logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: сформировать представление у учащихся об условиях усиления Католической церкви, определить причины этого процесса, установить причинно-следственные связи; продолжить работу по формированию общеучебных умений посредством вопросов и заданий.

Новые понятия: таинства, индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, Клюнийская реформа, отлучение от Церкви, «хождение в Каноссу», конклав.

I. Текущий контроль знаний и умений: 

1. Какие обстоятельства повлияли на образование городов? 2. Что способствовало выделению ремесла? 3. Что способствовало развитию ремесленного производства? 4. Что представляла собой цеховая лестница? 5. Какую роль играли цехи и гильдии в жизни города? 6. Что первоначально означало слово «ярмарка»? 7. Какое наказание мог применить к ремесленнику цех? 8. Назовите достоинства цеховой организации и ее недостатки. 9. Опишите один день ремесленника или купца. 10. Заполните на доске таблицу «Развитие торговли». Правильность заполнения таблицы поручить проверить конкретному ученику, который должен это сделать обоснованно.

II. В целях закрепления изученного материала рекомендуется организовать импровизированную экскурсию в мастерскую средневекового ремесленника.

III. Игра «Поле чудес». 

Участвуют три команды игроков (по одному учащемуся от каждого ряда). Игра имеет четыре раунда, в трех из них участвуют представители команд, четвертый раунд — игра со зрителями. Тема игры: отгадывание слов, связанных с жизнью города. Слово изображается в виде пустых клеточек (количество клеточек соответствует количеству букв в слове), которые по мере отгадывания заполняются. Время на обдумывание 1 минута. При затруднении участников называются 3 буквы предполагаемого слова. За правильный ответ начисляется 4 балла. В команде выигрывает тот, кто называет слово. Затем происходит смена команды, которая получает свое задание. Игра со зрителями проводится после третьего раунда.

Задания: 1. Это слово обозначает своего рода экзаменационную работу. 2. Слой людей, которые больше, чем богатством, дорожили своей родословной. 3. Объединение средневековых предпринимателей, способствующих росту потребностей населения и общности их интересов. 4. Игра со зрителями: борьба населения за свободу привела к возникновению необычного для Средневековья явления. Как оно называлось? (Ответы: 1) шедевр; 2) патриции; 3) гильдии; 4) коммуна.)

План изучения нового материала: 

1. «Вне Церкви нет спасения». 

2. Испытание богатством. 

3. Разделение Церквей. 

4. Папа против императора.

      1. Перед началом объяснения учебного материала учитель может сформулировать задание: расскажите, как изменялось христианское учение в раннем Средневековье. Развивая ответы учащихся, педагог излагает учебный материал. В частности, объясняется, как Католической церкви удалось добиться почти безграничного господства над душами необразованных людей. В ряду главных путей к спасению души учитель называет соблюдение таинств, индульгенции, паломничества, верность заповедям Христа, пожертвования. Рассказывая об этом, учитель предлагает рассмотреть рисунок «Ад» на с. 154. Можно использовать такие вопросы: что изображено на рисунке? Почему выбран такой сюжет для помещения, где совершается обряд крещения? Работа по выполнению задания на полях с. 155 поможет качественнее усвоить учебный материал.

      2. Первый вариант: из пункта параграфа «Испытание богатством» учитель предлагает выписать в тетрадь источники приумножения богатств Церкви. Далее учитель оценивает выполнение задания и продолжает объяснение второй части этого пункта — требования реформы Церкви клюнийцами (с. 158). Обращается внимание на рисунок на с. 157. Отмечается, что Церковь в Европе была способна в то время к обновлению. Второй вариант: комментированное чтение текста учебника.

      3. Учителю следует четко, убедительно показать причины и условия раскола, подчеркнуть нежелание каждой христианской Церкви пойти на компромисс. Важно выделить догматические различия. Далее детям предлагается выполнить задание на полях с. 159. Для наглядности всю информацию можно систематизировать в таблицу «Разделение Церквей».

Причины раскола

Условия раскола Церквей

Основные разногласия

Последствия раскола

      Одним из альтернативных вариантов этой части урока может быть инсценирование спора между Папой и Патриархом. Для этого учителю необходимо заранее подготовить учащихся, распределить роли и продумать содержание их спора от начала до конца.

