logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

План изучения новой темы

1.  Причины краха социалистической модели в Восточной Европе. 

2. Особенности демократических революций. 

3. Демократические преобразования в Восточной Европе. Особенности посттоталитарного общества.

В  начале урока организуем работу с картой. Просим показать новые государства, образовавшиеся в Восточной Европе в начале 90-х гг.,назвать их столицы. Отмечаем, что создание национальных государств было лишь одним из революционных преобразований.

При изучении пункта 1 даем предварительное задание: «На основании анализа причин революций сформулируйте их основные задачи и определите характер революций».

1) Внутренние факторы:

1. Экономические — резкое снижение темпов экономического развития, экстенсивный характер развития экономики в большинстве стран, административно-командная экономическая модель, отсутствие структурных изменений в экономике, инфляционные процессы, резкое отставание от стран Запада не только по количественным, но и по качественным показателям.

Динамика ежегодного прироста совокупного национального дохода стран-членов СЭВ:

50-е  гг. — 9,5%

60-е  гг. — 6,7%

70-е  гг. — 4,5%

1981—1989  гг. — менее 2%

2. Накопление социальных проблем — падение жизненного уровня, менее заметное только в ГДР и Чехословакии, обострение всех противоречий в обществе, в том числе и национальных (в Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии).

3.  Протест против тоталитарных политических режимов, политического господства коммунистических партий.

4.  Во всех странах росло недовольство существующими порядками, которое выражалось в массовом забастовочном движении, формировании оппозиционных организаций («Хартия  — 77» в Чехословакии, «Солидарность» в Польше, экологисты в Болгарии).

2)  Внешний фактор:

Политические преобразования в СССР (перестройка). Дополнительная информация. Присутствие войск СССР на территории государств-участников ОВД (конец 80-х гг.):

Группа войск

Территория дислокации

Численность (военнослужащие, члены их семей. Вольнонаемные)

Западная

Восточная Германия

546 тыс.

Центральная

Чехословакия

87 тыс.

Северная

Польша

67 тыс.

Южная

Венгрия

65 тыс.

      28 июня 1991 г. представители стран-членов СЭВ подписали в Будапеште протокол о расформировании организации; действие Варшавского Договора было прекращено 1 июля 1991 г. протоколом пражского совещания Политического консультативного комитета государств-участников.

      Заканчиваем изучение вопроса обсуждением предварительного задания. Делаем вывод об антитоталитарном, антикоммунистическом, демократическом характере революций, в качестве основных задач революций выделяем создание открытого демократического общества с политическим и идеологическим плюрализмом; формирование рыночной модели экономики, повышение жизненного уровня населения; достижение национально-государственной независимости.

      Начинаем изучать пункт 2 с общей характеристики особенностей революционных процессов — быстрые темпы преобразований, их радикальность и масштабность. Они затронули страны с населением свыше 140 млн. человек, изменили расстановку сил в Европе и мире, определив судьбу европейского социализма и повлияв на существование биполярной системы.

      Задание 1. Завершите таблицу, включив в нее фактические данные о революциях в восточноевропейских странах (для учителя они даны в скобках):

Специфика протекания революционных процессов

Эволюционная форма преобразований

«Взрывная» форма преобразований

Венгрия
Февраль 1989 г. — Пленум ВСРП — отказ от руководящей роли партии в обществе. Весна 1989 г. — начало работы «круглого стола». 1990 г. — выборы в парламент на многопартийной основе

Польша
Февраль 1989 г. — начало заседаний «круглого стола» Соглашение 0 принципах парламентской демократии

«Бархатные» революции (достижение революционных целей без пролития крови)

Органы порядка применили силу

Народное восстание

Гражданская война

ГДР
Сентябрь— ноябрь 1989

Болгария
Ноябрь 1989 г.

Чехословакия
Ноябрь— декабрь 1989 г.

Албания 1990 г. смна политического курса. Февраль 1991 г. — при столкновении с силами охраны порядка убито 4 человека. Март 1991 г. — многопартийные выборы

Румыния
Декабрь 1989 г. — расстрел выступлений в Тимишоаре.

Восстание в Бухаресте. Убиты 1104 человека

Югославия
1991 г. — распад СФРЮ. Начало гражданской войны

Общий механизм: массовые выступления населения, отстранение от власти коммунистического руководства

               

      Переходим к пункту 3.

