logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Вариант I
Форма урока — групповая работа. Делим класс на 6 групп, специалист из каждой группы входит в экспертный совет класса. В процессе работы член экспертного совета является рядовым участником группы, свои обязанности эксперты начинают выполнять после окончания занятия. В качестве задания для групповой работы используем текст учебника.

Общая задача группам, обобщив результаты работы, подготовить презентацию истории страны. Подготовительный этап проходит в течение 20—25 мин. Ответы на вопросы и выполненные задания группа сдает в экспертный совет, который к следующему уроку дает оценку работы каждой группы.

В ходе занятия учителю нужно помочь группам в распределении работы и в подготовке завершающего этапа — выборе формы презентации, так как группе не следует подробно разбирать выполнение каждого задания. Перед началом презентации учитель формулирует общее задание классу: «Назовите ключевые проблемы истории каждого государства. Насколько успешно решались эти проблемы?» Время презентации — 7—8 мин. В конце урока учитель предлагает ответить на поставленный вопрос.

Домашнее задание. Учащимся следует прочитать материал § 23—24 и продумать ответ на вопрос 1.

 

Задание первой группе: «Послевоенная история США»

1. Выберите из «Исторического словаря» понятия, связанные с историей США, объясните их. 2. Объясните, почему США заняли ведущее положение в западном мире после Второй мировой войны. Назовите преимущества США перед остальными странами Запада. 3. Заполните таблицу. Сделайте обобщающий вывод о существовании или отсутствии преемственности внутри- и внешнеполитического курса различных администраций, несмотря на их партийную противоположность.

Внутренняя и внешняя политика США

Президент

Партийная
принадлежность

Время
президентства

Внутриполитический
курс

Внешнеполитический 
курс

Г. Трумэн

демократ

1945—1953 гг.

Д. Эйзенхауэр

республиканец

1953—1961 гг.

Дж. Кеннеди

демократ

1961—1963 гг.

Л. Джонсон

демократ

1963—1969 гг.

Р. Никсон

республиканец

1969—1974 гг.

Дж. Форд

республиканец

1974—1977 гг.

Дж. Картер

демократ

1977—1981 гг.

Р. Рейган

республиканец

1981—1989 гг.

Дж. Буш

республиканец

1989—1993 гг.

Б. Клинтон

демократ

1993—2001 гг.

4. Как вы оцениваете роль Мартина Лютера Кинга в истории США? Можно ли считать его человеком, чьи идеи и деятельность повлияли на становление современной цивилизации?

Задание второй группе: «Послевоенная история Великобритании»

1. Выберите из «Исторического словаря» понятия, связанные с историей Великобритании, объясните их. 2. В чем заключались «триумф» и «трагедия» Великобритании после Второй мировой войны? 3. В чем проявились «рудименты» имперского мышления Великобританиив 50—90-е гг.? Какое влияние они оказали на внешнюю политику государства? 4. Экономическое развитие Великобритании в 60—70-е гг.характеризуется как стаг-фляция. Какие способы выхода из кризиса были предложены М. Тэтчер? Каковы результаты «тэтчеризма»?

Задание третьей группе: «Послевоенная история Франции»

1. Выберите из «Исторического словаря» понятия, связанные с историей Франции, объясните их. 2. Каковы причины роста политической активности и влияния французской коммунистической партии по окончании Второй мировой войны? Почему французским коммунистам не удалось закрепить это влияние? 3. Каковы причины, результаты и последствия событий 1968 г. во Франции? 4. Какие партии представляют во Франции левый и правый политический курс? Как можно назвать партийную систему Франции? 5. Почему французы в 1984 г. отказали в поддержке левым?

Задание четвертой группе: «Послевоенная история Италии»

1. Выберите из «Исторического словаря» понятия, связанные с историей Италии, объясните их. 2. Как был осуществлен выход Италии из фашистского блока в годы Второй мировой войны? Почему по окончании войны быстрыми темпами идет демократизация Италии? Какие факты это подтверждают? 3. Заполните таблицу. Определите особенности политического устройства Италии. Какие политические партии определяют развитие Италии в послевоенный период?

