logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

План изучения новой темы

1. Типология развивающихся стран. 

2. Проблемы развития стран «третьего» мира. 

3. Этапы преодоления отсталости и отставания в государствах «третьего» мира.

Изучение этого вопроса (пункт 1 плана) проводим, используя карту и учебник. Предлагаем классу составить таблицу «Развивающиеся страны» и показать называемые в таблице страны на карте:

Новые индустриальные страны

Нефтедобывающие страны

Государства-гиганты

Беднейшие страны

Далее просим ответить на вопрос: «Для каких групп государств в конце XX в. в полном объеме будут справедливы слова учебника: «Общими моментами для азиатских, африканских и латиноамериканских стран... стали завершенность индустриализации, отсталость сельского хозяйства, неразвитость транспорта и связи, практическое отсутствие современных систем образования и здравоохранения, невысокий уровень жизни населения, племенная рознь, господство традиционных... обрядов и культов»?» — и обсуждаем достижения и проблемы новых индустриальных стран, нефтедобывающих стран и государств-гигантов.

Развитие стран первой группы синхронизировалось с новейшими требованиями постиндустриального Запада. Основой для создания современных отраслей стали новейшие западные технологии и дешевая и исключительно прилежная рабочая сила, особенно в восточно-азиатских «драконах». Экономика этих стран ориентирована на экспорт. Нефтедобывающие страны — самые богатые государства в «третьем» мире. Высокие цены на нефть, сравнительно немногочисленное население позволяют достичь довольно высоких показателей доходов на душу населения.

Для экономики развитых стран характерно использование труда иностранных рабочих-иммигрантов. В конце XX в. появились новые «центры притяжения» иностранных рабочих. Это страны Ближнего и Среднего Востока (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Ливия, Ирак, ОАЭ и т. д.), некоторые латиноамериканские государства (Аргентина, Венесуэла, Бразилия), страны Юго-Восточной Азии (Сингапур, Гонконг), Южно-Африканская республика. Особенно бурно росла иммиграция в страны Ближнего Востока, где в среднем иммигранты составляют 65% населения. Как вы объясните это явление? К каким последствиям оно приводит?

Страны-гиганты обладают огромным потенциалом (природные и людскиe ресурсы), некоторые из них занимают верхние строчки в статистическиx таблицах, показывающих масштабы экономики, общий объем производства. Но для этих стран характерна проблема бедности, низкие показатели производства и потребления на душу населения.

Часть упомянутых в учебнике стран включена в таблицу, показывающую общий уровень экономического развития:

Место государства в мире по следующим показателям (середина 90-х гг., %)

валовому внутреннему продукту

промышленному производству

объему ВВП на душу населения

уровню производительности труда

Китай

2

Китай

3

ОАЭ, Катар

1—2

ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт

17—21

Индия

5

Индия

6

Гонконг, Бруней

22—24

Бруней, Сингапур, Гонконг

22—26

Бразилия

9

Бразилия

10

Сингапур

25—26

Южная Корея

31

Мексика

11

Мексика

11

Саудовская Аравия, Кувейт

27—29

Венесуэла

32—34

Индонезия

14

Южная Корея

12

Тайвань

30

Тайвань

37—38

Южная Корея

15

Индонезия

15

Южная Корея

31—32

Аргентина, Чили

39—42

Таиланд

16

Таиланд

16

Венесуэла

38—39

Мексика, Малайзия

43—45

Пакистан

19

Саудовская Аравия

17

Малайзия

40—41

Таиланд

57—62

Тайвань

21

Аргентина

19—22

Мексика

42—43

Бразилия

67—69

Саудовская Аравия

22

Пакистан, Тайвань

24—27

Чили

44—46

Сирия

71—75

(Россия по этим показателям занимала 10, 5, 58—59 и 70-е место.) В итоге обсуждения предлагаем проанализировать статистическую таблицу и сделать вывод:

Структура занятости населения (1990 г., %)

Регионы

Сельское хозяйство

Промышленность

Нематериальная сфера

Мир в целом

48

23

29

Европа

12

40

48

Северная Америка

3

31

66

Латинская Америка

37

28

35

Азия

64

17

19

Африка

73

11

16

Австралия и Океания

8

35

57

При изучении пункта 2 обращаем внимание на то, что перед странами, освободившимися от колониальной зависимости, стояло множество задач. Основные задачи в сфере социально-экономической — преодоление экономической зависимости, отсталости и отставания; выбор оптимального пути модернизации страны, ликвидация бедности, обеспечение роста жизненного уровня населения; в сфере политической — превращение в полноправный субъект международных отношений, создание стабильной политической системы, защищающей права человека. Решение этих задач затруднялось следующими внутренними факторами:

