logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: понять, какие изменения произошли у арабов с принятием ислама, уяснить, в чем причины появления ислама. Продолжить формирование навыков работы с историческими картами.

Новые понятия: бедуин, хиджра, ислам, мечеть, минарет, Коран, Сунна, шариат.

Урок начинается с беседы по проверке домашнего задания. Беседа проводится по материалу § 8 «Образование славянских государств» и гармонично переходит в итоговую беседу по главе II. По завершении беседы можно предложить письменную итоговую работу.

I. Текущий контроль знаний и умений по § 8: 1. Покажите на карте территорию расселения западных, восточных и южных славян. Расскажите, как славянские народы образовали каждую из трех ветвей. 2. С помощью карты определите, какие империи, Германская или Византийская, повлияли на образование первых государств у болгар, чехов, поляков, сербов и хорватов, а также на Руси. 3. В связи с чем в истории многих славянских государств упоминается Великая Моравия? 4. Почему первые славянские монархи приняли христианскую веру? 5. Игра «Путаница»: расставьте буквы по местам и раскройте смысл понятий: лигоцагла, сисомирыне, цариллики (глаголица, миссионеры, кириллица). 6. Почему с образованием государств, принятием христианства славянские народы стали постепенно отдаляться друг от друга? 7. В чем сходство в истории становления германских и славянских государств?

II. Итоговый контроль усвоения главы II:

1. Почему германские племена, захватив Западную Римскую империю, не завоевали и Византию? 2. Какие из выдающихся памятников архитектуры Византии существуют и поныне? 3. В чем отличие культуры Западной Европы и Византии? 4. В чем сходство и отличие западноевропейского и византийского монархов? 5. С какими странами и как строила свои отношения Византия? 6. Что способствовало образованию государств у славян? 7. Что вы знаете о кириллице? 8. Назовите элементы христианского храма и укажите их назначение. 9. Какие византийские историки вам известны? 10. Подумайте, какое значение имело античное наследие для византийской и западноевропейской культур. 11. Используя рисунки к главе, составьте рассказ от первого лица о мастерстве византийских ремесленников. 12. Укажите последовательность образования государств: а) Болгария; б) Великоморавское государство; в) Чехия; г) Киевская Русь; д) Польша. (Ответы: а, б, г, в, д.)

III. Вариант письменной контрольной работы:

1. В каком году произошел раздел Римской империи? 2. Чем знаменателен для Византии VII в.? 3. Какие страны соединял путь «из варяг в греки»? 4. Когда и кто из русских князей крестил Русь? 5. Назовите заслугу Евсевия Кесарийского. 6. Что такое базилика, неф, апсида, алтарь? 7. Когда образовалось Болгарское царство? 8. Когда образовались государства в Чехии и Польше?

IV. Игра «Вспомните и назовите».

Из предложенного перечня на слух выберите и отметьте факторы, характеризующие варваров: 1) образовали ряд государств; 2) исповедовали ислам; 3) не знали письменности; 4) жили в Азии; 5) вели кочевой образ жизни; 6) были язычниками; 7) жили в условиях военной демократии. (Ответы: 1, 3, 6, 7.)

План изучения нового материала. 1. Аравия и ее обитатели. 2. Путь пророка. 3. Ислам — религия мусульман.

1. Перед объяснением нового материала учитель обращает внимание учащихся на главный вопрос параграфа. В конце рассказа учителя учащиеся должны ответить на него.

Начиная рассказ, учитель предлагает выполнить задание на полях с. 88. Дальнейшее изложение вопроса об Аравии и ее жителях учитель сопровождает показом на карте. Важно обратить внимание учащихся на родоплеменные отношения, религию, образ жизни арабов до принятия ислама. Отмечается, что через земли арабов проходили торговые пути, в частности путь, соединявший Византию с Восточной Африкой и Индией. Уместно предложить найти на карте этот торговый путь (задание на полях с. 88). Торговля была одним из источников существования бедуинов, иногда им приходилось промышлять и грабежом. В процессе рассказа учитель обращает внимание на иллюстрацию — общеаравийскую святыню Кааба (с. 89). Целесообразно предложить ребятам найти в тексте описание храма. Необходимо сделать акцент на понятия: кочевники-бедуины, монотеизм. В конце изложения учитель спрашивает: «Почему языческая религия к VII в. перестала удовлетворять арабов?»

2. Вопрос о пророке Мухаммаде, основателе мусульманской религии, учитель излагает в соответствии с текстом учебника, обращая внимание детей на рисунки и подрисуночные подписи, разбирая вопросы к ним. Дополнит рассказ о Мухаммаде отрывок из «Жизнеописания господина нашего Мухаммада…» (см. ниже). Следует выделить понятия по этому вопросу: «хиджра», «мечеть», предложить учащимся ответить на вопрос на полях с. 91. Когда педагог приступит к рассказу о складывании догматов ислама, построении первой мечети, подчинении Мекки, создании культа Каабы, то следует проверить усвоенные ранее знания вопросом на полях с. 92. Текст пособия «Полководец ислама» дополнит материал учебника сведениями о Халид ибн-ал-Валиде. Далее отмечается, что Коран провозглашает строгий монотеизм, выражающийся в формуле: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник Аллаха». По ходу рассказа учителя предлагается задать учащимся такие вопросы: почему Мухаммад в своих проповедях ссылался на Моисея и Христа? Почему проповеди пророка Мухаммада воспринимались по-разному? Как вы объясните быстрое распространение идей нового пророка?

