было стремление подчинить себе богатую Фландрию. Графы Фландрии были вассалами французских королей, но стремились проводить самостоятельную политику. Французам удалось овладеть графством, но их злоупотребления вызвали в мае 1302 г. восстание в Брюгге. Движение сопротивления охватило всю Фландрию. Филипп IV немедленно стал готовить армию для нанесения решительного удара. Сражение произошло 11 июля 1302 г. у города Куртре. Фламандское войско состояло исключительно из пеших горожан, вооруженных в основном тяжелыми пиками; оборонительное оружие было далеко не у всех. Зато занятая позиция была для них на редкость благоприятной: обойти ее было невозможно, а при фронтальном наступлении рыцарской коннице французов нужно было пересечь глубокий ручей с заболоченными берегами. В начале сражения французские стрелки заставили фламандцев отойти от берега ручья, и конница успешно переправилась через него, но, прежде чем всадники успели разогнать своих коней (что обычно и приносило успех рыцарям против пехотинцев), они сами были внезапно атакованы и разгромлены. Победу фламандцам принесли не только достоинства их позиции и таланты военачальников: простые горожане сознавали, что борются за свою свободу. Рыцари, привыкшие биться с себе подобными, оказались беспомощны перед суровой решимостью народной армии; уцелевшие в панике бежали. Победители сняли с убитых рыцарей несколько сотен золотых шпор, что и дало сражению его название. Это была, пожалуй, первая крупная битва, в которой рыцарская конница была разгромлена силами одной лишь пехоты.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.