      Задание 2. Проанализируйте демократические преобразования в европейских странах (учебник, § 28). Выделите основные преобразования в политической и экономической сферах. Сравните их с преобразованиями, проходящими в нашей стране в 90-е гг.

      Задание 3. Какие негативные процессы возникли в бывших странах «народной демократии» на современном этапе? Сравните оценку достижений посткоммунистических стран. Как вы объясните полярность точек зрения? Выскажите свое мнение по этому вопросу.

      «За последние пять лет даже самые отсталые страны сделали гигантский шаг вперед. В самом деле, в Центральной и Юго-Восточной Европе наблюдаются сенсационные успехи, которые не в состоянии оценить ни Запад, ни те, кто живет здесь...» (мнение социолога Э. Ханкиша, Венгрия, 1994 г.).

      «Переворот в ноябре 1989 г. глубоко затронул жизнь всего общества. Массы обмануты «нежной» революцией с ее абстрактными лозунгами о демократии, свободе, плюрализме, приватизации, рыночной экономике. Люди убедились, что приватизация означает бессовестный грабеж тех ценностей, что созданы за сорок лет при социализме. Рыночная экономика — это безработица, снижение жизненного уровня народа, а демократия и свобода — только для богатых» (мнение представителя бывшей словацкой компартии, 1994 г.).

      Домашнее задание. Вопрос 4 к § 28. Можно предложить для подготовки сообщения по этому вопросу следующие статистические данные.

      Доля стран Центральной и Восточной Европы во внешней торговле России (% от товарооборота):

Страны Центральной и Восточной Европы

1990 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

      В  целом

38,7

14,8

15,3

15

      Болгария

9,7

2,4

1,9

2,2

      Венгрия

6,8

3,5

1,9

3,3

      Польша

9,3

3,7

2,8

4,1

      Румыния

3,6

1,3

1

1,2

      ЧСФР

9,3

      Словакия

2,0

2,5

2,0

      Чехия

1,9

2,8

2,2

Вопросы и задания для проверки усвоения темы.

I уровень

      Вариант 1.

      Задание 1. Восстановите последовательность событий:

      1.  «Пражская весна». 2. Создание СЭВ. 3. Народное восстание в Болгарии. 4. Нормализация дипломатических отношений СССР и Югославии. 5. Подавление восстания в Венгрии войсками СССР. 6. Создание Организации Варшавского Договора. 7. Народное восстание в Румынии. 8. Введение военного положения в Польше. 9. Приход коммунистических партий к власти. 10. Объединение Германии.

      Задание 2. Найдите правильный ответ:

      1.  СССР не принимал участия в освобождении: а) Албании; б) Болгарии; в) Румынии.

      2.  «Народная демократия» означает: а) высшую форму демократии; б) тоталитарный коммунистический режим; в) общую характеристику социалистического лагеря.

      3.  Решения XX съезда КПСС привели к: а) ужесточению социализма сталинского образца; б) попытке изменить социально-политический строй; в) распаду социалистического лагеря.

      4.  В большинстве стран Восточной и Юго-Восточной Европы в конце 40-х—50-е гг. не проводились: а) индустриализация; б) кооперирование; в) ликвидация неграмотности.

      5.  Народные выступления против тоталитарного государства в 50—70-х гг. происходили в: а) Венгрии, Польше, ГДР; б) Албании, Чехословакии, Польше; в) Болгарии, ГДР, Чехословакии.

      6.  Для Румынии в 50—80-х гг. нехарактерны: а) полная поддержка курса СССР; б) создание культа личности Н. Чаушеску; в) политика балансирования между Востоком и Западом.

      7.  «Кадаровский социализм» имел некоторые общие черты с социалистической моделью: а) Болгарии; б) ГДР; в) Югославии.

      8.  Лидером «Пражской весны» был: а) А. Дубчек; б) Г. Гусак; в) Л. Свобода.

      9.  «Бархатная революция» — это: а) отказ от радикальных преобразований революционного типа; б) бескровная смена коммунистического режима на либеральный; в) распад федеративного государства.

