logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: сформировать понимание причин и следствий образования первой империи у германских народов Европы; показать связь военной реформы Карла Мартелла и изменений в обществе; рассмотреть условия расцвета империи, причины и следствия ее распада. Развивать понятийное мышление.

Новые понятия: усобицы, магнат, бенефиций, феод.

I. Текущий контроль знаний и умений:

1. Почему появились христианские мученики? 2. Что в вероучении стало предметом спора между христианскими богословами? 3. Подумайте, почему раскол христианской Церкви на Западную и Восточную был неизбежен. 4. Объясните, почему с ересями в христианском мире велась беспощадная борьба. 5. Вспомните, почему франки восприняли не арианское, а ортодоксальное христианство. 6. Почему Ветхий и Новый Завет объединены в единую книгу — Библию? 7. Почему прихожане должны были содержать Церковь? 8. Как вы думаете, почему у святого Антония было много последователей? 9. Каково значение бенедиктинского монашеского устава для европейских народов? 10. Какие перемены произошли в христианской Церкви в раннее Средневековье? (Учащимся и на этот раз следует ответить на главный вопрос к параграфу.) 11. Инсценируйте спор арианина и ортодоксального христианина. 12. Зарисуйте на доске разработанный дома кроссворд и организуйте его разгадывание классом.

II. Игра «О ком сказано?».

Учитель быстро задает вопрос, дети так же быстро и кратко должны на него ответить. Возможен индивидуальный подсчет ответов самим педагогом либо группой (3 человека — от каждого ряда по 1 ученику, и каждый из них фиксирует ответы товарищей своего ряда). Игра рассчитана на 5—7 минут.

1. Народ, расселившийся в глухих лесах к востоку от Рейна и занимавшийся земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. 2. Племена, захватившие и разграбившие Рим. 3. Первый царь Рима. 4. Последний император Рима. 5. Человек, считающийся основателем монашества. 6. Палестинский мессия. 7. Император, признавший христианское учение. 8. Народ, первоначально живший у побережья Северного моря и подчинивший Галлию. 9. Первая династия франкских королей. 10. Человек, благодаря которому распространилось имя Людовик. 11. Священнослужитель высшей ступени христианской иерархии на Западе. 12. Глава Православной церкви. 13. Глава Римской церкви. 14. Средневековый историк, описавший жизнь франков и Хлодвига. 15. Люди, в уединении посвятившие себя общению с Богом через молитвы.

План изучения нового материала:

1. Ленивые короли и энергичные майордомы.

2. Войны Карла Великого.

3. Император и его империя.

4. Верденский раздел.

1. Учитель рисует образную, яркую картину страны, где усобицы и смуты, разразившиеся из-за слабости королевской власти, грозили новыми бедствиями. Затем педагог показывает предприимчивость майордомов, восстановивших единство страны и усиливших ее. Учитель объясняет, почему майордом мог это сделать. Важно также подчеркнуть значение профессионального конного войска в эпоху Средневековья, рассказ о мерах Карла Мартелла по формированиию такого войска.

Обычно дети слабо усваивают значение понятий «феод» и «бенефиций». Отметив их сходство, следует затем четко разграничить их и показать неизбежность ослабления связи между правителем и владельцем бенефиция и соответственно неизбежность превращения бенефиция в феод. Эта работа над понятиями фиксируется в таблице «Бенефициальная реформа Карла Мартелла» (с. 40) либо на уроке, либо самостоятельно дома. Содержание этого параграфа весьма значимо для последующего качественного усвоения курса тем, что здесь рассматриваются важнейшие процессы, явления, вводятся понятия, которые затем наполнятся новым смыслом. Поэтому важно, используя прием работы с текстом, проследить образное раскрытие понятия «усобица» в тексте. Обязательно следует связать это понятие с такими понятиями, как: бенефиций, феод, магнаты. Успех бенефициальной реформы подготовил другое, весьма неординарное событие: майордом, сын майордома, в 751 г. получает титул короля. (Новое понятие, как и другие, следует записать на доске, а детям — в тетради.) Церковь активно участвует в этом, освящая власть нового правителя. Учитель объясняет появление «дара Пипина» с помощью карты. Решающим фактором в этом событии была опасность со стороны арабов для Франкского королевства. Учитель подробно останавливается на этой ситуации, красочно описывая ее. В то же время педагог предлагает ответить на вопрос на полях с. 34 учебника. В конце обсуждения подчеркивается, что ленивость последних Меровингов грозила многими опасностями для франков (спросить какими), стала основной причиной их свержения.

