logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: сформировать обобщенное представление о значительном влиянии внешних угроз на внутреннее развитие государств Западной Европы, в данном случае — на процессы феодализации. Развивать у учащихся общеучебные умения классификации, обобщения, самоконтроля в сочетании с умениями наблюдения, слушания, осмысленного чтения.

Новые понятия: викинги, норманны, саги, руны, домен, феодал, феодальная раздробленность, феодальное владение.

I. Текущий контроль знаний и умений: 1. Что ослабило власть Меровингов? 2. Основываясь на выделенных в тексте понятиях, охарактеризуйте состояние власти во Франкском государстве в VIII в. 3. Какие внешние силы угрожали независимости королевства франков? 4. В чем суть военной реформы Карла Мартелла? 5. Подумайте, сопровождался ли переворотом приход к власти Пипина Короткого. Прокомментируйте свою точку зрения. 6. Что способствовало Карлу Великому в создании империи? Какова роль народа франков в этом случае? 7. Заполните на доске таблицу «Бенефициальная реформа Карла Мартелла». 8. В чем была сила империи франков? Почему империя просуществовала недолго? 9. Предложите учащимся карточки с заданием: расставить буквы по местам и дать определение понятиям: биуцысо, дефо, натгам, цибейфине (усобицы, феод, магнат, бенефиций). 10. О какой миссии Карла среди саксов рассказывает историк Эйнгард? 11. Что нового появилось в устройстве общества во Франкском государстве в VIII в.? 12. Игра «Картографический танграм». Карту разрезать на части и пронумеровать их в произвольном порядке. Учащемуся необходимо собрать и выписать последовательность номеров частей карты по часовой стрелке.

II. Интеллектуальная разминка «Кто первый?». Работа проводится в очень быстром темпе. Учитель задает вопросы, а дети должны быстро и кратко отвечать. Первоначально темп будет низкий, но по мере овладения этой формой деятельности и педагог, и дети придут к нужному темпу. Победитель определяется учителем и классом совместно. Вопросы: 1. Кто такие варвары? 2. Какие германские племена первыми расселились на территории Римской империи? 3. Какие германские племена вы знаете? 4. Кто стал первым королем у франков? 5. Что было связующим моментом между римлянами и варварами после падения Римской империи? 6. Назовите германские королевства. 7. Кто считается «первым монахом»? 8. Кто из римских авторов писал о германцах? 9. В чем состояла главная проблема христианства в раннее Средневековье? 10. Что такое догмат веры? 11. Чем отличается арианство от ортодоксальной Церкви? 12. Что такое Символ Веры? 13. Что такое феод? 14. Чем отличается бенефиций от феода? 15. Кто был последним императором Рима? 16. Кто был первым императором у франков? 17. Как относились германские правители к римской цивилизации? 18. Какая форма правления была у франков при Хлодвиге?

План изложения нового материала:

1. Ярость норманнов.

2. Норманны и Англия.

3. Торжество раздробленности во Франции.

4. Еще одно восстановление империи.

1. В соответствии с опережающим домашним заданием учащиеся ознакомились с текстом этой части параграфа, некоторые прочли дополнительную литературу (это учитель выясняет до урока). Подготовленность класса позволяет учителю организовать беседу о норманнах, их образе жизни, занятиях, отношениях с соседями, об изменениях образа жизни в VIII—IХ вв., о нашествии на соседей и о дальних плаваниях. Необходимо подчеркнуть, что климат, неблагоприятные природные условия не способствовали занятиям земледелием. Потому норманны предпочитали заниматься морским промыслом, корабль для них был вторым домом, кусочком земли в безбрежном океане. Детям предлагается ознакомиться с дополнительной информацией о норманнском корабле (см. ниже). Рассказывая о завоеваниях норманнов, утверждении их на материке, педагог предлагает для ознакомления фрагмент из «Романа о Роллоне», где описывается эпизод, связанный с передачей земель норманнам французским королем Карлом в низовьях Сены. Здесь также будут кстати легенды о викингах, заранее подготовленные учителем либо детьми.

