logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении — Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения.

Новые понятия: Крестовые походы, крестоносцы, духовно-рыцарские ордены.

I. Текущий контроль знаний и умений: 1. Поясните фразу «Вне Церкви нет спасения». 2. Докажите, что Католическая церковь в ХI в. заметно усилилась. 3. Составьте рассказ по иллюстрациям параграфа. 4. Один ученик заполняет на доске таблицу «Разделение Церквей», другой оценивает содержание таблицы. 5. Игра «Путаница»: расставьте буквы в нужном порядке и дайте определение понятиям: генльинцияду, стинвата, чеотелуни, марефор. 6. Предложить одному учащемуся (или нескольким) записать на доске кроссворд, составленный дома, другому ученику ― разгадать его.

II. Кроссворды педагогу следует собрать у детей заранее, проверить, а затем предложить для разгадывания как работу над понятиями.

      По завершении беседы учитель обобщает, что усобицы разъединяли средневековое общество, светская власть слабела, и в этот момент Церковь взяла на себя роль объединяющей силы, способной повести за собой общество.

      План изучения нового материала: 

1. «Так хочет Бог!» 

2. Первый Крестовый поход. 

3. Крестоносцы на Востоке. 

4. Короли-соперники. 

5. На переломе. 

6. Упадок и конец крестоносного движения.

      1. В начале объяснения учитель предлагает учащимся вспомнить, в связи с чем впервые упоминались в истории Средних веков турки-сельджуки (в связи с нападением на Византию в ХI в. — с. 65). Далее учитель продолжает рассказ о том, что вторгшиеся с Востока племена турок-сельджуков к концу ХI в. захватили почти всю Малую Азию (предлагает каждому учащемуся найти на карте) и создавали угрозу для христианских паломников. Византия запросила помощи у Запада. церковный собор 1095 г. откликнулся на этот призыв. В этом месте рассказа учитель организует комментированное чтение документа учебника — отрывка из речи Папы Урбана II. Педагог предлагает найти в тексте источника строки о том, что Урбан II произносит повеление cамого Христа изгнать язычников из Святой земли. Вместе с тем ребятам предлагается задание вспомнить, что такое церковный собор. Затем учитель показывает, что разные группы населения были заинтересованы в участии в Крестовых походах. Объясняется происхождение слова «крестоносцы» (рис. на с. 163). В конце изложения этой части параграфа педагог предлагает вопросы и задания: 1. Кто выступил в роли организатора Крестовых походов? 2. Почему представители разных слоев общества восприняли этот клермонский призыв как повод к немедленному выступлению? 3. Назовите цели Первого Крестового похода.

      2. Называется дата начала похода. Педагог предлагает обратиться к тексту, в котором дети должны найти строки об условиях похода. Затем учитель рассказывает о событиях, произошедших на пути к Иерусалиму, называет победы крестоносцев, дату взятия города. Важно проследить с детьми этот путь по карте на с. 166, рассмотреть рисунок на с. 164. Учитель спрашивает: сколько времени продолжается Первый Крестовый поход?

      3. Изложение материала об освоении крестоносцами завоеванных территорий учитель сопровождает показом на настенной карте либо обращает внимание детей на карту учебника на с. 166. Важно показать государства крестоносцев и отметить причины непрочности их существования. Подчеркивается, что противостояние было жестоким с обеих сторон: поединок рыцаря и сарацина на с. 168 ярко свидетельствует об этом. Кратко излагаются сведения о новых порядках, вводимых крестоносцами, создании духовно-рыцарских орденов. Учащимся следует предложить найти строки в тексте о вновь созданных объединениях крестоносцев. Предлагается рассмотреть на с. 168 замок Крак-де-Шевалье, обратить внимание на его укрепления, архитектуру. Рассматривается печать тамплиеров (с. 169). Обобщается роль духовно-рыцарских орденов в защите Святой земли. По ходу объяснения учитель активизирует внимание, мышление детей, задавая им вопросы: 1. Почему ордены называются духовно-рыцарскими? 2. Почему в их рамках объединились монашество и рыцарство? 3. В чем были сложности существования государств крестоносцев на Востоке?

