logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: сформировать представление об образе жизни рыцарства как одного из господствующих сословий средневековой Европы, показать его взаимоотношения с другими сословиями.

Новые понятия: рыцарь, «Божий мир», турнир, герб, средневековый замок, рыцарская культура, кодекс рыцарской чести, куртуазность.

I. Текущий контроль знаний и умений:

1. Назовите причины образования сословий в западноевропейском средневековом обществе. 2. Какова роль королей в этом сложном процессе? 3. Что заставляло крестьян обменивать свою свободу на зависимость от сеньора? 4. Мог ли быть воин вассалом у нескольких сеньоров и почему? 5. Что такое феодальная иерархия? 6. Укажите известные вам признаки феодализма. 7. С помощью выделенных в учебнике слов расскажите об особенностях феодального общества. 8. Дайте определение формулировке: «общественные группы, в которых права и обязанности передаются по наследству». 9. Вспомните из курса истории Древнего мира структуру рабовладельческого общества. Что изменилось в эпоху Средневековья?

II. Дайте объяснение понятиям: Средневековье, крестьянин, культура, цивилизация, язычество, повинность, минарет, ислам, василевс.

План изучения нового материала:

1. Война как образ жизни.

2. Мир турниров и гербов.

3. Воспитание рыцаря.

4. В замке.

5. Рыцарская культура.

1. Перед началом объяснения нового материала на доске учитель вывешивает изображения рыцарей в доспехах, гербы. Как выглядели мечи рыцарей, можно рассмотреть на рисунке на с. 117, а рыцарский щит изображен на с. 118. Используя иллюстрации и текст параграфа, педагог рисует яркий образ той эпохи и события, явления, которые характеризуют походную жизнь рыцарства. При этом отмечается, что верным спутником рыцаря был его оруженосец (рис. на с. 118). Целесообразно задать вопрос: для чего он был нужен рыцарю? Подчеркивается, что для рыцаря война была образом жизни, и это определяло всю его судьбу, интересы. Учитель объясняет происхождение слова «рыцарь» и предлагает найти в тексте строки о доспехах и вооружении рыцаря. Вместе с тем следует отметить, что все слои общества, в том числе и Церковь, страдали от воинственности рыцарей, и потому не случайно с Х в. Церковь стала выступать как миротворец, призывая к «Божьему миру». Церковь защищала интересы своих соотечественников, направляя воинственность рыцарей на не христиан (рис. на с. 119). Завершая эту часть рассказа, педагог предлагает сделать дома в тетради рисунок рыцаря в полном вооружении.

2. Продолжая объяснение материала о рыцарях, учитель рассказывает о рыцарских забавах — турнирах (при этом сразу обращает внимание учащихся на новое понятие). Необходимо сделать акцент на причинах возникновения гербов. Свидетельством появления и распространения гербов уже в ХII в. является надгробная плита графа Жоффруа Плантагенета (рис. на с. 119). Важно подчеркнуть, что традиция пользования гербами вышла за пределы рыцарского круга и распространилась в обществе достаточно широко. Примером тому могут служить гербы на улицах средневекового города (рис. на с. 120).

Детям можно предложить увлекательное задание — придумать и нарисовать рыцарский герб с последующим объяснением его символики. Для этого необходимо использовать также дополнительные материалы, включенные в рабочую тетрадь. Работу над этим творческим заданием следует продолжить на следующем уроке: организовать небольшой конкурс защиты своего герба.

3. Перед началом объяснения материала о воспитании рыцарей целесообразно предложить детям вспомнить из курса истории Древнего мира, как воспитывали воинов спартанцы, а так же древние германцы. Учителю необходимо показать, как формировались у подрастающего мальчика, юноши рыцарские качества, почему иных планов на будущее сын феодала чаще всего не строил. Какие обязательства необходимо было соблюдать рыцарю, можно узнать из отрывка из «Книги о рыцарском ордене» средневекового испанского автора Рамона Льюля (см. ниже). О легендарных подвигах рыцарей Круглого стола напоминает огромный деревянный стол, созданный в их честь. Здесь же изображение самого короля Артура (с. 121). Это один из тех рисунков, которые могли бы активизировать интерес детей к определенному событию, поэтому целесообразно предложить кому-либо из мальчиков подготовить с помощью дополнительной литературы материал о короле Артуре и его рыцарях. Пожалуй, следует указать, что дети во многих странах с увлечением зачитываются описаниями их подвигов. В процессе объяснения педагог особое внимание обращает на то, что рыцарь служит в первую очередь Богу, а уж затем своим покровителям. Рыцарский меч, воткнутый в землю, считался подобием креста и заменял рыцарю алтарь. Рисунки на с. 122 отражают разные стороны жизни рыцаря.

