logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Тип урока — практикум, форма — групповая работа. Этот вариант планирования рассчитан на подготовленный к аналитической групповой работе класс. Особенности урока заключаются в том, что этап обобщения фактического материала проходит на уровне группы, поэтому задача учителя заключается в том, чтобы помочь главному специалисту каждой группы организовать работу команды и провести необходимое обобщение.

Делим класс на четыре группы экспертов — специалистов по истории 40-х—конца 50-х гг., 60-х гг., 70-х—начала 80-х гг., 80—90-х гг. Целесообразно провести деление на группы по принципу «от лидера», т. е. определив в качестве главных специалистов наиболее подготовленных учащихся. В рамках каждой группы эксперты специализируются на экономике, социологии и политологии. Каждая группа получает «Программу проведения экспертизы».

Программа проведения экспертизы

Задача группы — провести комплексное историческое исследование периода:

1. Политологи определяют главные политические проблемы, их влияние на экономическое и социальное развитие и пути их решения в странах Запада.

2. Социологи выделяют главные социальные проблемы, их влияние на политическое и экономическое развитие и пути их решения.

3. Экономисты определяют главные экономические проблемы, их взаимосвязь с политическими и социальными и пути их решения.

4. Задача главного специалиста — обобщить результаты работы коллег и представить заключение группы экспертов в виде таблицы «Особенности социально-политического и экономического развития стран Запада (в соответствующий исторический период)»:

       

Историческая характеристика периода

Новые явления в политической жизни

Новые социальные явления

Тенденции развития экономики

Проблемы

Пути их преодоления

Проблемы

Пути их преодоления

Проблемы

Пути их преодоления

5. Результаты экспертизы предъявляются классу. В случае необходимости группа отвечает на вопросы коллег.

 

 

ВАРИАНТ II. Тип урока — самостоятельная практическая работа.

В начале урока ставим задачу классу проанализировать информацию учебника и заполнить таблицу «Основные тенденции развития стран Запада во второй половине XX в.»:

Этапы

Изменения в экономике

Изменения в социальной сфере

Изменения в политической сфере

Вторая половина 40-х—начала 50-х гг.

50—60-е гг.

70-е—начало 80-х гг.

Вторая половина 80-х—90-е гг.

После выполнения задания выносим на обсуждение либо предлагаем в качестве домашнего задания вопросы: «Какие изменения, по вашему мнению, произошли в положении молодежи в обществе за 50—90-е гг.? Какие перспективы открывает перед тинэйджерами постиндустриальное общество? Какие проблемы создает?»

 

 

ВАРИАНТ III

План изучения новой темы

1. Послевоенные трудности и способы их преодоления. 2. От индустриального к постиндустриальному обществу. 3. Общая характеристика стран Запада на современном этапе.

Изучаем пункт 1, предлагаем учащимся выполнить следующие задания:

Задание 1. Дайте общую характеристику послевоенного экономического положения европейских государств — участников войны. Какие общие задачи стояли перед ними?

Задание 2. Проанализируйте статистические данные таблицы «Общий объем ВВП на душу населения в 1950 г.», сделайте обобщающий вывод.

Задание 3. На основании материала учебника определите, какие факторы повлияли на успешное преодоление послевоенных экономических трудностей. Выделите долговременно действующие факторы.

Задание 4. Какую роль в послевоенном восстановлении и развитии европейских стран сыграли США? Можно ли утверждать, что во второй половине 40-х—50-е гг. США безоговорочно доминируют в мировой экономике и политике?

Переходим к пункту 2 и, предлагая классу заранее подготовленную таблицу, организуем работу по ней с привлечением материала учебника:

Линии сравнения

50-е—начало 70-х гг.

Структурный кризис 70-х—начала 80-х гг.

80—90-е  гг.

Темпы экономического развития стран Запада

Высокие. «Экономическое чудо» Германии, Италии, Японии

Исчерпаны факторы экстенсивного роста экономики. Стагфляция. Формирование трех центров международных хозяйственных связей — США, европейских государств, Японии. Кризис «государства благоденствия» и неспособность левых сил справиться с ситуацией. Развитие альтернативных политических движений. Выход из кризиса — переход к постиндустриальному обществу

Более низкие темпы развития, но создание производства нового технологического уровня

Доминирующая экономическая модель

Кейнсианство

Монетаризм

Характеристика государства

Государство «всеобщего благоденствия»

«Неоконсервативная волна» — жесткая со-циально-экономическая политика (рейганомика, тэтчеризм)

Уровень экономической и политической интеграции

Действуют МВФ, МБРР, ГАТТ. В 1951 г. создано ЕОУС, в 1957  г. — Европейское сообщество по атомной энергии и ЕЭС. В 1967 г. — Европейский Союз. ТНК

На фоне глобализации хозяйственных связей и формирования единой планетарной экономики идет рост интеграции европейских государств

Валютно-финансовая система

Бреттон-вудская система

Ямайская система. Формирование региональной европейской валютной системы (евро)

Вопросы к таблице: 1. Объясните термины. 2. Расшифруйте аббревиатуры. 3. Найдите в учебнике характеристики постиндустриального общества, почему его также называют информационным обществом? 4. Какие возможности открывает перед человечеством вступление в постиндустриальный этап развития общества? Какие проблемы порождает?

Раскрывая пункт 3, просим класс дать экономическую, социальную и политическую характеристику западных стран, используя свои знания по географии зарубежных стран и текст учебника. Определяем общие проблемы стран Запада и современной России и возможные варианты их решения.

Домашнее задание

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.