      4. Заканчивая тему об усилении Католической церкви в ХI в., учитель в ходе объяснения показывает, как обновленная Церковь быстро укрепила свои позиции в обществе и решила отвоевать себе независимость от императоров. Перед учащимися ставится задача вспомнить, каковы были отношения между императорами и Церковью в Х в. Вершина успехов Григория VII — хождение в Каноссу Генриха IV. Учитель предлагает зачитать описание этого события. Дополнят представления учащихся о силе папской власти строки из документа параграфа. Можно предложить учащимся инсценировать хождение в Каноссу. По завершении объяснения педагог дает задание выписать из учебника имена собственные и даты.

      Вопросы и задания для закрепления материала: 

1. Почему Церковь начала терять авторитет среди народа? 2. Какой монастырь стал образцом святости и почему? 3. Кто из пап добился наибольших успехов в реформе Церкви? 4. Почему Клюнийский монастырский устав стал образцом для других монастырей? 5. Почему Папа предал анафеме императора? 6. Ответьте на главный вопрос параграфа.

Задание на дом: § 16, вопросы и задания к тексту, рисункам, на полях, к документу, завершить заполнение таблицы «Разделение Церквей». Составить кроссворд на основе выделенных понятий § 14—15.

 

ИЗ КНИГИ «О ЧЕСТИ ЦЕРКВИ» МОНАХА ПЛАЦИДИЯ НОНАНТОЛАНСКОГО (ХI в.)

То, что однажды было дано Церкви, навсегда принадлежит Христу и никоим образом не может быть отчуждено из владения Церкви, настолько, что даже сам строитель Церкви, после того как посвятил ее Богу и велел освятить, впредь не может иметь на нее никакого права. Ведь не может он в ней распоряжаться или назначать на должности… То, что дается Церкви, как всем известно, дарится ей для того, чтобы… служащие Богу имели средства к существованию и, будучи постоянно заняты созерцанием Божественного и непрестанным его восхвалением, могли бы всегда, вне тревоги мира сего, преданнейше служить Господу. Тем же, кто производит траты ради святой Церкви, то есть служит в этом мире святым беднякам, говорит Господь: «Приобретайте друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечную обитель».

Отрывок показывает, как и почему возрастали владения Церкви, чем руководствовались дарители, как Церковь отвечала на неизбежные обвинения в обогащении. Можно обратить внимание учеников на слова об отсутствии прав на Церковь даже у ее строителя; в условиях борьбы пап и императоров такая позиция неизбежно имела и политическое звучание.

 

ЛЕВ IХ

После смерти очередного Папы император Генрих III, не покидая пределов Германии, назначил в присутствии римских легатов новым Папой своего родственника Бруно. Такая процедура вполне отражала тогдашний характер отношений между папской и императорской властью. На престоле под именем Льва IХ оказался горячий сторонник церковной реформы. Важную роль в деятельности курии с этого времени играл Гильдебранд — будущий Папа Григорий VII. Начался первый этап реализации программы реформ, предусматривавший борьбу с симонией (продажностью церковных должностей) и освобождение папства от влияния римской знати. А за несколько месяцев до смерти Льва IХ произошел полный разрыв между Римской и Константинопольской церковью, во многом спровоцированный резкой позицией Рима. Фактически Рим ставил ультиматум: или полное подчинение Патриарха Папе, или разрыв. В ответ на отказ Патриарха вести переговоры в таком тоне легаты во время богослужения положили на престол собора Святой Софии акт об отлучении Патриарха и его сторонников. Тогда Патриарх Михаил Керуларий созвал церковный собор и произнес анафему против легатов. Так раскол между западным и восточным христианством стал свершившимся фактом.

 

КЛЮНИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Начало движению положил герцог Аквитании Гильом Благочестивый, основавший в одном из своих бургундских поместий, Клюни, общину из 12 монахов. В обители жили по уставу святого Бенедикта, дополненному более строгими правилами. Спустя полтора столетия Клюни стал столицей обширнейшей монашеской конгрегации. Архиаббатов Клюни сравнивали с полководцами, которые «превращают монахов в воинов и бросают их полками на осаду мира». Им случалось отказываться от папской тиары, но никогда они не отказывались от того, чтобы влиять на политику папства. Один из клюнийских аббатов, Одилон, был инициатором учреждения «Божьего мира». Именно клюнийцы поставили вопрос о радикальной реформе Церкви: о действительном установлении целибата (безбрачия) духовенства, об уничтожении светской инвеституры и симонии. В споре империи и папства клюнийцы заняли скорее нейтральную позицию, зато приняли самое деятельное участие в организации Первого Крестового похода. Конец ХI — начало ХII в. — апогей клюнийского движения; именно тогда была построена огромная Церковь аббатства, ставшая образцом для многих романских храмов.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.