      4. Педагог, продолжая развивать ответ учащегося на вопрос 3, говорит о непрекращавшихся попытках мусульман изгнать христиан с Востока. Предлагает найти доказательство этого в тексте учебника. Затем отмечает, что усиление сопротивления мусульман, захват ими графства Эдесса стали причиной нового, Второго Крестового похода, который не принес изменений. Далее учитель рассказывает о Салах-ад-Дине (рис. на с. 169), объявившем священную войну против крестоносцев (учитель предлагает вспомнить, как называется священная война мусульман против иноверцев — джихад), объединившем мусульман надеждой на победу и захватившем благодаря этому Иерусалим. Здесь учитель напоминает, что усобицы рыцарей, феодальные отношения, которые утвердились на рыцарском Востоке, не способствовали укреплению их государств. Третий поход, в котором участвовали могущественные монархи Европы, имел целью возвращение Иерусалима. Учитель, опираясь на карту на с. 166, излагает все обстоятельства похода и его результаты. Золотая монета государств крестоносцев (рис. на с. 170) свидетельствует о развитии товарно-денежных отношений. Главный итог похода — безуспешность попытки вернуть Иерусалим. Целесообразно кратко изложить биографические сведения о Фридрихе Барбароссе, Ричарде Львиное Сердце (рис. с его изображением на с. 169) и Филиппе II Августе.

      5. Учитель показывает обреченность крестоносного движения на примере Четвертого Крестового похода (см. карту на с. 170), предлагая найти в тексте свидетельства этого. Жажда обогащения, наживы возобладала в среде крестоносцев и уничтожила высокий порыв первых крестоносцев, а также привела к распаду Византийской империи. Убедительным доказательством грабительских действий крестоносцев может служить рисунок на с. 171. Предложенные в пособии документы освещают с разных позиций разграбление Константинополя. В этой связи целесообразно предложить короткую дискуссию о том, почему среди крестоносцев возобладали такие настроения, изменилось понимание добра и зла. Между тем следует упомянуть и о детском походе — еще одном свидетельстве кризиса крестоносного движения. Педагог подчеркивает, что за идею взрослых поплатились дети, судьбы их трагичны: тысячи погибли или были проданы в рабство.

      6. Объясняя причины упадка и прекращения крестоносного движения, учитель обращает внимание учащихся на попытки Церкви возродить его былой дух. Предлагает найти в учебнике строки, свидетельствующие об этом факте. Педагог отмечает, что неудачный Восьмой Крестовый поход 1270 г. был последним. Завершается изложение темы подведением итогов (положительных и негативных) и рассказом об уроках Крестовых походов. Статуя крестоносца, вернувшегося домой (с. 172), красноречиво свидетельствует о результатах походов. Если позволяет время, учитель организует беседу по закреплению нового материала по вопросам: 1. Кто стал участниками Третьего и Четвертого походов крестоносцев? 2. В чем отличие Четвертого похода от предыдущих? 3. Почему это военно-религиозное движение бесславно закончилось? 4. Какие положительные последствия походов крестоносцев вы можете назвать?

      В конце урока следует ответить на главный вопрос к параграфу.

      Задание на дом: § 17, вопросы и задания к нему. Заполнить таблицу "Крестовые походы"

Причины

Повод

Особенности Первого Крестового похода

Итоги Первого Крестового похода

Особенности Третьего Крестового похода

Итоги Третьего Крестового похода

Особенности Четвертого Крестового похода

Итоги Четвертого Крестового похода

Последствия Крестовых походов для Европы и Востока

НИКИТА ХОНИАТ О РАЗГРАБЛЕНИИ КРЕСТОНОСЦАМИ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

Жители города, передавая себя в руки судьбы, вышли навстречу латинянам с крестами и святыми изображениями Христа, как это делается в торжественных и праздничных случаях. Но и это зрелище не смягчило души латинян, не укротило их мрачного и яростного духа: они не пощадили не только частного имущества, но, обнажив мечи, ограбили святыни Господни… Не знаю, с чего начать и чем кончить описание всего того, что совершили эти нечестивые люди! О ужас! Святые образа бесстыдно потоптаны! О горе! Мощи святых мучеников заброшены в места всякой мерзости!.. В те дни, как в древности, Христос был снова раздет и осмеян!.. О разграблении главного храма нельзя и слушать равнодушно… Когда им было нужно вывезти из храма священные сосуды, предметы необыкновенного искусства и чрезвычайной редкости, серебро и золото… они ввели в притворы храмов мулов и лошадей…

 

РАЗГРАБЛЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ ГЛАЗАМИ ЕГО УЧАСТНИКА ЖОФФРУА ВИЛЛАРДУЭНА

 …В течение многих веков никогда не находили столько добычи в одном городе. Всякий брал себе дом, какой ему было угодно, и таких домов было достаточно для всех. Таким образом, армия пилигримов и венецианцев разместилась по домам, и все радовались чести и победе, которую даровал им Бог и вследствие которой они перешли от бедности к богатству и наслаждениям.