Годы

Партии (партийные коалиции) у власти, их политические лидеры

Отношение к вмешательству государства в экономику

Достижения во внутренней политике

Нерешенные проблемы

Задание пятой группе: «Послевоенная история Германии»

1. Выберите из «Исторического словаря» понятия, связанные с историей Германии, объясните их. 2. Журналисты придумали «формулу» решений о послевоенном устройстве Германии —«4Д + О»: денацификация, демократизация, демилитаризация, декартелизация и оккупация. Какие из этих принципов были реализованы в западной зоне оккупации? 3. Как на политической карте Европы появились два немецких государства? 4. Заполните таблицу. Определите особенности политического устройства ФРГ. Какие политические партии определяют развитие ФРГ в послевоенный период?

Годы

Партии (партийные коалиции) у власти, их политические лидеры

Отношение к вмешательству государства в экономику

Достижения во внутренней политике

Нерешенные проблемы

5. Каковы значение и политические последствия разрушения Берлинской стены, создания единого немецкого государства?

Задание шестой группе: «Послевоенная история Японии»

1. Выберите из «Исторического словаря» понятия, связанные с историей Японии, объясните их. 2. В чем заключалась двойственность американской политики в Японии по окончании войны? Можно ли утверждать, что японское «экономическое чудо» — следствие деятельности США? 3. Как решалась проблема пограничного урегулирования между СССР и Японией в послевоенный период?

 

Вариант II. Форма урока — практикум.

Задание 1. На основании информации учебника заполните таблицу «Ключевые события истории развитых стран Запада во второй половине XX в.»:

Страна

1 этап: 1945 г.— середина 50-х гг.

II этап: конец 50-х — 60-е гг.

III этап: 70-е— начало 80-х гг.

IV этап: середина 80-х— 90-е гг.

США

Великобритания

Франция

Италия

Германия

Япония

Задание 2. Определите на материале истории двух-трех стран, каким способом пытались правительства разрешить стоящие перед страной на каждом этапе проблемы. Выделите общие для различных государств способы достижения цели.

Домашнее задание. Ответить на вопросы 1 и 2 ко всему параграфу.

 

Вопросы и задания для проверки усвоения темы.

I уровень

Вариант 1.

Задание 1. Соотнесите исторический факт, доктрину, идею или политический курс и связанного с ними исторического деятеля:

Доктрина, идея или курс

Политический деятель

1

Политика «новых рубежей»

1

М. Тэтчер

2

Новая восточная политика

2

Г. Трумэн

3

Голлизм

3

М.-Л. Кинг

4

«Справедливый курс»

4

В. Брандт

5

Рейганомика

5

Дж. Макартур

6

«Охота на ведьм»

6

Дж. Кеннеди

7

«Уотергейтский скандал»

7

Ш. де Голль

8

«Особые отношения» с США

8

Дж. Маккарти

9

Ограничение власти императора Японии

9

Р. Рейган

10

Ненасильственное движение против расовой сегрегации

10

Р. Никсон

 

Задание 2. Выберите «лишний элемент», объясните выбор:

1) а) Ф.-Д. Рузвельт; б) Г. Трумэн; в) Дж. Кеннеди; г) Р. Рейган; д) Б. Клинтон;

2) а) Великобритания; б) Япония; в) Германия; г) Италия;

3) а) Р. Рейган; б) Ф. Миттеран; в) Ж. Ширак; г) М. Тэтчер;

4) а) А. де Гаспери; б) А. Моро; в) С. Берлускони; г) Дж. Макартур;

5) а) «Локхид»; б) «Уотергейт»; в) Карибский кризис.

Задание 3. По историческим фактам определите страну:

1. Движение Сопротивления, референдум о судьбе монархии, «экономическое чудо», «еврокоммунизм», проблема Севера и Юга. (Италия.)

2. Атомная монополия, «холодная война», движение за гражданские права, рейганомика. (США.)

3. Монархия, кризис колониальной империи, борьба за вступление в ЕЭС, проблема Ольстера. (Великобритания.)

Задание 4. По фактам биографии определите политического лидера:

1. Активный участник Второй мировой войны. Сторонник авторитарного политического режима, создатель конституции. Ушел в отставку, не сумев провести реформу местного самоуправления. (Ш. де Голль.)

2. Христианский демократ. Стремился ограничить вмешательство государства в экономику, провел приватизацию, сократил социальные расходы государства. Внес большой вклад в решение главной проблемы государства. (К. Аденауэр.)

3. Демократ. Предложенный им политический курс предусматривал социальную защиту населения, развитие государственной системы образования. При нем возник и был благополучно разрешен один из самых опасных международных кризисов, чреватый развязыванием новой войны. (Дж. Кеннеди.)