1) низкий исходный уровень развития экономики, общества, общественного сознания;

2) сохранение косвенной зависимости от бывших метрополий;

3) отсутствие опыта политического управления у лидеров;

4) значительная имущественная дифференциация общества, прогрессирующая в условиях демографического взрыва, бедность населения;

5) политическая нестабильность, внутренние и внешние конфликты.

Вместе с тем государства «третьего» мира были объектом внимания противостоявших блоков, социально-политических, военных и идеологических полюсов послевоенного мира. Эти внутренние и внешние факторы влияли на выбор модели развития общества, капиталистической или «некапиталистической», т. е. социалистической, ориентации. Определение варианта развития не было связано с голым расчетом на экономическую, политическую, военную помощь. «С одной стороны, государство должно содействовать развитию, ибо в этом будущее страны, залог ее процветания в дальнейшем. Для этого оно должно создавать благоприятствующие свободному рынку условия, что объективно ведет к экономическому расслоению населения и к выбиванию из привычной жизненной колеи все новых миллионов не приспособившихся к изменившемуся стандарту жизни людей, прежде всего беднейшего крестьянства. С другой стороны, государство вынуждено заботиться о сохранении в определенных рамках традиционной структуры и связанных с ней институтов, так как только это способно обеспечить минимальный стандарт существования для угрожающе возрастающего населения» (Васильев Л. С. История Востока. — М., 1993. — Т. 2. — С. 434—435). Выбор капиталистического пути помогал обрести поддержку бывшей метрополии, но постоянно напоминал о колониальном прошлом и требовал пожертвовать традициями. Ориентация на страны социализма, в первую очередь на СССР, позволяла отказаться от капитализма, сохранить привычные нормы коллективизма и традиционно сильную государственную власть. С помощью СССР в развивающихся странах было построено более 1800 промышленных объектов, в социалистических странах проходили подготовку многие специалисты из стран «третьего» мира, СССР не останавливался перед оказанием не только дипломатической, но и военной помощи. Но итогом «некапиталистической» ориентации становилось и создание командной модели экономики, и утверждение жестких политических режимов. Распад СССР, демократические революции в Европе сняли вопрос о социалистическом выборе для развивающихся государств. Переходим к пункту 3 плана.

      Задание. Заполните таблицу на основании информации учебника:

Этапы

Специфические особенности развития стран «третьего» мира

Конец 40-х гг.

Активная борьба за независимость остро поставила проблему выбора модели развития. Результат: раскол (Вьетнам, Корея), нарушение территориальной целостности (Китай, Тайвань), устойчивая ориентация на капиталистический (Индия, Пакистан) или социалистический вариант развития (КНР, ДРВ, КНДР)

50—60-е гг.

             

Большая группа освободившихся стран, особенно с развитым индустриальным укладом, сохраняет связи с капиталистическим миром. Около 30 государств выбирают некапиталистическую ориентацию, как правило, это менее развитые страны, стремящиеся разрешить общественные проблемы, минуя этап капиталистического развития. Для этих государств характерны преобразования общедемократического плана. Высокий уровень косвенной зависимости развивающихся стран. Создается Движение неприсоединения — тенденция к росту политической независимости и международной активности государств

70—80-е гг.

Углубляется дифференциация, ярко выражено стремление добиться экономической самостоятельности (деятельность ОПЕК). Обостряется проблема внешней задолженности, особенно в Латинской Америке. Возрастает роль Движения неприсоединения. Страны, избравшие социалистическую ориентацию (Ангола, Афганистан, Эфиопия, Мозамбик, Танзания; к концу 80-х гг. —около 10), ставят более радикальные задачи, чем их предшественники

90-е гг. 

Несмотря на успехи развития, сохраняются и нарастают значительные проблемы, в том числе противоречия модернизации и цивилизационной идентичности, глобальные проблемы современности

      Домашнее задание.Вопрос 2 к § 30. Можно предложить несколько иную формулировку задания: «В каких регионах земного шара особенно остро проявляются экологическая, продовольственная, демографическая проблемы и почему?»

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.