      3адание 3. Соотнесите название страны и имя политического деятеля:

Страна

Государственный деятель

1

Албания

1

Т. Живков

2

Болгария

2

В. Гавел

3

Венгрия

3

Н. Чаушеску

4

ГДР

4

С. Милошевич

5

Польша

5

Э. Ходжа

6

Румыния

6

В. Пик

7

Чехословакия

7

И. Надь

8

Югославия

8

В. Ярузельский

      Задание 4. Выберите «лишний элемент», аргументируйте выбор:

      1)  а) Л. Валенса; б) В. Гавел; в) Т. Живков;

      2)  а) Албания; б) Болгария; в) ГДР; г) Польша;

      3)  а) Югославия; б) Чехословакия; в) Румыния;

      4)  а) 1953 г.; б) 1955 г.; в) 1956 г.; г) 1968 г.;

      5)  а) диктатура коммунистических партий; б) ущемление политических прав и свобод граждан; в) реституция; г) плановое ведение хозяйства.

      Задание 5. Соотнесите лозунг, политическую идею или исторический факт и страну, с которой связано это явление:

Страна

Лозунг, идея или факт

1

Албания

1

«Кадаровский социализм»

2

Болгария

2

Политика балансирования между Востоком и Западом

3

Венгрия

3

Социализм с человеческим лицом

4

ГДР

4

«Система самоуправления»

5

Польша

5

«Опора на собственные силы»

6

Румыния

6

Стремление войти в состав СССР

7

Чехословакия

7

«Витрина социализма»

8

Югославия

8

Коллективизация с учетом национальных традиций

      Задание 6. Соотнесите имя политического деятеля и факты его биографии (политические деятели: а) Л. Валенса; б) А. Дубчек):

      1.  Родился в 1921 г. По образованию юрист. В детские и юношеские годы жил с родителями в СССР. С 1939 г. — член КПЧ. Возглавил партию в критический для страны период, впоследствии был исключен из партии и освобожден от всех занимаемых должностей. Возвращение в большую политику состоялось в ходе демократической революции.

      2.  Родился в 1943 г. в крестьянской семье. Высшего образования не имеет. Работал электриком. Защищал экономические и политические права рабочих как профсоюзный лидер. Был в оппозиции правительству, подвергался преследованиям, находился в заключении. Был избран первым президентом посткоммунистического государства.

      Вариант 2.

      Задание 1. Восстановите правильную хронологическую последовательность событий:

      1.  Интервенция в Чехословакию войск стран-членов ОВД. 2.  Падение Берлинской стены. 3. Создание Коминформа, ухудшение отношений СССР и Югославии. 4. Народное восстание в Словакии. 5. Народное восстание в Венгрии. 6. Провозглашение ГДР и ФРГ. 7. «Бархатная революция» в Чехословакии. 8. Создание профсоюза «Солидарность» в Польше. 9. XX съезд КПСС. 10. Распад Югославии.

      Задание 2. Найдите правильный ответ:

      1. На завершающем этапе Второй мировой войны народные восстания против властей, бывших союзниками Германии, не произошли в: а) Албании; б) Болгарии; в) Румынии.

      2.  В 40-е гг. предпочла республиканскую форму правления монархической: а) Румыния; б) Чехословакия; в) Польша.

      3.  В странах Восточной Европы в конце 40-х гг. утвердилась: а) советская власть; б) «народная демократия»; в) военная диктатура.

      4.  В 1956 г. выступления против сталинской модели общества не происходили в: а) Польше; б) Болгарии; в) Венгрии.

      5.  В большинстве стран Восточной и Юго-Восточной Европы в конце 40-х—50-х гг. были проведены: а) национализация собственности; б) приватизация собственности; в) реституция собственности.

      6.  В ОВД в 1955 г. не вошла: а) Венгрия; б) Албания; в)  Югославия.

      7.  «Албанский путь к социализму» означал: а)  строительство социализма с опорой на собственные силы; б) демократические реформы и рыночные отношения; в)  смену Э. Ходжи как политического лидера сталинского толка.

      8.  Независимую внешнюю политику проводили: а) Югославия, Болгария, ГДР; б) Албания, Югославия, Румыния; в) Чехословакия, Польша, Венгрия.

      9. Лидером оппозиции в Польше в 80-е гг. становится: а) В. Ярузельский; б)  К. Войтыла; в) Л. Валенса.

      10.  Революции конца 80-х гг. были: а) антитоталитарными, демократическими, антикоммунистическими; б) верхушечными переворотами; в) антикоммунистическими контрреволюциями.

