logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: сформировать у учащихся представление о причинах и условиях возникновения городов в период Средневековья. Продолжить работу по формированию общеучебных интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, классификации, обобщения и самоконтроля.

Новые понятия: бюргеры, буржуа, патрициат, магистрат, бургомистр, мэр, городская республика.

I. Итоговый контроль усвоения главы IV:

1. Объясните значение слова «феодализм» 2. Что такое натуральное хозяйство? 3. Назовите причины перехода крестьян в зависимое состояние. 4. Докажите, что теория о трех сословиях имеет религиозный контекст. 5. Перечислите общественные обязанности рыцаря и крестьянина (это модификация вопросов к § 12 и 13). 6. Какую роль в феодальном обществе играла теория о сословиях? 7. Напишите проверочную работу по понятиям главы: сеньор, вассал, турнир, феодальная лестница, повинности, сословие, община, зависимые крестьяне. 8. Назовите признаки феодального общества. 9. Что отличает рабовладельческое и феодальное общества? 10. В чем прогрессивность феодализма по сравнению с предыдущим этапом?

План изучения нового материала:

1. Козы на Капитолии.

2. Как и почему города выросли вновь.

3. Города против сеньоров.

4. Городское общество.

5. На улицах города.

1. Учитель рисует картину заброшенности, упадка городов бывшей империи, Рима в период раннего Средневековья. Подчеркивает, что Капитолий, восхищавший людей древности, опустел, жители называли его Козьей горой. Обобщает, что город по образу жизни почти сравнялся с сельской округой.

2. Объяснение материала о росте городов учитель начинает с причин возрождения городов и появления новых: 1) определенное «умиротворение» Европы в связи с прекращением нападений норманнов и венгров, создавших в Х—ХI вв. свои государства; 2) усовершенствование орудий труда, способов обработки земли, освоение новых земель (способствовали повышению урожайности); 3) рост потребности в ремесленных изделиях, в том числе и со стороны феодала; 4) отделение ремесла от сельского хозяйства.

Далее учитель перечисляет условия возникновения городов: безопасность и бойкое место, где перекрещивались разные пути. Названия этих городов были часто связаны с историей их возникновения. Учащимся предлагается самостоятельно найти такого рода названия на карте (с. 140—141). Дается задание прочитать в пункте 2 строки о расположении городов. В работе используется документ к параграфу «О возникновении города Брюгге». Предлагается также рассмотреть рисунки на с. 135—136. По окончании объяснения учащиеся отвечают на вопросы: 1. Чем отличались занятия крестьянина и ремесленника в средневековой деревне? 2. Почему было выгодно для сеньора иметь город в своих владениях? 3. Что способствовало возникновению городов?

3. В феодальном обществе вся земля была поделена между феодалами. Им, естественно, принадлежали и города. Первоначально городу нужна была защита сильного сеньора, требовавшего взамен подати от ремесленников и купцов. По мере роста и укрепления города в среде горожан возникали иные настроения. Педагог отмечает, что отношения между городами и феодалами можно разделить на два этапа: поиск защиты и стремление к независимости. Подтверждение этого следует также предложить детям найти в тексте. Обращается внимание учащихся на рисунки на с. 138. Объясняя материал, учитель сравнивает зависимый город и коммуну. Средневековый город становится колыбелью новой культуры, весьма отличающейся от крестьянской. Борьба городов против сеньоров свидетельствует, что в недрах феодального общества началось формирование нового уклада жизни людей. Далее учащимся предлагается ответить на вопросы: 1. В чем проблема сосуществования города и сеньора? 2. Назовите этапы взаимоотношений сеньора и горожан. 3. Почему в средневековом городе возникла коммуна? 4. Назовите основные элементы городской культуры. Чем она отличалась от крестьянской?

Этот пункт параграфа можно также предложить для самостоятельного изучения с целью составить план.

4. Описывая жизнь городского сообщества, учитель последовательно характеризует состав городского населения: ремесленники, торговцы, купцы, представители духовенства, ростовщики, нотариусы, рыцарство и аристократия. Рост городского населения происходил за счет крестьянства (описание учителем ситуации). Рассказывая о развитии ремесла и торговли как основных факторах роста города, учитель подробнее останавливается на работе с картой. Учащимся следует найти на карте крупные города, центры ремесла и ярмарки, основные города Ганзы, важнейшие торговые пути. Необходимо, чтобы затем дети перенесли эти пункты на контурную карту. Далее учитель рисует схемы управления сеньориальным городом, коммуной.


Учитель обращает внимание учащихся на изображение здания коммуны в Сьене. При объяснении условий возникновения городской республики в Средние века учитель предлагает учащимся вспомнить, когда и где в древности возникла первая республика.

Как вариант самостоятельной (фронтальной, групповой, индивидуальной) работы на уроке можно использовать задание на полях с. 139.

