logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: сформировать обобщенное представление об образе жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе. Продолжать развивать общеучебные умения слушания, осмысленного чтения, классификации и обобщения. Формировать умение самоконтроля.

Новые понятия: сеньория, лично зависимые крестьяне, трехполье, община, натуральное хозяйство, фольклор.

I. Текущий контроль знаний и умений:

1. Какие качества демонстрировали рыцари на войне, какие — дома? 2. Какое значение в жизни рыцарей имели турниры? 3. В чем преимущество доспеха перед кольчугой? 4. Что ограничивало жестокость, воинственность рыцарских нравов? 5. Игра «Путаница»: расставьте буквы в нужном порядке и объясните значение понятий: берг, тукуностьраз, рнирту, царьры, кдекос (герб, куртуазность, турнир, рыцарь, кодекс). 6. Назовите основные этапы воспитания рыцаря. 7. Какая роль отводилась кодексом куртуазности прекрасной даме на турнире? 8. В чем, с вашей точки зрения, привлекательность рыцарской культуры, а что в ней можно осудить, подвергнуть критике? 9. Назовите составляющие элементы рыцарской культуры. Что в ней было главным? 10. Какую роль играла геральдика в жизни рыцаря? 11. Опишите турнир рыцарей. 12. Составьте план к первому пункту параграфа «Война как образ жизни» (Это задание целесообразно дать 2—3 учащимся.)

II. Защита составленных учащимися гербов. Обсуждение разработанного учащимися кодекса куртуазности.

Затем учитель предлагает ответить на главный вопрос к § 12.

По завершении работы педагог отмечает положительные ответы (или недостатки) в усвоении материала учащимися.

План изучения нового материала:

1. Крестьянин перед лицом сеньора.

2. Будни средневековой деревни.

3. Натуральное хозяйство.

4. Община.

5. Крестьянская культура.

1. Данный урок — один из важнейших для раскрытия характера и специфики феодальных отношений, хотя о них немало говорилось прежде и будет говориться в последующих параграфах. В данном случае учителю необходимо постоянно делать акцент на то, что владение землей в эпоху Средневековья не только удовлетворяло потребности в самом необходимом для жизни, но и обеспечивало определенное положение в обществе. Кто не имел земли, попадал в зависимость от владельца земли, и это считалось справедливым. Продолжая объяснение, учитель показывает, как складывались отношения крестьянина с сеньором, как оформилась сеньория с ее системой повинностей (см. документ параграфа «Из анналов аббатства Мури»). Важно, чтобы учащиеся записали в тетради все необходимые понятия, отражающие специфику отношений владельца земли с крестьянином. При объяснении того, как феодал реализовывал свое право собственности, учителю целесообразно изобразить положение крестьян и их повинности в виде схем.


2. Характеризуя будни сельской жизни, учитель отмечает ее монотонность, цикличность, неторопливость, предлагает детям найти в тексте учебника подтверждение этим характеристикам. Из поколения в поколение крестьянин и его дети жили среди таких же, как они сами. Сословные преграды были непреодолимы, хотя, вероятно, многим хотелось вырваться из этого круга. Подтверждением тому может служить отрывок из поэмы «Крестьянин Гельмбрехт» и комментарий к нему (см. ниже). Но в то время разрыв сословных преград осуждался и приводил к трагическим последствиям. Отсюда и восприятие его не иначе, как блудного сына, нарушившего традицию, отвергнувшего родительский совет и помощь. В короткую беседу можно включить такие вопросы: 1. Почему крестьянин-отец не поддержал сына? 2. Каким представляется крестьянину-отцу свое счастье, счастье сына? 3. Как относится крестьянин-отец к знати?

Тяжелые деревенские будни: уборку сена в июне, дойку коров, сбор винограда и др. — отражают рисунки.

Объясняя материал об особенностях хозяйствования в средневековой деревне, учитель предлагает учащимся найти в тексте строки о способах повышения урожайности посевов. Важно подчеркнуть, что причиной голода и болезней в то время было также и несовершенство орудий труда, способов обработки земельных угодий. По окончании объяснения педагог предлагает ответить на вопросы: 1. Почему крестьянское хозяйство было способно быстро восстанавливаться после разрухи? 2. Чем вы объясните медленное развитие орудий труда в деревне?