      Задание 3. Соотнесите название страны и имя политического деятеля:

Страна

Государственный деятель

1

Албания

1

А. Дубчек

2

Болгария

2

И.-Б. Тито

3

Венгрия

3

Л. Валенса

4

ГДР

4

Я. Кадар

5

Польша

5

Э. Хонеккер

6

Румыния

6

Р. Алия

7

Чехословакия

7

Ж. Желев

8

Югославия

8

И. Илиеску

      Задание 4. Выберите «лишний элемент», аргументируйте выбор:

      1)  а) Т. Живков; б) Я. Кадар; в) Н. Чаушеску; г) В. Гавел;

      2)  а) Болгария; б) Венгрия; в) ГДР; г) Польша; д) СССР; е) Чехословакия;

      3)  а) Польша; б) Венгрия; в) Румыния;

      4)  а) 1953 г.; б) 1956 г.; в) 1968 г.; г) 1989 г;

      5)  а) многопартийность; б) защита прав и свобод граждан; в) реституция; г) приватизация; д) плановое ведение хозяйства.

      Задание 5. Соотнесите лозунг, политическую идею или исторический факт и страну, с которой связано это явление:

Страна

Лозунг, идея или факт

1

Албания

1

«Пражская весна»

2

Болгария

2

Построение национального коммунизма

3

Венгрия

3

Автаркическое развитие

4

ГДР

4

Политика «открытых границ»

5

Польша

5

Активное участие в Движении неприсоединения

6

Румыния

6

Полная поддержка СССР и «свобода» от Москвы во внутренних делах

7

Чехословакия

7

Постоянное соревнование с соседним государством

8

Югославия

8

Независимый оппозиционный профсоюз «Солидарность»

      Задание 6. Соотнесите имя политического деятеля и факты его биографии (политические деятели: а) В. Гавел; б) И. Илиеску):

      1.  Родился в 1930 г. в семье железнодорожника. Учился в Московском энергетическом институте. В своей стране сделал политическую карьеру как комсомольский лидер, затем был членом ЦК партии. Противопоставил собственное мнение политическому лидеру своей страны, был отстранен от должности и находился под контролем госбезопасности. Был избран первым президентом посткоммунистического государства.

      2.  Родился в 1936 г. Получил высшее экономическое образование, но прославился как драматург и театральный режиссер. Активный участник антиправительственных выступлений, борец за права человека. Был политическим заключенным. В свое время говорил: «Я не хотел бы заниматься политической деятельностью, хочу работать в театре». Был избран президентом.

II уровень

      Задание 1. Какие факторы повлияли на социалистический выбор стран Восточной и Юго-Восточной Европы?

      Задание 2. Сравните процессы, проходящие в период строительства социализма в СССР и странах «народной демократии».

      Задание 3. Расскажите, каким образом на политической карте Европы появились два германских государства.

      Задание 4. Докажите, что «народная демократия» — тоталитарный режим.

      Задание 5. Какие процессы происходили в странах Восточной и Юго-Восточной Европы в 1944—1945 гг. — 1948—1949  гг.; в 1949—1956 гг.; в конце 50-х — конце 60-х гг.; в 70-х — конце 80-х гг.; в конце 80-х  — начале 90-х гг.?

      Задание 6. Покажите особенности социализма на примере одной-двух стран по вашему выбору.

      Задание 7. Какие проблемы возникли в отношениях между социалистическими государствами в 50—70-е гг.?

      Задание 8. Определите причины, характер, особенности и значение революционных процессов 1989—1990 гг.

      Задание 9. На примере одной из восточноевропейских стран покажите формирование, развитие, кризис и крушение социализма.

      Задание 10. Покажите взаимосвязь политических изменений в СССР и странах «народной демократии».

III уровень

      Задание 1. Какую роль в истории государств Восточной и Юго-Восточной Европы сыграл СССР?

      Задание 2. Выскажите свою точку зрения о существовании альтернатив развития стран Восточной и Юго-Восточной Европы после Второй мировой войны.

      Задание 3. Проанализируйте самостоятельно выступления против режима в 50—70-е гг. Покажите общее и особенное в этих событиях. Выберите линии сравнения.

      Задание 4. Дайте оценку роли и значения Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора в истории восточно-европейских государств.

      Задание 5. Можно ли считать неизбежным крушение коммунистических режимов в Европе?

      Задание 6. Почему социально-политические преобразования в странах «народной демократии» приняли форму революций? С чем связана специфика революционных процессов в различных государствах?

      Задание 7. Какие последствия имел переход к демократической модели развития в различных восточноевропейских государствах?

      Задание 8. С чем связано, по вашему мнению, стремление многих бывших стран «народной демократии» вступить в НАТО? Какова позиция России по вопросу о расширении НАТО на Восток?

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.