 

Вариант 2.

Задание 1. Соотнесите исторический факт, доктрину, идею или политический курс и связанного с ними исторического деятеля:

Доктрина, идея или курс

Политический деятель

1

Политика сдерживания

1

М. Тэтчер

2

Проверка заподозренных в антиамериканской деятельности

2

Ф.-Д. Рузвельт

3

Объединение действий христианско-демократической и коммунистической партий

3

Д. Эйзенхауэр

4

Реформа местного самоуправления

4

Дж. Маршалл

5

Тэтчеризм

5

Т. Блэр

6

Продолжение сотрудничества с СССР

6

Г. Коль

7

Экономическая помощь послевоенной Европе

7

Г. Трумэн

8

Соглашение по мирному урегулированию ольстерской проблемы

8

Дж. Маккарти

9

«Балансирование на грани войны»

9

Ш. де Голль

10

Мирное демократическое воссоединение Германии

10

А. Моро

Задание 2. Выберите «лишний элемент». Объясните выбор:

      1) а) Д. Эйзенхауэр; б) Р. Никсон; в) Дж. Кеннеди; г) Дж. Форд; д) Р. Рейган; е) Дж. Буш;

      2) а) Великобритания; б) США; в) СССР; г) Япония;

      3) а) К. Аденауэр; б) Дж. Макартур; в) В. Брандт; г) Г. Коль; д) Г. Шредер;

      4) а) ограничение вмешательства государства в экономику; б) приватизация; в) расширение социальных программ; г) сокращение налогов на корпорации;

      5) а) Т. Блэр; б) У. Черчилль; в) М. Тэтчер; г) Дж. Мэйджор.

Задание 3. По упомянутым историческим фактам и реалиям определите страну.

      1. Временный режим, Четвертая республика, майский кризис, Пятая республика. (Франция.)

      2. Денежная реформа, «экономическое чудо», проблема «востока» и «запада». (Германия.)

      3. Монархия, «экономическое чудо», проблема «северных территорий». (Япония.)

 

II уровень

Задание 1. Заполните таблицу:

Страна

Монархия или республика

Унитарное или федеративное государство

Когда принята действующая конституция

Партийная система

Правящая партия (коалиция)

Действующий глава государства и правительства

Задание 2. Сравните экономические и социально-политические последствия Второй мировой войны для: а) США и Великобритании; б) Великобритании и Франции; в) Италии и Японии; г) Германии и Японии. Используйте форму таблицы, критерии сравнения выберите самостоятельно.

Задание 3. Какие изменения произошли в экономической сфере одной из развитых стран Запада (по выбору учащегося или учителя) во второй половине XX в.?

Задание 4. Сравните причины «экономического чуда» Германии, Италии, Японии.

Задание 5. Какие изменения произошли в социальной сфере одной из развитых стран Запада (по выбору учащегося или учителя) во второй половине XX в.?

Задание 6. Какие изменения произошли в политической сфере одной из развитых стран Запада (по выбору учащегося или учителя) во второй половине XX в.?

Задание 7. Изобразите графически подъемы и спады экономического развития стран Запада в послевоенный период. Сопоставьте циклы экономического развития и происходящие в этот период социально-политические изменения. Сделайте обобщающий вывод.

Задание 8. Определите ключевые проблемы послевоенного развития каждого государства. Каким образом пытались правительства разрешить стоявшие перед странами проблемы? Оцените, насколько успешной была их деятельность.

Задание 9. Какие факторы повлияли на интеграцию стран Запада в послевоенный период? Проследите, как складывалась система экономической интеграции стран Запада.

 

lll уровень

Задание 1. На конкретных примерах сравните кейнсианскую и монетаристскую модели экономического развития. Линии сравнения определите самостоятельно.

Задание 2. Сделайте обобщающий вывод об основных тенденциях развития западного мира в политической, социальной и экономической сферах

Задание 3. Почему интеграция становится общемировой тенденцией развития во второй половине XX в.? Каково значение интеграции в экономической и социально-политической сферах? Выскажите свое мнение о положительных и отрицательных последствиях интеграции.

Задание 4. На примере одной из развитых стран Запада охарактеризуйте экономику постиндустриального общества. Каковы социальные и политические последствия вступления общества в информационную стадию развития?

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.