logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: раскрыть причины и условия формирования основных слоев феодального общества, показать их роль, выделить социально-экономические основы складывания отношений между феодалами и крестьянами в ходе урока.

Новые понятия: сословия, сеньор, вассал, зависимые крестьяне, феодализм, феодальное общество, феодальное государство, феодальная лестница, пэр.

Итоговый контроль усвоения главы III: 1. Какие изменения произошли у арабов с принятием ислама? 2. Подберите из учебника ключевые слова к понятию «мир ислама». 3. Установите, есть ли черты сходства в причинах распада Арабского халифата и империи Карла Великого. 4. В чем своеобразие арабской культуры? 5. Почему идеи Мухаммада были восприняты быстрее, чем идеи Христа? 6. Какую роль играет Коран в жизни мусульман?

Одновременно с устным фронтальным закреплением материала учитель может раздать карточки с новыми понятиями главы тем учащимся, которые обычно не принимают активного участия в беседе.

План изучения нового материала. 1. Вводное слово учителя к разделу о периоде расцвета Средневековья. 2. Рождение нового устройства общества. 3. Три сословия. 4. Сеньоры и вассалы.

1. Во вводной части к разделу учитель называет общие черты ХI—ХII вв. — периода расцвета средневековой экономики, общества и культуры.

2. В этой части параграфа учитель рассказывает о складывании новой социальной структуры общества. Первоначально предлагается вспомнить понятия «бенефиций», «феод», указать их отличия. Объяснение сложных социальных процессов необходимо строить на основе причинно-следственных связей, которые помогут учащимся самостоятельно выделить причины формирования феодальных отношений. Учитель предлагает учащимся найти в тексте подтверждение его обобщений о возрастании роли дружины, магнатов. Здесь уместно рассмотреть рисунок воинов ХI в. (с. 107). Затем педагог предлагает найти в тексте объяснение понятий «зависимый крестьянин», «сеньор». Учащиеся рассматривают и комментируют рисунок «Трапеза сеньоров» (с. 110). Рисунок на с. 113 свидетельствует о различных повинностях крестьян. При внимательном рассмотрении дети могут их назвать. Учитель делает вывод о складывании сеньориальной системы отношений и спрашивает: какие элементы составляли эту систему?

3. Учитель рассказывает о трех сословиях феодального общества. С целью умиротворения, преодоления разногласий в обществе, усобиц Церковь обосновывала деление общества на «молящихся, воюющих и работающих». Переходя к феодальной иерархии, учитель актуализирует вторую часть этого определения. Учащимся предлагается вспомнить, в какой связи уже встречалось слово «иерархия». О взаимоотношениях короля и вассалов можно судить по рисункам на с. 113—114. Педагог предлагает ответить на вопрос на полях с. 115, затем учащиеся находят строки об отношении двух высших сословий к низшему — третьему сословию. При этом немаловажным будет указать, что реальные отношения были гораздо сложнее и они усложнялись с ростом городов.

После объяснения учащиеся отвечают на вопросы: 1. Как вы думаете, эта теория разъединяла или сплачивала общество? 2. Почему, согласно этой теории, феодалам и рыцарям была отведена роль защитников общества? 3. Почему «работающие» считались низшим из сословий?

4. Пункт «Сеньоры и вассалы» можно считать ключевым, поскольку в нем говорится о складывании новой структуры общества в условиях феодализма. На это учителю следует делать акцент при последующем изложении материала. Свой рассказ учитель иллюстрирует с помощью рисунков на с. 112—113. Документ к параграфу «Письмо графа Блуаского королю Франции Роберту» отражает тенденцию независимости усилившегося вассала от сюзерена. Документ из пособия покажет другую сторону отношений.

Вопросы для закрепления нового материала: 1. Представители какого сословия нуждались в защите и покровителе? 2. Кто ткал ковры, изготовлял мебель для замка сеньора? 3. Какую роль и место в средневековом обществе играло крестьянство? 4. Определите и назовите признаки феодализма.