2. Объясняя материал о войнах Карла Великого, учитель отмечает общую цель, средства ее достижения, результаты. Необходимо показать в ходе изложения материала, который можно назвать ключевым в параграфе, яркость фигуры Карла Великого, значимость его дел для франков. Рассказывая о его первых походах, следует обратить внимание учащихся на корону короля лангобардов (с. 35), которую Карл теперь имел полное право носить. Территория их королевства вошла в состав рождающейся державы Карла Великого. Дети должны понять в ходе рассказа учителя, почему люди по прошествии сотен лет называют Карла Великим. На карте (с. 36) дети смогут четко увидеть направления походов Карла Великого, районы восстаний против его власти, сравнить территории времен королевства и империи. Важно подчеркнуть, что красивые легенды о Карле — свидетельство поддержки его политики, осознание необходимости сильного правителя в стране. Гармонично впишутся в объяснение учителя рисунки на страницах учебника, подчеркивающие память народа о заслугах своего короля (с. 35, 37). Упоминание о происхождении названия династии Каролингов, слова «король» придаст дополнительную окраску образу Карла Великого, в целом рассказу учителя о нем и его политике.

Достоверность событиям того времени придаст комментированное чтение учителем и детьми документа к параграфу, который также дополнит некоторые штрихи к портрету Карла Великого.

3. Объяснение материала третьего пункта целесообразно построить на сопоставлении целей Карла, стремившегося создать империю, и того, что у него реально получалось. Возможно ли было «обновление Римской империи»? Учителю важно подчеркнуть, что в Западной Европе через три века после падения Западной Римской империи, упадка ее культуры начинается период возрождения, и в рамках беседы предложить учащимся вопросы: 1. Почему Церковь стала сторонницей Карла? 2. Почему Карл стремился создать единое европейское христианское государство?

Объяснение учителя дополнит яркая характеристика Карла Великого (см. ниже). По ходу сообщения материала учитель рассказывает о недовольстве византийского двора действиями Карла, выразившемся в категорической оценке, обозначенной как узурпация. В этом месте целесообразно предложить экспромт (либо заранее дать опережающее задание), организован короткую инсценировку этого события с его интерпретацией. Двум ученикам поручается исполнить роли современного репортера телевидения и византийского дипломата того времени с целью комментирования события, заинтересовавшего нас. Главная цель репортера — выяснить у изворотливого византийского дипломата, в чем состоит «насильственное присвоение» Карла Великого. Этот небольшой игровой эпизод поможет учителю увидеть возможные ошибки в понимании учащимися изложенных событий и своевременно это скорректировать. Учащиеся глубже поймут ситуацию, увидят причину охлаждения отношений между двумя великими державами, что особенно важно для усвоения в последующем материала учебника. Изложение сведений об устройстве империи Карлом Великим предложить учащемуся, получившему накануне это задание на дом. По окончании сообщения учащиеся отвечают на вопросы: 1. Как вы думаете, в чем состояли главные трудности Карла в организации управления империей? 2. Какие личные качества великого франкского императора вас привлекают? Что неприемлемо для вас? 3. Как изменилась система управления государством? Предложить изобразить схематически эти изменения и сравнить с системой управления при Хлодвиге. Совместно с детьми учитель рисует меловую схему.

Большую роль в формировании образных представлений по теме у учащихся сыграют рисунки к тексту на с. 35 и 37, а также на с. 14 (можно вновь вернуться к ним). Педагог спрашивает: что вам напоминает монета Карла Великого? Почему она выполнена в таком стиле?

По завершении объяснения этого пункта учитель обобщает, что реформы Карла Великого, его талант полководца принесли Франкскому государству могущество и огромные богатства. Задачей его потомков должно было стать в первую очередь сохранение этих завоеваний. Но возможно ли было сохранить и приумножить эти достижения?

4. Перед началом изложения последнего пункта параграфа учитель предлагает ответить на вопрос: что было главным достижением Карла Великого? Развивая ответы ребят, педагог отмечает, что непосредственно к разделу империи привела борьба за власть между внуками Карла Великого. Франкские короли издавна делили свои владения между наследниками, и сам Карл Великий в 806 г. хотел сделать так же. Подлинные причины распада коренятся гораздо глубже: это и этнические и культурные различия между народами империи, и слабость экономических связей как результат натурального хозяйства, и прежде всего развитие процессов феодализации. Современники болезненно воспринимали крушение империи (см. ниже), но учителю необходимо подчеркнуть закономерность Верденского раздела и его огромное историческое значение, отметив, что он послужил основой для становления и развития трех государств современной Европы: Франции, Германии и Италии.

