logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: сформировать представление о складывании новых отношений, ценностей в городских условиях. Продолжить работу над формированием понятийного мышления.

Новые понятия: мастер, подмастерье, цехи, братства, гильдии, ярмарка, меняла, банк, шедевр.

I. Текущий контроль знаний и умений: 

1. Что делало городской воздух свободным? 2. Как изменяется состав средневекового общества с развитием городов? 3. Какие результаты могла принести борьба с сеньором городу и его округе? 4. Какие новые органы управления появились в городах и почему? Все ли города имели такую возможность? 5. Опишите один день ремесленника сеньориального города и ремесленника из города-коммуны. 6. С помощью понятий (предложенных на карточке учителем) составьте рассказ о средневековом городе.

II. Экскурсия по средневековому городу. Экскурсовод — один из учащихся класса.

План изучения нового материала: 

1. В мастерской. 

2. Ремесленные цехи. 

3. Путями средневековых купцов. 

4. У столика менялы.

1. Первый вариант: объясняя эту часть параграфа, учитель стремится сформировать представление у учащихся о сложном, тяжелом, ответственном труде средневекового ремесленника (см. рис. 145—146).

Второй вариант предполагает самостоятельное изучение учащимися текста «В мастерской» по плану, предложенному учителем: 1. Место работы ремесленника. 2. Изготовление изделия мастером. 3. Помощники мастера. Учащиеся делают краткие записи в тетради (либо устно) по каждому пункту плана.

2. Учитель рассказывает о первых объединениях ремесленников — цехах, об их функциях. Объясняя роль и место цеха в жизни ремесленника, города, учитель подчеркивает, что это первая в городе организация людей, занимающихся одним видом деятельности. Подобно общине в деревне, цехи в городе брали на себя регулирование жизни ремесленников. Здесь целесообразно использовать документ к параграфу. Предложить учащимся найти в учебнике строки о деятельности цехов, рассмотреть цеховой герб на с. 148.

Следует четко проследить с учащимися ступени цеховой иерархии: ученик — подмастерье — мастер. Учебник не содержит объяснения таких понятий, как «конкуренция», «аренда», «дюжина». Педагогу следует предложить учащимся записать в тетради эти понятия. Конкуренция — соперничество между ремесленниками за возможность сбыта своих изделий. Аренда — наем имущества (земли) на конкретный срок за определенную плату с правом пользования. Дюжина — двенадцать. Используя документ к параграфу, учитель показывает, как цехи тормозили совершенствование ремесленного производства. Если позволяет время, учитель проверяет, как усвоили дети новые понятия: цехи, устав, конкуренция, шедевр, подмастерье, ученик, братство.

3. Третья часть параграфа может быть изучена как с учителем, так и самостоятельно. Рационально систематизировать материал можно с помощью таблицы «Развитие торговли».

Виды и направления торговых путей

Международные и внутригосударственные объединения купцов

Основные преграды для развития торговли

Роль купцов в обществе

Рисунки на с. 149—150 отражают то, что было весьма значимо для купцов, имело определенное символическое значение.

4. Объясняя материал, учитель отмечает, что в городе преимущественно жили ремесленники и купцы, необходимые друг другу. Однако важной частью взаимоотношений между купцами разных городов, стран было установление соотношения денежных единиц при оплате товара. Менялы заложили основу финансовой системы, существующей в наши дни. Постепенно деньги становились могущественнейшим средством. Рассмотрите дворец на с. 152. В чем было могущество владельца этого дома? Учитель обращает внимание учащихся на понятия: меняла, ярмарка, вексель, банк — и предлагает найти в тексте объяснения этих понятий. Акцентируется внимание на постепенном складывании новых отношений, нового образа жизни в городах Европы ХII—ХIII вв.

Вопросы для закрепления нового материала: 

1. Кто в средневековом городе имел право именоваться мастером? 2. Назовите объединения ремесленников и купцов. 3. Каким образом ярмарки развивали ремесло и торговлю? 4. Какова роль менялы в развитии и процветании города?

Затем учитель просит ответить на главный вопрос параграфа.

