logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Форма урока — лабораторно-практическая работа.

Задача урока: на основании информации учебника, политической карты, статистического материала определить особенности и значение ликвидации колониальной системы.

Задание 1. Соотнесите понятие и его определение:

Понятие

Определение

1

Апартеид

1

Освобождение от колониального гнета

2

Метрополия

2

Год освобождения от колониального гнета 17 государств, 1960

3

Некапиталистический путь развития

3

Сохранение экономической зависимости государства, несмотря на провозглашение его суверенитета

4

Косвенная зависимость

4

Страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства, лишенная суверенитета

5

Деколонизация

5

Расовая сегрегация, политика, направленная на разделение народов по расовому признаку

6

Год Африки

6

Ориентация независимого государства на построение социализма и использование помощи со стороны социалистического лагеря

7

Колония

7

Государство, владеющее колонией

Задание 2. В приведенном документе пропущен термин, характеризующий политику правящих кругов. Прочитайте источник, вставьте необходимый термин. Когда этой политике был положен конец?

Из программы Южноафриканской коммунистической партии

«Путь к свободе Южной Африки» (1962 г.)

Наша родина, Южная Африка, известна всему миру как страна, где существует система господства белых расистов, представляющая собой особую разновидность колониализма, доведенного до крайности в результате политики... проводимой националистической партией. Одиннадцать миллионов африканцев, составляющих две трети населения страны, страдают от жестокого национального гнета. Они согнаны с земли их предков. Лишь 13% земельного фонда отведено для поселения африканцев. Для этих так называемых резерваций характерна чрезвычайная перенаселенность и истощение почвы. Голод, сложная система законов о пропусках и особые налоги вынуждают африканцев идти на работу в шахты, на заводы и фермы, где за гроши они подвергаются нещадной эксплуатации. К африканским языкам относятся с презрением, для их развития ничего не делается. Прогресс национальной культуры африканцев невозможен: африканцы с детства обречены на невежество, на положение «дровосеков и водоносов», в лучшем случае могут получить лишь начальное образование.

Положение других групп небелого населения (полтора миллиона цветных и полмиллиона южноафриканских индийцев) не лучше; преимущества, которыми они когда-то пользовались по сравнению с африканцами, постепенно исчезают. Они лишены избирательного права и участия в законодательстве. ...означает высшую степень национального гнета для всех людей с небелым цветом кожи.

Задание 3. Какие факторы способствовали активизации антиколониальной борьбы после окончания Второй мировой войны?

Задание 4. На основании карты и информации учебника заполните таблицу:

Этапы

Государство

Чьей колонией являлось

Формы деколонизации

Вторая половина
40-х гг.

50-е гг.

1960 г.

1961—1969 гг.

70-е гг.

Сделайте выводы:

1.  О времени вовлечения различных регионов в борьбу за независимость (Юго-Восточная Азия, Южная Азия, Юго-Западная Азия, Северная Африка, Центральная Африка, Южная Африка).

2.  О преобладании тех или иных форм деколонизации на разных этапах и в различных регионах Азии и Африки.

3.  Постарайтесь объяснить, почему на разных этапах борьбы за национальную независимость преобладают различные формы деколонизации.

Задание 5. Соотнесите имя политического деятеля и факты его биографии. (Политические деятели: а) Мохандас Ганди; б) Джомо Кениата; в) Патрис Лумумба; г) Кваме Нкрума; д) Хо Ши Мин; е) Мао Цзэдун):

1. В 1921 г. был одним из создателей партии, лидером которой станет через десятилетие. Руководитель правящей партии и государства после окончания гражданской войны в своей стране. Считал, что необходимо бороться против «советского гегемонизма» и «американского империализма».

2. Один из руководителей движения против колониализма в Африке. После освобождения своей страны от национального гнета был премьер-министром, сторонником социалистической ориентации. Свергнут и убит в результате государственного переворота.

3. Лидер национально-освободительного движения, один из руководителей старейшей в стране политической партии. Основоположник идеологии ненасильственного сопротивления колонизаторам. После провозглашения независимости и раздела государства по религиозному принципу был убит членом националистической организации.

4. Деятель африканского национально-освободительного движения. Возглавил национальную партию, борющуюся за независимость. После начала партизанского движения против английских колонизаторов был арестован, приговорен к семи годам каторжных работ. После освобождения продолжил работу за равноправие африканцев в своей стране, за провозглашение независимости. В 1963 г. возглавил первое африканское правительство своей страны.

5. Родился в Африке, но высшее образование и степень доктора экономики и философии получил в США. Стал лидером национальной партии своей страны, находившейся под колониальным гнетом Великобритании. Считал, что в борьбе за независимость должен участвовать весь народ, тогда можно завоевать победу, не прибегая к оружию. После провозглашения независимости в 1957 г. стремился к построению «африканского социализма». Был свергнут в ходе государственного переворота 1966 г., до конца жизни жил в Гвинее.

6. Вступил в ряды Коммунистической партии Франции в 1920 г., один из руководителей коммунистического движения в своей стране. Участник антияпонской борьбы в годы Второй мировой войны. Лидер Национального комитета освобождения государства, созданного в 1945 г. Участник борьбы за независимость государства в 1946—1954 гг. В его честь был назван главный город южной части страны.

Задание 6. Каково значение ликвидации колониальной системы? Какие принципы взаимоотношений между государствами провозглашает Декларация Генеральной Ассамблеи ООН от 14 ноября 1960 г.?

Домашнее задание

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.