3. Эта часть параграфа является ключевой. Важно показать причины возникновения, условия складывания натурального хозяйства и указать его основные признаки. С детьми необходимо обсудить вопрос: почему господство натурального хозяйства было неизбежным? Педагог предлагает детям подумать и назвать предметы, необходимые крестьянину в хозяйстве, ремесла, которыми требовалось владеть, чтобы изготовить перечисленные предметы крестьянского хозяйства. Для проверки усвоения сущности понятия «натуральное хозяйство» можно предложить отразить его в рисунке и объяснить.

Следует отметить, что неизменность крестьянского быта и господство натурального хозяйства не исключали определенного технического прогресса в деревне. Появление подковы и хомута позволило широко использовать лошадь для пахоты и перевозки грузов, что было особенно важным. Немалую роль сыграло и распространение мельниц, сначала водяных, а позже и ветряных (см. рис.).

4. Вместе с тем необходимо показать роль крестьянской общины в жизни крестьянина, подчеркнуть, что зачастую территория общины была вселенной, миром для крестьянина, не выезжавшего за пределы ближайшей округи.

Многочисленные опасности и трудности по-прежнему заставляли людей держаться сообща, помогать друг другу в решении жизненно важных вопросов. Учащимся предлагается вопрос: почему деревенские угодья не делились между крестьянами? После объяснения учащиеся отвечают на вопросы: 1. Какие функции были у общинного собрания? Кто имел право участвовать в нем? 2. Что было в совместном ведении общины? 3. Что могло относиться к личному владению крестьянина? 4. Назовите признаки феодализма.

5. В крестьянском фольклоре отразилась мечта о смягчении трудового бремени, о справедливости и благородном защитнике обездоленных. Педагог отмечает, что крестьянская культура была проста и бесхитростна, отражала борьбу добра и зла в жизни. Вся жизнь и работа крестьянина подчинены определенным циклам: сбор урожая, подготовка к посеву, посев и снова сбор урожая. Крестьянин живет в природе, рядом с природой и по ее законам. Поэтому он проявляет свои чувства непосредственно, нет в нем характерной для городского жителя условности, он прямодушен в суждениях. Он более суеверен, чем горожанин. Педагог предлагает найти в тексте подтверждение слов учителя. В крестьянской культуре причудливо переплетались и уживались христианство и язычество (см. текст пособия «Святой Гинефор»). В этом случае можно предложить ответить на вопрос: что понимали крестьяне данной деревни под святостью? Также предлагается обсудить вопрос на полях с. 132.

Народная мудрость — это опыт поколений, и не случайно в крестьянском фольклоре особое место занимают сказки. Вполне уместно спросить у детей, каких героев русского фольклора они знают. Можно попытаться объяснить, почему появились эти персонажа. Далее учитель рассказывает о бесстрашном Робин Гуде.

Вопросы для закрепления нового материала: 1. Что понимается под системой феодальной зависимости крестьян? 2. Как называется тип хозяйствования, при котором все производится для внутреннего потребления, но не для продажи? 3. В чем сходство русской крестьянской культуры с европейской? 4. Почему в деревне были сильны языческие верования, колдовство?

Далее учащимся предлагается ответить на два важных вопроса: к § 13 и к главе IV.

Задание на дом: § 13, вопросы и задания к нему. Повторить главу IV. Составить кроссворд на основе новых понятий главы IV. Опережающее задание: из курса истории Древнего мира повторить материал о республиканской форме правления.

ОТРЫВОК ИЗ ПОЭМЫ «КРЕСТЬЯНИН ГЕЛЬМБРЕХТ» ВЕРНЕРА САДОВНИКА (ХIII в.)

Важную часть поэмы составляет диалог между мейером (крестьянином) Гельмбрехтом и его сыном, который, надумав уйти из дома и стать рыцарем, просит купить ему хорошего коня, отец же пытается отговорить его:

С досадой молвил мейер строго:

— Хотя ты просишь слишком много

У терпеливого отца,

Тебе куплю я жеребца…

Но не бросай отцовский кров.

Обычай при дворе суров,

Он лишь для рыцарских детей

Привычен от младых ногтей.

Вот если б ты пошел за плугом,

И, мерясь силами друг с другом,

Мы запахали бы свой клин,

Счастливей был бы ты, мой сын.

И, даром не потратив силы,

Дожил бы честно до могилы.

Всегда я верность уважал,

Я никого не обижал,

Платил исправно десятину,

И то же завещаю сыну.

Не ненавидя, не враждуя,

Я жил и мирно смерти жду я.

— Ах, замолчи, отец любезный,

С тобой нам спорить бесполезно.

Хочу не прятаться в норе,

А знать, чем пахнет при дворе.