Задание на дом: § 15, вопросы и задания к нему, изучить иллюстрации и документ. Заполнить до конца таблицу «Развитие торговли». Описать один день ремесленника или купца либо выполнить рисунок по выбору учащегося по теме параграфа.

 

ИЗ СТАТУТОВ ПАРИЖСКИХ ТКАЧЕЙ ШЕРСТИ (ХIII в.)

2. Ни один ткач шерсти и никто другой не должен иметь мастерскую в пределах Парижского округа, если не умеет собственноручно заниматься мастерством, если он не сын мастера…

8. Каждый ткач шерсти может в своем доме иметь не больше одного  ученика, но он не может иметь его меньше, чем на 4 года службы и за 4 парижских ливра, или на 5 лет службы за 60 парижских су, или на 6 лет службы за 20 парижских су, или на 7 лет службы без денег…

32. Все сукна должны быть целиком из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине, и если они не таковы, тот, кому они принадлежат, платит за каждый кусок сукна 5 су штрафа…

47. Никто из вышеупомянутого цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа…

51. Подмастерья-ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерне… но складывать работу они должны после звона к вечерне.

Следует акцентировать внимание на различных проявлениях регламентации условий труда, качества продукции, взаимоотношений мастера и ученика. При анализе статьи 8 можно предложить детям самим догадаться, почему плата за обучение ученика, максимальная для срока в 4 года, с увеличением срока резко сокращается, а для семилетнего срока совсем исчезает (считалось, что 4 года достаточно для обучения основам ремесла, а дальше, продолжая обучение, мастер уже активно использовал бесплатный труд ученика).

 

ФРАНЧЕСКО ДАТИНИ

Франческо Датини был уроженцем города Прато под Флоренцией. Сын трактирщика, он разбогател на торговле оружием, затем основал сукнодельческую мануфактуру, банк с филиалами в разных странах. Торговые связи Датини поражали своим размахом, включая десятки городов в разных странах. Успех деловой активности во многом зависел от своевременного получения необходимой информации, и потому купец, будь он дома или в чужих краях, ежедневно писал деловые письма. В Италии тех времен говорили, что руки купца всегда должны быть запачканы чернилами. В архиве Датини сохранилось около 126 тыс. деловых писем, не считая частных посланий. Речь в них шла о заключенных сделках и об отправленных грузах, о курсе валют и принятых к оплате векселях.

Страсть к накопительству сочеталась у Датини со страхом перед загробными муками, которых он надеялся избежать с помощью щедрой благотворительности. Перед смертью (1410 г.) он завещал родному городу огромные богатства. Но в повседневной жизни Датини рассчитывал только на себя. «Я больше уповаю на людей этого мира, чем на Бога, — писал он, — и этот мир хорошо платит мне за это». Вера в Бога и деловая активность вполне совмещались, и не случайно на своих торговых книгах Датини писал: «Во имя Бога и прибыли».

 

ШАМПАНСКИЕ ЯРМАРКИ

В период своего расцвета в ХII — начале ХIV в. шампанские ярмарки имели общеевропейское значение. Здесь, в центре Франции, сходились пути, которые вели из Англии, Нидерландов и Германии к французским и итальянским средиземноморским портам. Графы Шампани, которым ярмарки приносили огромные доходы, покровительствовали им и обеспечивали безопасность купцов и их товаров. Ярмарки действовали в течение почти всего года. Они собирались 6 раз в году, по полтора-два месяца, в четырех городах Шампани, причем в раз и навсегда установленной последовательности (Труа — Провен — Труа — Ланьи — Бар — Провен). Торговали с размахом. Сукно и шелк сменялись кожами и мехами, продавали пряности и краски, соль и скот. Здесь же получали кредиты и взимали долги, переводили и обменивали крупные денежные суммы. Однако в первой половине ХIV в. развитие морского торгового пути вокруг Пиренейского полуострова, политические неурядицы, подъем нидерландской и немецкой торговли привели к постепенному упадку шампанских ярмарок, на смену которым пришли ярмарки в Брюгге.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.