Вопросы для беседы:

1. Что вам известно о норманнах? 2. Покажите на карте территорию их расселения. 3. Перечислите их занятия. 4. В чем причины их набегов на другие страны? 5. В чем схожесть периода конца VIII—ХI в. у норманнов и Великого переселения народов? 6. Каковы причины успехов норманнских нападений? 7. Что способствовало прекращению походов норманнов? 8. Где и кем было образовано герцогство Нормандия? 9. Что отличало нормандцев от норманнов? 10. Что заставляло норманнов совершать рискованные дальние морские походы? Расскажите о географических открытиях норманнов. 11. Каким был общественный строй норманнов? Ответ подтвердите с помощью строк из текста. 12. Из каких источников можно почерпнуть информацию о жизни, верованиях, обычаях норманнов? 13. Что могут рассказать нам о норманнах рисунки на с. 41—43, 45? 14. Рассмотрите карту на с. 44 и ответьте на вопрос к ней.

2. Изложение вопроса о норманнах и Англии целесообразно начать с рассказа о первых нападениях викингов. Включение в объяснение нового материала легенд о короле Альфреде сделает рассказ ярким и запоминающимся. Пожалуй, следует рассказать шире рамок учебника о подготовке Альфреда к войне с норманнами. Дополнительный материал, представленный в пособии (см. ниже), еще более конкретизирует формирующийся в представлении учащихся образ короля Альфреда. Рисунок с миниатюрой, посвященной Эдуарду, краткий комментарий (с. 45) и сведения учителя призваны показать его роль в истории Англии. Рассказывая о нормандском завоевании 1066 г., следует задать вопросы: 1. Что отличало его от более ранних нападений норманнов на Англию? 2. Как удалось нормандцам подчинить почти все население Англии? Эти вопросы важны для понимания, почему нормандцы смогли навсегда закрепиться в Англии. После ответов следует предложить учащимся найти в учебниках информацию о последствиях нормандского завоевания. В завершение рассказа учитель спрашивает: с чего начались и чем завершились нормандские завоевания? Педагог корректирует и обобщает ответы.

3. Учитель предлагает вспомнить: в связи с чем была проведена бенефициальная реформа у франков? Чем она обернулась для власти? Каковы были результаты Верденского раздела? Объясняя материал о новом этапе развития феодальных отношений во Франции, учитель постоянно обращает учащихся к тексту. Педагог предлагает найти в тексте сведения об изменении в положении землевладельцев во Франции. Объясняя понятие «феодал», следует вспомнить, что такое феод. Рекомендуем записать эти понятия в ученический словарик. Далее учитель в ходе объяснения показывает, как в процессе развития феодальной собственности усиливается раздробленность. Зачитывается и комментируется отрывок из анналов о положении в Западно-Франкском королевстве. В ходе комментария следует обратить внимание на то, почему король позволил себе такие действия. Продолжая рассказ, учитель отмечает, как и почему падает значимость королевской власти. В ходе дальнейшего объяснения необходимо сориентировать детей на поиск ответа на вопрос на полях с. 47. Важно, чтобы ребята самостоятельно нашли в тексте строки о том, почему эта раздробленность была феодального характера. Далее следует предложить учащимся перечислить причины и последствия превращения бенефиция в феод во Франции.

Как дидактический прием самостоятельной работы на уроке с новым материалом можно использовать задание на полях с. 46. По ходу изложения материала учитель предлагает учащимся попробовать самостоятельно объяснить (после изложения этой части материала педагогом) понятия: феодализм, феодальная раздробленность, домен, феодальное владение. Важно увидеть типичные ошибки и своевременно скорректировать знания ребят. Заканчивая рассказ по этому пункту, следует сделать краткое обобщение изложенного.