Учащихся следует сориентировать на сравнение карт на с. 36 и на с. 38, с тем чтобы дети увидели, какие конкретные земли и города отошли участникам раздела.

В конце объяснения нового материала учитель спрашивает:  какие новые понятия ребята узнали, каково их содержание?

Подводя итоги, учитель обобщает, что дальнейшая судьба империи Карла Великого связана с историей Восточно-Франкского королевства, о чем пойдет речь в следующем параграфе.

Вопросы для закрепления нового материала:

1. Что способствовало усилению майордомов? 2. Что стало причиной появления бенефиция и феода? 3. В чем неизбежность превращения бенефиция в феод? 4. В чем состояла главная цель Карла Великого? 5. Какие качества характера Карла способствовали ему в достижении цели? Покажите на примере. 6. Чем отличались титулы короля и императора? 7. Кому из наследников Карла Великого достались самые богатые земли? 8. Назовите и покажите на карте итоги Верденского раздела.

Задание на дом: § 3, вопросы и задания к тексту, документу, рисункам, картам и на полях учебника. Опережающее задание: прочитать первый пункт § 4 или дополнительную литературу о норманнах.

ФЛОР (ДЬЯКОН ЛИОНСКОЙ ЦЕРКВИ).

«ЖАЛОБА О РАЗДЕЛЕ ИМПЕРИИ» (СЕРЕДИНА IХ в.)

Франкская нация блистала в глазах всего мира… Но теперь, придя в упадок, эта великая держава утратила сразу и свой блеск, и наименование империи; государство, недавно еще единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором; вместо государя — мелкие правители, вместо государства — жалкие обломки. Общее благо перестало существовать, всякий занимается своими собственными интересами: думают о чем угодно, одного только Бога забыли. Пастыри Божьи, привыкшие собираться, не могут больше при таком разделе государства устраивать свои синоды, нет больше собрания народного, нет законов.

ЧТО ЗА ЧЕЛОВЕК БЫЛ КАРЛ ВЕЛИКИЙ?

Более всего сведений об этом содержит «Жизнь Карла Великого» Эйнгарда.

Высокий рост, массивная голова, большие живые глаза — вот что отмечает Эйнгард во внешности Карла. По обычаю франков Карл брил бороду, зато отпускал длинные усы. Нельзя сказать, что он был красив (Эйнгард отмечает короткую шею и толстый живот), зато превосходно держался, умея внушить почтение, а если нужно и страх.

Авторитарный правитель, он всегда был убежден в своей правоте и никогда не испытывал колебаний. Характер сильный и ровный, чуждый внезапным всплескам ярости и бессмысленной жестокости; отдельные примеры беспощадных расправ вызывались только необходимостью, как он ее себе представлял. Карл ценил преданность и был доступен дружбе. В быту был неизменно скромен, оставляя пышные одежды и торжественный церемониал пиров лишь для официальных приемов. Любимыми развлечениями Карла были охота и купание в теплых целебных источниках Ахена, который он сделал своей главной резиденцией.

Теплую половину года Карл обычно проводил в походах, а период с конца осени до весны был посвящен отдыху, общению с семьей и друзьями и внутренним делам государства.

ПОДГОТОВКА КАРЛА ВЕЛИКОГО К ПРИНЯТИЮ ИМПЕРАТОРСКОГО ТИТУЛА

Карл тщательно готовился к принятию императорского титула. Он предвидел резко негативную реакцию византийского императора, а потому позаботился о союзнике. Таковым стал глава мусульман багдадский халиф Харун ар-Рашид (известный по сказкам «Тысячи и одной ночи»). Но переговоры следовало держать в тайне, и официальная цель посольства была иной: найти и привезти Карлу живого слона. В результате договор с халифом был заключен и позже сыграл свою роль, а дипломатический подарок халифа — слона по имени Абу-ль-Аббас — доставили в Ахен. Слон произвел настоящий фурор, о нем сообщали летописи, а когда спустя 10 лет любимец Карла умер, это известие приравнивали к самым тяжелым событиям года.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.