logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

План изучения новой темы

1. Создание основ тоталитарных режимов. Приход к власти коммунистических партий.

2. Общие черты развития стран «народной демократии».

При изучении пункта 1 просим учащихся показать на карте Европы государства, которые образовались во второй половине XX в., так называемый социалистический лагерь (страны Восточного блока, народной демократии). Общей особенностью этих государств (кроме Албании) явилось то, что в их освобождении приняли участие советские вооруженные силы и после окончания Второй мировой войны практически все они оказались в сфере советского влияния. Ставим проблему: какую роль в так называемом «социалистическом выборе» пути послевоенного развития сыграл СССР? Для ее разрешения предлагаем выполнить задания, используя информацию учебника.

Задание 1. Заполните таблицу, указав страны, в послевоенной истории которых проявилось действие указанных факторов. Сделайте вывод, определив наиболее существенные, на ваш взгляд, факторы общественного развития, предопределившие социалистический выбор:

Факторы, влияющие на общественное развитие страны в послевоенный период

Страны

Участие советских войск в освобождении государства, в свержении профашистского режима

 

Народные восстания против фашизма, авторитарных и диктаторских режимов

 

Существование советской оккупационной администрации

 

Создание Народного (Национального, Отечественного) фронта борьбы против фашизма

 

Большое влияние и популярность левых сил (коммунистических партий)

 

Создание национальных правительств, отказ признать законными эмигрантские правительства

 

Переход к республиканской форме правления

 

Проведение национализации собственности пособников фашизма и аграрной реформы

 

Задание 2. Составьте логическую цепочку «Механизм прихода к власти коммунистических партий» (в скобках даны примерные варианты заполнения схемы):

Активное участие в народных фронтах и коалиционных правительствах

Контроль над силовыми министерствами

Контроль за министерствами экономики и иностранных дел

Завоевание большинства в правительстве

Подавление политической оппозиции

      Задание 3. На основании документов и информации учебника докажите, что советская модель общественного развития лежала в основе изменений в странах Восточной Европы.

Из статьи В. Пика (лидера Социалистической единой партии Германии). 1959 г.

      Мы выполнили заветы Карла Либкнехта.

      ...Жертвенная смерть Карла Либкнехта и многих борцов «Спартака» была не напрасной. В большей части Германии — в Германской демократической республике — заветы незабвенных погибших товарищей были выполнены... Социалистическая единая партия Германии — партия рабочего класса... — прочно стоит на позициях марксизма-ленинизма... Германский милитаризм и фашизм был искоренен в Германской Демократической Республике до основания. Монополисты и военные преступники экспроприированы, а их заводы переданы в собственность народа. Милитаристская каста юнкеров была удалена из их дворянских имений, и земля передана безземельным и малоземельным крестьянам. Капиталистический государственный аппарат был полностью сломан. В рамках антифашистского строя были совершенно заново построены армия, полиция, юстиция, администрация, органы народного образования и все другие государственные институты. Неуклонное развитие революции привело в итоге к созданию рабоче-крестьянской власти и осуществлению диктатуры пролетариата.

Из закона Великого Национального Собрания Румынии. 11 июня 1948 г.

      Статья 1. Национализируются все богатства недр, не являющиеся... собственностью государства, а также все промышленные, банковские, страховые, горнорудные, транспортные и телекоммуникационные частные предприятия, общества и объединения...

Из Отчетного доклада ЦК Венгерской социалистической партии
VIII съезду партии. 1962 г.

      Несомненно, самым большим достижением последних трех лет была социалистическая перестройка сельского хозяйства. Наша партия правильно применила марксистско-ленинскую научную теорию в решении аграрного вопроса... Она ясно сознавала, что партия, рабочий класс должны организовать крестьянство и повести его по пути социализма. Главной формой массовой организации являлась сельскохозяйственная производственная кооперация...

      При изучении пункта 2 учитываем, что характерные черты установившихся режимов перечислены в конце § 27:

      1. Диктатура коммунистической партии. 2. Сращивание партийного и государственного аппарата. 3. Контроль за общественно-политической и культурной жизнью, ущемление прав свобод граждан. 4. Ограничение или запрет частной собственности. 5. Создание плановой экономики, индустриализация и кооперирование сельского хозяйства.

      К этим чертам необходимо добавить такую характеристику, как господство коммунистической идеологии. Просим класс по перечисленным признакам определить историческое явление и делаем вывод о тоталитарной сущности политического режима, установленного в странах народной демократии.

      Выделяем этапы эволюции коммунистических режимов. Это 1944—1945  гг. — 1948—1949 гг. — создание основ тоталитарных режимов; до 1956 г. — развитие сталинской модели социализма; конец 60-х гг. — трансформация сталинской модели, попытка реформирования режима; 70-е — конец 80-х гг. — отказ от реформ, нарастание кризисных явлений во всех сферах жизни общества; конец 80 — начало 90-х гг. —демократические революции в Восточной Европе, крах тоталитарных режимов.

      Домашнее задание.Вопросы 2 и 3 после § 26.

УРОК 2


Форма урока — групповая работа. Предлагаем классу матрицу для изучения истории восточноевропейских стран. Класс делится на семь групп. Каждая группа, используя материал, справочную литературу и источники, готовит развернутые ответы на вопросы и предлагает формулировки для фиксации в таблице:

      Вариант I.

Страна

Особенности социалисти-
ческой модели

Роль в экономи-
ческой интеграции социалисти-
ческих стран

Членство в СЭВ, ОВД

Внешнеполити-
ческий курс. Отношения с СССР

Самые известные личности эпохи социализма

Выступления против тоталитарного режима

Болгария

           

Венгрия

           

ГДР

           

Польша

           

Румыния

           

Чехословакия

           

Югославия

           

      Вариант II. Задание можно упростить, использовав для групповой работы вопрос 3 после § 27. В этом случае группы получают задание ответить на вопросы и подготовить записи в таблицу «Специфика развития стран «народной демократии»:

Страна

Особенности социалистической
модели

Особенности внешнеполитического  курса

Выступления граждан против коммунистического режима в 50—70-е  гг.

      Вариант III. Для групповой работы можно использовать не проблемный, а хронологический подход к истории восточноевропейских стран. В этом случае на уроке группы работают с 1—3 вопросами, а последняя колонка остается незаполненной до следующего урока:

Страна

Сталинская модель социализма (до 1956 г.)

Попытки реформирования режимов (конец 50-х — конец 60-х гг.)

Отказ от реформ, нарастание кризиса (70-е — конец80-х  гг.)

Демократические революции (конец 80-х — начало 90-х гг.)

      Домашнее задание.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.