logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

План изучения новой темы

1. Роль технологических революций в истории. 

2. Характеристика постиндустриального общества. 

3. Этапы и направления НТР. 

4. НТР и религия.

Форма урока — урок с элементами лабораторной работы.

Разбираем пункт 1 плана.

Задание 1. Первой революцией в производстве принято считать неолитическую революцию, в результате которой древнейшее человечество перешло от присваивающего к производящему хозяйству. Американский социолог Д. Белл считает, что в развитии промышленных технологий было три революционных изменения. Каким этапам модернизации (перехода от традиционного, аграрного общества к индустриальному) соответствуют первая и вторая технологические революции Белла? Какому этапу в развитии общества соответствует третья промышленная революция Белла? Каково значение НТР для перехода к этому этапу?

Технологическая революция

Изменения в производстве под ее влиянием

Вторая половина XVIII в. — изобретение парового двигателя

Произошел переход от мануфактуры к фабрике, к машинному производству

Конец XIX в. — использование электричества и химии в промышленности

Повышение производительности труда, появление новых средств транспорта и связи, создание искусственных материалов

Вторая половина XX в. — изобретение компьютеров и телекоммуникаций

Применение информационных технологий

Задание 2. Американский социолог А. Тоффлер рассматривает историю производства в виде трех технологических «волн». Как вы объясните особое внимание ученого к особенностям образования на каждом этапе? Как связаны НТР и изменения в характере труда и в образовании?

«Первая волна»

«Вторая волна»

«Третья волна»

Возникновение аграрного общества: использование примитивных технологий, ручного труда. Виды производственной деятельности — земледелие, скотоводство, ремесло. Образование означает передачу опыта и навыков

Становление индустриального общества: промышленность становится определяющей отраслью. Развивается массовое стандартное производство. Человек воспринимается как придаток машины, его труд требует точности, он однообразен и монотонен. Образование служит формированию соответствующих деловых качеств и квалификации

Создание информационного общества. Стандартные монотонные операции выполняет автомат или компьютерная техника. Главными в организации производства становятся информация и творчество. Образование должно быть фундаментальным, дифференцированным, индивидуальным и непрерывным

Задание 3. Прокомментируйте высказывание. Сопоставьте мнение автора с точкой зрения А. Тоффлера. Объясните, почему постиндустриальное общество называют также информационным обществом. Подсказка: «лимитирующий фактор» — это ограничивающий фактор.

«В аграрной экономике хозяйственная деятельность была связана преимущественно с производством достаточного количества продуктов питания, а лимитирующим фактором обычно была доступность хорошей земли. В индустриальной экономике хозяйственная деятельность была по преимуществу производством товаров, а лимитирующим фактором — чаще всего капитал. В информационной экономике хозяйственная деятельность — это главным образом производство и применение информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными и тем самым создать больше материального богатства. Лимитирующий фактор здесь знание» (Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986. — С. 397).

В ходе изучения пункта 2 выполняются следующие задания:

Задание 4. На основании учебника, заданий 1—3 и информации, полученной на уроках обществоведения, заполните таблицу:

Типы общества во второй половине XX в.
представлен примерный ответ)

Линия сравнения

Традиционное (аграрное, доиндустриальное)

Индустриальное

Постиндустриальное (информационное)

Основной фактор производства

Земля

Капитал

Знания (информация)

Основной продукт производства

Продукты питания

Промышленные изделия

Услуги

Технологическое оснащение труда

Ручной труд

Машинный труд

Автоматизация, компьютеризация

Воздействие человека на природу

Локальное, неконтролируемое

Глобальное, неконтролируемое

Глобальное, контролируемое

Политика в области образования

Передача навыков, обучение грамоте

Подготовка квалифицированных специалистов

Непрерывное образование

Государства-представители

Афганистан, Бангладеш, значительная часть африканских стран

Большая часть бывших республик СССР

Япония, США; большая часть государств Европы в переходной стадии

Задание 5. Используя текст учебника, заполните таблицу:

Этапы НТР

Основные направления развития науки

Выдающиеся достижения и открытия

Социальные последствия НТР

50—60-е гг.

80—90-е гг.

       

Задание 6. Какие направления НТР представляются вам наиболее значимыми для человечества? В какой сфере хотели бы вы проявить себя, применив свои способности и знания?

Задание 7. Какие нравственные проблемы, по вашему мнению, порождает бурное развитие науки и техники?

Обращаемся к пункту 4.

Задание 8. Познакомьтесь со статистическими данными середины 80-х гг. и выскажите свои предположения: растет или сокращается на современном этапе количество верующих?

Верующие

Христиане (1,4 млрд)

Мусульмане (0,8 млрд) 

Буддисты (0,3—0,5 млрд) 

Индуисты (0,6 млрд) 

Приверженцы конфуцианства (0,3 млрд) 

Православные (0,15—0,2 млрд) 

Католики (0,8 млрд) 

Протестанты (0,4 млрд) 

             

Задание 9. Прочитайте высказывание. Какие проблемы взаимоотношений религии и науки поднимает автор?

«Решив многие проблемы познания мира и овладение силами природы, колоссально расширив поле познавательных интересов людей, наука отодвинула границу познания к еще более сложным по своей философской глубине проблемам, чем ранее. В новых областях познания утратили значение многие привычные понятия, и это произошло прежде всего потому, что сегодня наука вышла далеко за пределы наглядного и чувственно доступного человеку. Возникающие «ножницы» между обыденным и научным видением мира, ощущение соприкосновения с глубинами непознанного и остающегося для человеческого разума «тайной» — все это создает новое поле для религиозного мироощущения. Гигантски возросшая благодаря науке и технике мощь человеческого деяния ставит нас теперь перед проблемой последствий научно-технического прогресса и его нравственной состоятельности» (В. И. Гараджа).

Задание 10. Объясните парадокс:

Наука разрушает религиозные взгляды, освобождает
отдельные сферы деятельности людей от религии. Но

развитие научных знаний, фундаментальные научные исследования предоставляют новые возможности для развития религиозного сознания

Домашнее задание. Вопрос 1 к § 32; сделать общий оценочный вывод о роли НТР в современном мире.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.