В конце объяснения нового материала учитель предлагает ответить на главный вопрос к параграфу.

Задание на дом: § 11, ответить на все виды вопросов к тексту. Составить рассказ с использованием новых понятий текста.

КЛЯТВА, КОТОРУЮ РЫЦАРЯМ ПРЕДПИСЫВАЛОСЬ ДАВАТЬ ПО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ВЕРДЕНСКОГО СОБОРА 1016 г.

…Я не буду захватывать и задерживать ни виллана, ни вилланки, ни приказчиков, ни купцов, ни отнимать у них деньги, ни требовать у них выкупа, ни присваивать или уничтожать их имущество, ни подвергать их порке. Я не буду поджигать или разрушать их дома, если только я не обнаружу там моего врага — рыцаря с оружием — или вора, ни срубать или выкорчевывать виноградники, или собирать с них урожай под предлогом военных действий, если только я не буду уверен, что это моя земля или же земля, которая должна стать моей…

Я не буду забивать крестьянский скот, если только это не необходимо мне, чтобы обеспечить пропитание себе и моим людям…

СЕНЬОР ПРОТИВ ВАССАЛА

В борьбе за объединение Франции Филипп II Август столкнулся с противодействием своего могущественного вассала Иоанна Безземельного. Плантагенеты чувствовали себя достаточно сильными, чтобы не выполнять многих вассальных обязательств, но приносили оммаж за свои владения и фактически не оставляли французским королям возможности использовать феодальное право, чтобы отнять феоды у слишком опасных вассалов. Но затем Иоанн Безземельный допустил ошибку. Он отобрал у французского феодала Гуго Лузиньяна графство Марш и, воспользовавшись отлучкой Гуго, внезапно женился на его невесте — наследнице графства Ангулемского. Эти земли имели стратегическое значение для Плантагенетов, составляя как бы мост между их владениями на северо-западе и юго-западе Франции, и само по себе установление власти над ними было успехом Иоанна. Но Лузиньяну следовало дать щедрую компенсацию, а Иоанн этого не сделал. Лузиньян обратился с жалобой на несправедливость к верховному сюзерену — французскому королю. Филипп II воспользовался случаем, чтобы, действуя строго в рамках феодального права, ослабить враждебного вассала или получить предлог для борьбы с ним. Он неоднократно предлагал Иоанну удовлетворить обиженного, а по прошествии необходимого срока, после совета с другими своими вассалами, предложил Иоанну в назначенное время явиться для разбирательства дела. Тот пренебрег этим приглашением и был осужден королевской курией. Феодальная связь была разорвана, что в конечном итоге ослабило позиции Плантагенетов во Франции.

ВАССАЛ МЕНЯЕТ СЕНЬОРА

Важные изменения на политической карте средневековой Европы нередко облекались, в форму смены вассалом своего сеньора. Именно такова история становления Португалии. Сначала в ходе Реконкисты здесь возникло графство Португалия, связанное вассальными узами с Леоно-Кастильским королевством. Но в 1139 г. граф Афонсу Энрикеш принял королевский титул. Стремясь и к фактической и к формальной независимости от короля Кастилии и Леона Альфонсо VII и нуждаясь для достижения этой цели в сильном покровителе, Афонсу Энрикеш обратился к Папе Римскому с просьбой принять Португалию под свое покровительство как вассала с условием выплаты небольшого символического взноса. Папа, желая не допустить чрезмерного усиления Леоно-Кастильской монархии и укрепить собственное влияние на Пиренейском полуострове, принял от Афонсу Энрикеша вассальную присягу, хотя из осторожности сначала не признавал Афонсу королем. Однако успехи Португалии в Реконкисте со временем заставили его пойти и на этот шаг. Протест, заявленный Папе послами Леона и Кастилии, не возымел действия. Поддержка Папы обеспечила Португалии международное признание, а вассальная связь с Римом, в отличие от прежней зависимости от Альфонсо VII, была чисто формальной и не ограничивала фактической самостоятельности страны.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.