4. В этой части параграфа учитель может варьировать организацию усвоения текста. Первый вариант — учащиеся самостоятельно изучают эту часть параграфа по предложенному учителем плану, используя рисунки к тексту. План: а) какие функции выполнял замок рыцаря; 6) внешний вид замка; в) внутреннее обустройство замка.

Второй вариант — изложение материала на основе плана рыцарского замка (помещенного в учебнике на с. 123 и укрупненного для вывешивания на доске). Следует добавить, что замок одновременно был и крепостью, и жилищем, и складом, и тюрьмой, жилищем гарнизона, часовней и караульней. О том, как штурмовали и как защищали замки, рассказывает миниатюра на с. 119. В процессе работы учащимся необходимо определить, какие функции замка преобладали — бытовые или защитные. Следует остановиться и на предназначении в замке донжона. Предлагается также ответить на вопрос: почему рыцари пренебрегали удобством и комфортом в замках?

5. Начиная объяснение материала о рыцарской культуре, учитель обращает учащихся к документу параграфа — отрывку из песни рыцаря Бертрана де Борна. На его основе строится дальнейшее изложение учебного материала, куда можно включить и рассказ о самом Бертране де Борне (см. ниже). Важно обратить внимание учащихся, что у рыцарей постепенно сложилась своя система ценностей, появились определенные традиции и символика. Кратко поясняется, что повлияло на состав этих ценностей. После этого перечисляются основные ценности рыцарства, составившие кодекс рыцарской чести, ставший одновременно законом и основным правилом жизни рыцаря. В целом это правила, сдерживающие грубость и агрессивность рыцарей в мирной обстановке. Целесообразно попытаться вместе с детьми определить причины появления кодекса рыцарей. Рыцарская культура — сложное переплетение условностей, символики, забав, особого отношения к красивому слогу и стремления быть впереди. Однако за всем этим стоит культ воина, характерный еще для эпохи военной демократии германцев. Изысканная работа средневековых ткачей отражает рыцарскую мечту о возвышенных чувствах, романтической любви (рис. на с. 122). Особенно интересным явлением в рыцарской культуре, пожалуй, была поэзия трубадуров, труверов, миннезингеров. Одним из самых ярких образцов рыцарского эпоса можно считать «Песнь о Роланде», записанную в ХII в., спустя несколько веков после реальных событий. Поэма рисует идеальные образы и идеальные отношения, весьма отдаленно напоминающие реальных героев. В ней воспеваются верность, дружба, доблесть, мужество и героизм, и не случайно этой поэмой восхищаются люди, говорящие на разных языках.

Детям будет интересна игра-инсценировка «Рыцарский турнир». Двое или несколько рыцарей выходят на импровизированный ринг, и начинается словесный поединок за признание их достоинств прекрасной дамой. Турнир должен показать, кто из них более изыскан и красноречив, лучше умеет выразить поклонение своей прекрасной даме. Победителя поединка, обосновав свой выбор, называет прекрасная дама. При этом она отмечает заслуги и достоинства других рыцарей. В знак благосклонности она подает руку своему избраннику. Эту роль исполняет любая девочка из класса, конечно, в этом случае необходим индивидуальный подход, следует также учесть психологический климат в классе, симпатии и антипатии. Турнир должен быть коротким, поэтому можно провести его с двумя-тремя подгруппами.

Вопросы для закрепления нового материала:

1. Назовите элементы рыцарской культуры.

2. Кому в первую очередь служили рыцари? Кому еще клялись в верности?

3. Почему пиры считались обязательными в рыцарской среде?

4. Подумайте, почему появились рыцарские романы.

В конце изложения материала параграфа учитель информирует учащихся о том, что много интересного о рыцарской культуре они смогут узнать из книги В. О. Шпаковского «Рыцари Средневековья» и другой дополнительной литературы.

