logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: сформировать обобщенное представление о внешних условиях разрушения Западной Римской империи; об огромной значимости для варваров могущественной цивилизации и ее культуры; об образовании германских королевств, и особенно королевства франков. Формировать у учащихся умения сравнения, построения аналогий, обобщения и систематизации учебных сведений.

Новые понятия: Великое переселение народов, арианство.

Как работать над главным вопросом (заданием) к главе и параграфу? 

Глава I начинается с вопросов: как складывались государства в разных частях Западной Европы? Установите черты сходства и различия. С чем это было связано? Ответ предполагает не только изложение сведений об образовании германских государств в V—VI вв., державы Карла Великого, Священной Римской империи, государств норманнов. Акцентируется внимание на том, что в Х—ХI вв. завершилась эпоха вторжений венгров и норманнов, которые образовали собственные государства. Для определения общих черт сходства и различия в складывании европейских государств учителю целесообразно после объяснения учебного материала § 4 построить сравнительную таблицу и начать ее заполнение. Дома учащиеся завершат работу над ней. Такой вид работы помогает систематизировать знания, содействует установлению связей, дифференциации событий и явлений. Сосредоточенность учащегося на сравнении активизирует его внимание и волю, организует его действия. Вывод на первых порах рекомендуется сделать в классе после проверки таблицы.

В учебнике придается большое значение работе над понятиями. Поэтому понятия, раскрывающие содержание темы, выделены в тексте и предполагают систематическую работу учащихся и педагога. В этом случае оправданы будут задания: с помощью ключевых слов отразите своеобразие империи Карла Великого; охарактеризуйте с помощью понятий государственное управление при Меровингах; охарактеризуйте при помощи понятий общественное устройство древних германцев. Работа над понятиями является составной частью поиска правильных ответов на главные вопросы к параграфу и к главе.

Как и на вводном уроке, учителю следует вновь вернуться с учащимися к событиям, повлекшим падение Западной Римской империи. Учащимся предлагается рассказать об этом событии с помощью понятий: государство, империя, римское право, монархия, республика. Всякий раз надо отмечать качественные изменения понятия.

При объяснении учителю необходимо описать процесс образования германских королевств таким образом, чтобы шестиклассники смогли определить причины прочности Франкского государства по сравнению с другими германскими королевствами. Это главный вопрос к § 1.

План изучения нового материала: 1. Мир варваров приходит в движение. 2. Падение Западной Римской империи. 3. Германские королевства. 4. Франки и их король Хлодвиг. 5. Выбор веры.

1. Перед началом объяснения нового материала педагог предлагает ответить учащимся: откуда пошло слово «варвар»? Что оно значило? Начиная рассказ, следует подчеркнуть, что из всех варваров германцы сыграли главную роль в судьбе Римской империи. На карте (на доске) показывается территория расселения германских племен, предлагается детям найти на карте атласа или учебника эти земли. Рисуя картину жизни, занятий германцев, развития неравенства, учитель рассказывает о месте жрецов и старейшин в племени, выделении вождя и дружины, указывает на давность отношений германцев и Рима.

2. Активизируя память детей, учитель в ходе беседы выстраивает цепь основных событий, связанных с падением Западной Римской империи. Вопросы для беседы: 1. Вспомните, что такое Великое переселение народов. 2. Какие варварские народы вы знаете? 3. Какой из варварских народов сыграл наиглавнейшую роль в судьбе Римской империи и почему? 4. Какое событие повлекло ослабление империи перед движением варваров? 5. Что произошло в 410 г.? 6. Какое событие связывают с падением Западной Римской империи? 7. Почему падение Западной Римской империи историки одновременно считают концом эпохи Древнего мира?

Рассуждая о причинах падения империи, учитель отмечает значимость Великого переселения народов в судьбе Великой империи.

Рисунок на с. 23 позволит оценить развитие ремесел, мастерства у кельтов. Обратив внимание учащихся на рисунок на с. 18 с изображением талантливого римского полководца германца Стилихона, учитель отмечает, что, несмотря на верную службу, он стал жертвой клеветы, интриг при дворе императора Гонория. Карта на с. 20 поможет детям вспомнить многие события, связанные с падением Западной Римской империи. В ходе работы с картой учебника требуется ответить на вопрос к ней.