Как один из вариантов самостоятельного изучения этого пункта параграфа учащимся можно предложить задание на полях с. 90.

3. Рассказ по вопросу об исламской вере учитель строит, исходя из названия религии, ее священных книг. Здесь же говорится об обязанностях и традициях мусульман. Необходимо обратить внимание учащихся на общее и различия в христианской и мусульманской религиях. Комментирование понятий: ислам, мусульманин, Коран, Сунна, минарет, муэдзин, рамадан, хадж, джихад, чадра, шариат — необходимо гармонично ввести в канву урока. Подчеркивается, что Коран и основанные на нем предписания шариата регламентировали всю жизнь мусульманина: от рождения до смерти (см. рис. на с. 93). Рассказывая о главных обязанностях верующего, целесообразно привести текст пособия «Джихад».

Вопросы для закрепления нового материала: 1. Как появился в мусульманской религии бог Аллах? 2. Как взаимосвязаны Аллах и Мухаммад в исламе? 3. Укажите общее в религиях иудеев, христиан и арабов.

Можно предложить также вопросы обобщающего характера: 1. Что разделяло племена арабов? 2. Какие могли быть последствия племенной и религиозной разрозненности арабов?

По завершении изложения нового материала учитель предлагает ответить на главный вопрос параграфа. При затруднении можно предложить учащимся подумать дома, а на следующем уроке в закрепляющей беседе обозначить и раскрыть причины появления ислама.

В конце урока акцентируется внимание учащихся на том, что новая религия зародилась в аравийских землях, среди горожан Хиджаза и бедуинов-кочевников. Педагог подводит итоги работы учащихся на уроке.

Задание на дом: § 9, ответы на все виды вопросов к тексту. Разбор понятий, выделенных в тексте. Сделать рисунок к некоторым понятиям (по выбору). Опережающее задание: прочитать дома материал о раннехристианской базилике по учебнику истории Древнего мира и § 7 данного учебника.

ИЗ «ЖИЗНЕОПИСАНИЯ ГОСПОДИНА НАШЕГО МУХАММАДА, ПОСЛАННИКА АЛЛАХА»

АВТОРА НАЧАЛА IХ в. ИБН ХИШАМА

Когда посланник Аллаха открыто объявил своим сородичам об исламе и возвестил о нем, как повелел ему Аллах, они не стали чуждаться его и не возражали ему… пока он не вспомнил их богов и не стал поносить их. Когда же он сделал это, они сочли это чрезмерным, осудили его, все как один стали противодействовать ему и проявлять вражду, кроме тех, кого Аллах предохранил от этого, благодаря тому что они приняли ислам. Но их было немного, и они таились. На сторону посланника Аллаха встал его дядя Абу Талиб, защитил его и заступился за него.

ПОЛКОВОДЕЦ ИСЛАМА

Один из лучших мусульманских полководцев, знатный аристократ Халид ибн-ал-Валид, далеко не сразу принял учение Мухаммада. Вскоре после хиджры, когда мекканцы организовали поход против Мухаммада, ал-Валид нанес посланнику Аллаха чувствительное поражение. Но когда в 629 г. в соответствии с договоренностью Мухаммад с 2000 своих сторонников совершил хадж в Мекку, организованность мусульман произвела на мекканцев сильное впечатление. Именно тогда ал-Валид принял ислам. Когда же после смерти Мухаммада многие принявшие ислам арабские племена отказались повиноваться Мекке (мотивируя это тем, что они покорились лично Мухаммаду и что с его смертью договор теряет смысл), ал-Валид огнем и мечом восстановил единство Аравии под эгидой ислама. С началом арабских завоеваний именно он нанес первое поражение византийцам и овладел Дамаском.

ДЖИХАД

Чаще всего (и именно таким был первоначальный смысл слова) под джихадом понимают вооруженную борьбу с неверными, освященную целью торжества ислама; синоним джихада у мусульман — газават. Позднее это понятие наполнилось новым содержанием. Появились такие понятия, как «джихад сердца» (борьба с собственными дурными наклонностями), «джихад языка» (повеление одобряемого и запрещение порицаемого), «джихад руки» (принятие мер против преступников и нарушителей норм нравственности) и «джихад меча» (вооруженная борьба с неверными, падшим в которой уготовано вечное блаженство в раю). Высшим проявлением джихада считалось духовное совершенствование. Джихад — сложное понятие, и различные мусульманские авторы понимали его по-разному. В Новое и Новейшее время идея джихада использовалась в целях антиколониальной борьбы.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.