Задание на дом: § 12, вопросы и задания к нему. Подготовить по выбору рисунки: герб с описанием его символики или изображение рыцаря. Некоторым учащимся можно предложить составить кодекс куртуазности.

ИЗ «КНИГИ О РЫЦАРСКОМ ОРДЕНЕ»

РАМОНА ЛЬЮЛЯ (1232—1316)

…Если судьи призваны устанавливать справедливость, то рыцари призваны справедливость отстаивать. В том же случае, если рыцарь будет до такой степени в ладах с науками, что овладеет знаниями, необходимыми для судьи, этому рыцарю следовало бы стать судьей; ибо тот, кто способен отстаивать справедливость, лучше других может ее и устанавливать…

Рыцарь должен ездить верхом, участвовать в турнирах, биться на копьях, носить доспехи, всегда быть готовым к поединкам, пировать с равными себе, владеть мечом, охотиться на оленей, медведей, кабанов, львов, а также уметь многое другое в том же роде, что входит в обязанности рыцарей…

Как все вышеперечисленные занятия свойственны телу рыцаря, так и душе рыцаря свойственны справедливость, мудрость, милосердие, преданность, искренность, смирение, отвага, надежда, опыт и другие подобные этим добродетели…

Подлый рыцарь, который отказывает в помощи своему истинному… господину, когда тот в ней нуждается, недостоин звания рыцаря.

БЕРТРАН ДЕ БОРН

Трубадур Бертран де Борн (ок. 1140—1215) оставил обширное поэтическое наследие; совершенство его сирвент не перестает восхищать историков литературы. Но среди современников он был известен не только и не столько этим. Знаменитый рыцарь и певец рыцарства, Бертран де Борн прославлял войну, не скрывал своей ненависти к горожанам и особенно к крестьянам:

Мужики, что злы и грубы,

На дворянство точат зубы,

Только нищими мне любы!

Современники приписывают Борну едва ли не ведущую роль в феодальных распрях того времени: «Всегда умел он заставить Генриха-короля (Генриха II Плантагенета) и сыновей его поступать по его указке, а желал он всегда одного: чтобы все они — отец, сын и брат — все время друг с другом воевали. Желал он также, чтобы всегда воевали между собой король французский и король английский. Когда же они мир заключали или перемирие, тотчас же старался он сирвентами своими этот мир разрушить, внушая каждому, что тот себя опозорил, заключив мир и пойдя на уступки». Ближайшие потомки вынесли Борну суровый приговор, и Данте в «Божественной комедии» поместил его, сторонника раздоров, в восьмом круге Ада. Однако для Борна упоение войной неотделимо от борьбы с произволом магнатов по отношению к простым рыцарям, достаточно обычным в мирное время и неуместным в военное. Для Борна важнее всего рыцарская свобода, противостоящая княжескому деспотизму и неотделимая от частых войн. В такой форме заявляло о себе личное достоинство рыцаря, протестующего против правового произвола; так закладывались ценности, очень важные для развития западноевропейской цивилизации.

«ПЕСНЬ О РОЛАНДЕ»

Одно из самых знаменитых произведений средневековой литературы — «Песнь о Роланде» рассказывает о событиях 778 г., когда арьергард войска Карла Великого, отступавшего после неудачного похода на испанских мусульман, был уничтожен басками в Ронсевальском ущелье в Пиренеях. Поэма была записана в ХII в., и потому в ней почти нет исторических реалий VIII в.; зато это ценный источник для изучения французского феодального общества Х — начала ХII в. Главный герой поэмы, племянник Карла Великого — рыцарь Роланд, — олицетворение всех добродетелей феодального вассала, а сам Карл — идеал феодального сеньора. Полная противоположность рыцарским добродетелям — коварный предатель Ганелон, из-за измены которого гибнут Роланд и его отряд. Роланд, командуя арьергардом франков, оказался атакован неисчислимыми полчищами мусульман, но правила рыцарской чести не позволяют ему отступить или позвать на помощь удаляющееся войско Карла Великого. Роланд и его воины гибнут в неравном бою; лишь перед смертью Роланд трубит в свой рог, и Карл, вернувшись, жестоко мстит за его гибель. Позорная смерть ждет и предателя Ганелона.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.