3. Используя метод повествовательного изложения, учитель характеризует события, относящиеся к пункту «Германские королевства», сопровождая рассказ показом на карте. Он предлагает детям найти на карте в атласе варварские королевства, указанные в ходе объяснения материала (задание на полях с. 19). Переходя к рассказу о Теодорихе, предлагает рассмотреть рисунок его дворца в Равенне на с. 19, полюбоваться золотой готской фибулой на с. 21. Можно предложить детям выборочное чтение текста этого пункта (на усмотрение педагога). Кроме этого, учитель зачитывает эпизоды из приведенного ниже текста «Теодорих Великий: штрихи к портрету» (можно ксерокопировать текст и привлечь к чтению ребят на уроке либо поручить учащемуся подготовить дома словесный портрет короля). Отмечая причины недолгого существования его государства, учитель акцентирует внимание на том, что остготы и римляне по-разному понимали христианство и исповедовали разные направления этой религии.

4. Материал о франках и образовании у них королевства занимает ключевое место в параграфе. На примере Франкского государства наиболее ярко и подробно прослеживается процесс образования германских королевств. Начиная рассказ, учитель показывает на карте места расселения франков. Рассказ строится на описаниях походов франков, обстоятельств выдвижения среди вождей молодого Хлодвига из рода Меровингов. Учитель рассказывает об изменении в положении Хлодвига, его окружения. Это утверждение убедительно проиллюстрирует документ к параграфу. Можно предложить учащимся чтение документа по цепочке в классе. Эпизод с чашей наглядно демонстрирует и ограниченность власти Хлодвига в мирное время, и силу родовых традиций, и стремление Хлодвига «прощупывать» ситуацию, постепенно, по возможности раздвигая границы своей власти, не говоря уже о стремлении — задолго до крещения — наладить отношения с христианской Церковью.

Характеризуя организацию управления франками при Хлодвиге, учитель делает меловой рисунок схемы, комментирует ее элементы.


Схемы — это графическое отражение сути какого-либо явления, процесса в совокупности взаимосвязанных частей. В данном случае учителю целесообразно на конкретном примере показать учащимся (несмотря на то что в 5 классе они составляли схемы, таблицы), как, работая с текстом, построить схему. Педагог отмечает, что франки завоевали огромную территорию, требующую эффективного управления и контроля. Многое изменилось в жизни германцев, поэтому система управления племенем стала не эффективна, изменилось положение вождя племени — Хлодвига, он стал правителем территории. Необходимо, опираясь на текст, определить, кто стоял на вершине власти, кто осуществлял управление возникшим государством, в центре и на местах. На схеме должно быть видно, что все нити управления сходятся к королю. Сосредоточивал управленческие функции королевский двор, который был проводником власти короля. При дворе находились слуги и придворные, часть дружины, являвшейся военной опорой власти короля. На местах политику короля проводили графы, которые назначались из числа его приближенных. Королевское ополчение напрямую было подчинено монарху. Деятельность учащихся будет более продуктивной, если учитель укажет, что в тексте эта схема описана и необходимо самостоятельно, внимательно прочитав текст, составить ее, а по окончании работы сравнить варианты и выбрать наиболее правильный.

Серьезным шагом к укреплению королевской власти в новом государстве стало появление первого письменного сборника законов, записанных по приказу Хлодвига, — «Салической правды». Учитель зачитывает положения «Салической правды», показывает, каким образом она узаконила социальное и этническое неравенство (см. ниже).

5. Упрочив раздачей земель свое положение, а еще раньше расправившись с возможными претендентами на престол, Хлодвиг принимает крещение (рис. на с. 22) по римскому образцу в отличие от других германцев, в свое время принявших христианство в его арианской разновидности. Педагог по тексту учебника излагает политические мотивы этого решения франкского короля. Так Церковь и Хлодвиг становятся союзниками, положив начало новой династии франкских королей, а франки и римляне быстро соединяются в один народ.

Для облегчения ответа на главный вопрос к параграфу рекомендуем сгруппировать необходимую информацию в таблице «Сходство и отличие складывания государств у остготов и франков».

Государства германцев

Что способствовало образованию государства

Кому принадлежит заслуга образования государства

Методы укрепления власти

Общее

Отличия

Вопросы для закрепления нового материала: 1. Что привело мир варваров в движение? 2. Почему именно германцы разрушили Западную Римскую империю? 3. Какие германские племена внесли свою «лепту» в падение империи? 4. Какие королевства на обломках Великой империи создали варвары? 5. За что Теодориха назвали Великим? 6. Почему его достижения оказались непрочными? 7. Покажите на карте варварские государства. 8. Что особенного в образовании государства у франков? 9. Что определило выбор веры франками?