Не стану надрывать кишки

И на спине носить мешки,

Лопатой нагружать навоз

И вывозить за возом воз…

Нет, я не буду помогать

Тебе ни сеять, ни пахать.

— Останься, сын, — отец в ответ, —

Я знаю, Рупрехт, наш сосед,

Тебе в невесты прочит дочь.

Согласен он, и я не прочь,

Отдать за ней овец, коров,

Всего до девяти голов

Трехлеток и молодняка.

А при дворе наверняка,

Сынок, ты будешь голодать,

На жестком ложе засыпать.

Тот остается не у дел,

Кто восстает на свой удел,

А твой удел — крестьянский плуг,

Не выпускай его из рук.

Хватает знати без тебя!

Свое сословье не любя,

Ты только попусту грешишь,

Плохой от этого барыш.

Клянусь, что подлинная знать

Тебя лишь может осмеять.

О ПОЭМЕ «КРЕСТЬЯНИН ГЕЛЬМБРЕХТ»

Хотя выразительные диалоги поэмы имеют самостоятельную ценность, есть смысл рассказать ученикам, чем закончилась история конфликта в крестьянской семье. Юный Гельмбрехт связывал с рыцарством не подлинные рыцарские доблести, а рыцарский разбой; его идеал — разнузданное насилие, легкая жизнь, отказ от всех устоев сословной морали. Неудивительно, что, уйдя из дома, он оказался не при настоящем феодальном дворе (где его незнатное происхождение выяснилось бы сразу), а в замке, где жили настоящие головорезы. Достаточно назвать их прозвища: Быкоед, Трясикошель, Волчья утроба… Самого его удостоили прозвища Живоглот. Эти люди, подражавшие внешним чертам рыцарского поведения, жили за счет грабежа местных жителей, творя невиданные жестокости. В конце концов они были захвачены властями и казнены, за исключением Гельмбрехта, которого ослепили и отрубили ему руку и ногу. В таком жалком виде он вернулся к отцу, но отец не простил его и не пустил домой. Бездомного калеку узнали крестьяне, которых он ранее подвергал насилиям, и вздернули на виселицу. Так завершился для юного Гельмбрехта разрыв со своим сословием.

Хотя автор поэмы прекрасно знал крестьянский быт, видимо, он все же принадлежал к рыцарскому кругу; он сожалел о моральном упадке рыцарства и о расшатывании традиционных устоев, которым бросал вызов юный бунтарь. Отец пытался отговорить его, подчеркивая высокое достоинство крестьянского труда и важное место крестьянства в обществе, но, когда сын изменил своему сословию, не простил его. В те времена история Гельмбрехта неминуемо воспринималась сквозь призму евангельской притчи о блудном сыне.

СВЯТОЙ ГИНЕФОР

Приведенная ниже история — о том, какие удивительные формы могла принимать крестьянская религиозность, насколько далека она была от официальной догмы. В ХIII в. один ученый монах-инквизитор однажды услышал новое для себя имя святого — Гинефор. Ему поклонялись крестьяне одной местности во Франции, недалеко от Лиона. На месте монах выяснил, что когда-то здесь жил рыцарь, у которого были младенец-сын и любимая борзая собака. Однажды из щели в стене комнаты, где находились только спящий младенец и собака, вылезла ужасная змея и поползла к колыбели. Собака бросилась на змею, искусала ее и прогнала обратно. Вбежавший на шум рыцарь увидел опрокинутую в схватке пустую колыбель и пса с окровавленной мордой, не заметив продолжавшего спать ребенка. Уверенный, что пес сожрал его сына, рыцарь немедленно зарубил его — и только потом понял, что убил спасителя своего ребенка. Он приказал похоронить пса и посадить на могиле деревья. Со временем возникла вера в чудодейственную силу покойной борзой собаки — ее-то и звали Гинефор. Крестьянки искренне верили, что, если на могиле на время оставить больного младенца, он выздоровеет. Эта история возмутила инквизитора. Он приказал вырубить деревья на могиле собаки и выбросить вон ее кости, а впредь грозил всем поклонявшимся Гинефору жестокими карами.

История святой борзой на этом не заканчивается. Во второй половине ХIХ в. о ней прочел один краевед из Лиона, посетил ту самую местность и спросил у крестьян, слышали ли они про святого Гинефора. Что же они ответили? — Да, конечно: это та самая борзая, что исцеляет младенцев. — Во времена железных дорог и демократии крестьяне сохраняли верования семисотлетней давности. Так что история святого Гинефора еще и о том, сколь устойчивы были эти верования, причудливо сочетавшие христианство и язычество.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.