5. Изложение этой части параграфа требует от учителя яркого, образного описания средневекового города. Большую помощь учителю окажут рисунки к параграфу. Устройство средневекового города учитель описывает, основываясь на планах Лондона, Парижа, Кёльна (с. 141). Далее педагог обращает внимание на городские укрепления Каркассона. Яркой иллюстрацией того, насколько ценилась в границах города территория для застройки, служит мост в Эрфурте, плотно застроенный домами и фактически превращенный в улицу (с. 143). Учащимся предлагается найти на карте эти города. Картину городской повседневной жизни, воссозданную в рассказе учителем, дополнят рисунки на с. 144. Учитель предлагает дома составить по одному из двух рисунков описательный рассказ, затем переходит к вопросам: 1. В чем отличие городской жизни от сельской? 2. Чем отличалась застройка средневекового города от деревни? 3. Что считалось центром города?

Далее следует ответить на главный вопрос к параграфу.

Другим вариантом объяснения нового материала § 14 является рассуждающее изложение с применением таблицы, мелового чертежа, картины либо рисунков учебника и, конечно, карт.

Задание на дом: § 14, вопросы и задания к нему, работа с картой: найти и обозначить на контурной карте города-республики. Изобразить в тетради схему средневекового города либо нарисовать его. Составить рассказ по одному из рисунков на с. 144.

ИЗ ПЕРВОГО ГОРОДСКОГО ПРАВА

г. СТРАСБУРГА (1189 г.)

1. По образцу других городов на том почетном условии основан Страсбург, чтобы каждый человек, как чужой, так и местный уроженец, имел в нем мир во всякое время и от всех.

2. Если кто вне города совершит преступление и из-за страха вины бежит в него, пусть пребывает в нем безопасно. Пусть никто, применив насилие, не наложит на него руку; он же покорно и с готовностью пусть предстанет перед судом…

5. Все должностные лица этого города подчинены власти епископа так, что либо он сам их назначает, либо те, которых он сам поставил…

88. К праву епископа принадлежит иметь из этого города 24 посланца… из числа торговцев. Их обязанности в пределах только епископства совершать поездки с поручениями епископа…

93. Отдельные горожане должны также ежегодно 5 дней работать на господской барщине…

105. ... Кузнецы обязаны делать все, что понадобится епископу в его дворце, а именно по части дверей, окон и разных вещей, которые делаются из железа…

106. Если епископ осадит какой-то замок или у него будет осажден замок, то кузнецы дадут 300 стрел…

115. Мельники и рыбаки обязаны возить епископа по воде, куда бы он ни пожелал…

ИЗ ВТОРОГО ГОРОДСКОГО ПРАВА

г. СТРАСБУРГА (1214 г.)

1. Установлено, чтобы 12, а если нужно, то и более, почтенных и достойных лиц, мудрых и выдающихся… ежегодно назначались городскими консулами. Из них пусть один или, если понадобится, двое избираются бургомистрами…

2. Пусть они для совершения суда заседают еженедельно дважды… И пусть бургомистр правильно судит, а консулы выносят решение…

4. Нельзя, чтобы одновременно избирались консулами отец и сын или два брата.

БОРЬБА СТРАСБУРГА ЗА СВОБОДУ

Первое и Второе городское право Страсбурга отражают важные этапы борьбы горожан за свободу против сеньора-епископа. Уже в ХII в. немецкий город Страсбург расположенный на Рейне, отличался очень высоким уровнем развития ремесла и торговли, и епископ извлекал из своей власти огромные доходы. Первое городское право демонстрирует огромное разнообразие прав и привилегий епископа: он назначал, сам или через своих людей, всех должностных лиц города, имел право чеканки монеты и суда над фальшивомонетчиками, взимал штрафы, получал пошлины, контролировал производственную деятельность профессиональных объединений. Наконец, он требовал от горожан исполнения барщины. Однако важно подчеркнуть, что запись Первого права свидетельствует и об определенном ограничении власти епископа со стороны горожан: до записи Первого права она была вообще бесконтрольной.

Хотя промежуток между записью Первого и Второго права составил менее 30 лет, за это время произошли большие изменения. Хотя основы власти епископа еще сохранялись, его правам был нанесен жестокий удар, и уже к середине ХIII в. господство городского совета и упадок власти епископа были вполне очевидны.

КАК ОКОНЧИЛ СВОИ ДНИ ЕПИСКОП ЛАНА ГОДРИ

С 1106 г. епископом французского города Лан был Годри. Жестокое угнетение, которому он подвергал горожан, заставляло их искать выход. Воспользовавшись временным отъездом епископа в Англию, горожане купили у замещавших Годри клириков и рыцарей право учредить коммуну. Хартия предполагала значительное сокращение прав и привилегий епископа и его людей, однако за большие денежные суммы вернувшийся епископ, а позже и король Людовик VI согласились утвердить ее. Спустя несколько лет, когда стало очевидно, что доходы епископа ощутимо сократились, он пожалел о своем решении. Заплатив королю, Годри в 1112 г. добился отмены хартии. Горожане в ответ восстали. С криками: «Коммуна! Коммуна!» — толпы восставших сожгли дворцы епископа и его сторонников. Годри пытался спрятаться в погребе в бочке из-под вина, но был найден и убит. Характерно, что даже аббат соседнего с Ланом монастыря, из описания которого мы и знаем о всех этих событиях, осудив восставших, поднявших руку на духовное лицо, не раз вынужден был подчеркнуть корыстолюбие и грехи епископа.

Борьба за коммуну в Лане продолжалась до ХIV в., когда по королевскому указу коммуна была окончательно аннулирована и место выборных городских властей заняли представители короля.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.