В конце урока учитель подводит итоги урока, делает выводы. Таким образом, использование наследия уже не существующей империи способствовало продвижению вперед в историческом развитии германских народов.

Задание на дом: § 1, вопросы и задания к тексту, рисункам, документу, на полях учебника. Закончить заполнение таблицы.

Придумать короткий рассказ с использованием новых понятий: Великое переселение народов, арианство.

ИЗ «САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ»

Если кто лишит жизни свободного франка или варвара, живущего по Салическому закону, и будет уличен, присуждается к уплате… 200 солидов.

Если кто лишит жизни человека, состоящего на королевской службе… присуждается к уплате… 600 солидов.

Если кто лишит жизни римлянина — королевского сотрапезника и будет уличен, присуждается к уплате… 300 солидов.

Если кто лишит жизни римлянина — землевладельца и не королевского сотрапезника, присуждается к уплате… 100 солидов.

Если кто лишит жизни римлянина — тяглого человека, присуждается к уплате 63 солидов.

Учителю следует подчеркнуть, что запись древних судебных обычаев для Хлодвига была важна с точки зрения его власти над франками, историку же дает уникальный материал для анализа экономической и социальной жизни франков в V — начале VI в. Прочтя ученикам документ, учитель может пояснить, что в обществе, находящемся на данной стадии развития, крупные денежные штрафы за увечья и убийства (вергельды) являлись обычным наказанием. Выписав для наглядности соответствующие цифры на доске, учитель в идеале может рассчитывать на следующие выводы учащихся: 1) и среди франков, и среди галло-римлян жизнь человека защищалась тем большим вергельдом, чем выше его положение в обществе (что, в свою очередь, во многом зависело от степени его близости к королю); 2) вергельд за франка выше, чем вергельд за галло-римлянина аналогичного положения (что легко объяснимо фактом завоевания); 3) вергельд за галло-римлянина, приближенного к королю (королевского сотрапезника), при этом все же выше, чем вергельд за простого франка. Можно сделать и более общий вывод: уже спустя недолгое время после завоевания Галлии происходит сближение франков и галло-римлян.

ТЕОДОРИХ ВЕЛИКИЙ: ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

Король остготов был прославленным воином и мудрым правителем. В детстве он 10 лет провел заложником в Константинополе, прекрасно знал и почитал римскую культуру, стремился прослыть преемником и защитником римских традиций. В этой связи он считал необходимым покровительствовать другим германским королям и примирять их распри. Пышный двор Теодориха в Равенне стал одним из крупнейших центров международной жизни того времени. В своей внутренней политике он ориентировался на союз готов и римлян в рамках единого государства и в конечном счете — на готско-римский синтез в экономике, государственной политике и культуре. «Римляне — соседи вам по владениям, — говорил он готам, — так пусть их с вами объединяет любовь». Чтобы не затронуть интересы римской аристократии, Теодорих после завоевания Италии приказал передать готам лишь треть итальянских земель, оставив остальное прежним владельцам. В королевстве остготов по-прежнемусохранялось римское право и заседал сенат. В этих условиях многие римляне перешли на службу к Теодориху. Его религиозная политика также отличалась веротерпимостью; король считал, что нельзя силой заставить человека верить. Впрочем, эта веротерпимость во многом была вынужденной: ущемление прав ариан оттолкнуло бы от него остготскую знать, и так уже недовольную его «проримской» политикой, но в то же время королю-арианину приходилось щадить религиозные чувства своих римских подданных.

Предвестием конечной неудачи политики Теодориха стала его расправа над теми римлянами, которых он сам же привлек к себе на службу, в том числе над знаменитым философом Боэцием.

РАСПРАВА ХЛОДВИГА С РОДСТВЕННИКАМИ

Право носить длинные волосы имели у франков только члены королевской семьи, такие волосы являлись своего рода воплощением права на власть. Первоначально — до завоевания Галлии — родственники Хлодвига делили с ним власть над франками: каждый господствовал над какой-то их частью. Хлодвиг, стремясь править единолично, под разными предлогами расправился со всеми своими родственниками. Хитростью захватив одного из них вместе с сыном, Хлодвиг приказал остричь им волосы и рукоположить в священники, видимо, считая, что острижение волос лишает их права властвовать. Но когда сын сказал, что ветви на дереве срезаны, но не засохли и могут вновь отрасти, Хлодвиг усмотрел в этом угрозу для себя и приказал убить их.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.