Сравнив оба источника, легко показать различия в трактовке одного и того же события. Следует обратить внимание на то, что латиняне не воспринимали православные храмы и предметы культа как священные: со времен схизмы 1054 г. католики вообще не считали православных подлинными христианами.

 

СУДЬБА КРЕСТОНОСЦА

Одним из наиболее видных предводителей Первого Крестового похода был Стефан, граф Шартра и Блуа. Он получил прекрасное образование, отличался красноречием, писал стихи. Могущественный сеньор, имевший, по словам хрониста, столько замков, сколько дней в году, он щедро жаловал земли и привилегии монастырям и церквам. При этом он оставался храбрым воином, и некоторые современники считали его идеальным рыцарем. Под стать ему была его жена Адель — дочь знаменитого Вильгельма Завоевателя. Современники восхищались ее красотой и щедростью, умом и образованностью.

В 1096 г. Стефан принял крест и прошел вместе с армией «воинов Христовых» долгий и трудный путь от Франции до Сирии. Сохранились — и это величайшая редкость для столь давней эпохи — два его письма из Крестового похода к супруге, свидетельствующие и о не остывших за 15 лет брака чувствах графа, и о его незаурядном литературном таланте. Однако тяготы затянувшегося похода утомили графа, он скучал по дому и семье и, видимо, сочтя положение крестоносцев под Антиохией безнадежным, покинул лагерь и вернулся домой.

На родине Стефана осудили как ренегата, ему грозило отлучение от Церкви, но хуже всего были резкие обвинения собственной жены: дочь славного завоевателя не могла смириться с мыслью, что ее супруг заслужил всеобщее осуждение. Она руководствовалась и интересами их детей, будущее которых мог омрачить проступок отца. Все это вынудило графа вновь принять крест, и в 1102 г. он наконец достиг Иерусалима. Все еще не расставшись с чувством вины, он откликнулся на просьбу иерусалимского короля принять участие в военных действиях. В битве при Аскалоне в 1102 г. Стефан попал в плен и, видимо, был обезглавлен. Мученическая смерть сделала из бывшего отступника идеального крестоносца; престиж семьи был восстановлен. Вдова надолго пережила мужа и, обеспечив будущее детей, закончила жизнь в монастыре.

 

ОБ ИДЕЙНОЙ СТОРОНЕ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ

Пытаясь понять причины крестоносного движения, историки неизбежно сталкиваются с вопросом о том, как сами крестоносцы воспринимали Крестовые походы. По представлениям того времени, земной Иерусалим, считавшийся «пупом земли» и изображавшийся на картах в центре мира, был олицетворением небесного Иерусалима, т. е. Рая. В массовых же представлениях образы земного и небесного Иерусалима переплетались; путь к земному Иерусалиму с целью освобождения Гроба Господня становился и путем туда, где возможен физический контакт с Божественной сферой (что лежало в основе любого средневекового паломничества), т. е. путем к спасению души. Немалую часть крестоносцев составляли и те, кто совершил тяжкое преступление и должен был искупить его покаянным паломничеством ко Гробу Господню. Считалось, что, вступая на «стезю Господню», человек порывал с грехом; трудности и опасности, преодоленные в пути, уподоблялись аскетическим бдениям монахов. Именно по этой причине Папа Урбан I обещал участникам Первого Крестового похода, что отправившиеся в него получат отпущение грехов, а погибшие попадут в Рай. Тогда же, к концу ХI в., оформилась долго вызревавшая в христианском мире идея Священной войны против неверных, в которой слились идеи «военизации христианства» и «христианизации воинства»; распространилась практика благословения воинов и их оружия. Таким образом, Крестовые походы, и особенно Первый Крестовый поход, выступают перед нами, в числе других своих ипостасей, и как вооруженное покаянное паломничество.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.