4. Рассказ о рождении в 919 г. нового государства на карте средневековой Европы необходимо построить образно, увлекательно, с элементами дискуссии. Учитель напоминает, что в результате Великого переселения народов германцы расселились по всей Европе. Многие из германских вождей стали королями вновь созданных королевств, но общего германского королевства не образовалось. Его возникновение стало возможным только с разделом в 843 г. империи Карла Великого. Педагог сообщает о пресечении династии Каролингов в Восточно-Франкском королевстве в 911 г., подчеркивает значение избрания королем представителя местной знати — саксонского короля Генриха. Именно с этого момента принято называть бывшее Восточно-Франкское королевство Германским. Первой задачей нового короля было организовать достойный отпор венграм, регулярно нарушавшим границы королевства. Говоря о реформах Генриха с целью создания конного войска, обязательно следует вспомнить с учениками аналогичные меры, предпринятые Карлом Мартеллом против арабов и Альфредом Великим против норманнов (на это ориентирует вопрос 5 к параграфу). Учитель рассказывает об успехах войска Оттона I на реке Лех и последствиях этого события для германцев и венгров. Здесь целесообразно рассмотреть святую венгерскую корону на с. 48. Предлагается также рассмотреть корону на с. 49. Буквально каждая ее деталь имеет символическое значение. Так, увенчивающий корону крест символизирует Христа и одновременно высшую власть императора над всем христианским миром (с оборотной его стороны изображено Распятие), а 12 крупных драгоценных камней на передней пластине напоминают о 12 апостолах. Считая свою державу, народ достойными продолжателями традиций Римской империи, Оттон назвал государство Римской империей, назначением которой было объединить под властью императора весь христианский мир (вспомните, кто уже пытался достичь этой же цели). Детям интересно будет рассмотреть знаки власти Оттона III — внука Оттона I, его императорский трон (с. 49). Следует также показать на карте территорию новой империи, назвать населявшие ее народы. Детям предлагается отметить на контурной карте эту территорию и продумать ее описание. По ходу рассказа учитель акцентирует внимание на новом понятии «церемониал». Можно попросить привести примеры для закрепления его усвоения. Можно предложить учащимся найти в тексте и зачитать строки о том, как воспользовались императоры моментом слабости церковной иерархии.

Вопросы для закрепления нового материала:

1. Чем объяснить жестокость нападений норманнов? 2. Что особенно вам запомнилось из материала о норманнах? 3. Как соотносятся три названия: норманны, викинги и варяги? 4. Покажите территорию расселения норманнов и направления их походов. 5. Кто завоевал Англию во второй половине ХI в.: норманны или нормандцы? 6. Кого называли феодалами? 7. Какие явления характерны для этапа раннего феодализма? 8. Укажите отличия между феодом и доменом. 9. В чем главное отличие новой империи от империи Карла Великого?

В конце урока уместно предложить учащимся найти различия в развитии Франции и Германии IХ—ХI вв. И, как всегда, завершает урок ответ на главный вопрос к параграфу. Учитель делает заключительный вывод о возникновении новой империи, стремившейся объединить христианский мир в своих границах.

Задание на дом: § 4, вопросы к тексту, документу, рисункам, на полях. Опережающее задание: вспомните наиболее важные достижения античной культуры, особенно римской.

РОБЕРТ ВАС. РОМАН О РОЛЛОНЕ

Автор ХII в. Роберт Вас рассказывает, как французский король Карл в начале Х в. уступил норманнам земли в низовьях Сены.

«Роллон, — сказал Франко, архиепископ Руанский, — … перемени свое поведение, дай другой исход своему мужеству, вступи в христианство и оказывай почтение королю. Учись жить в мире и укрощай свою ярость, не разрушай его королевства, чем ты ему причиняешь великую обиду. Он имеет прекрасную дочь, знатного происхождения, и хочет отдать ее тебе в замужество, и ты получишь в приданое всю приморскую страну… Неужели ты почтешь стыдом жениться на дочери короля?» Роллон выслушал эту речь, и она доставила ему большое удовольствие. По совету своих вассалов он согласился на перемирие; ему прочли договор, и обе стороны подтвердили его… Роллон стал вассалом короля и вложил в его руки свои. Когда он должен был поцеловать руки короля, то, не желая наклониться, опустил только руку, поднял ногу короля к своим губам и опрокинул Карла… Все засмеялись над этим, а Карл встал… Перед всеми он отдал свою дочь и Нормандию… Когда Роллон был крещен, он женился на дочери французского короля, что скрепило их мир…

АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ

Король Альфред Великий — одна из самых примечательных фигур английского Средневековья. Вся его жизнь прошла в борьбе с сильным и опасным врагом — норманнами. К концу жизни ему удалось добиться выдающихся успехов. Не менее знаменита его законодательная и культурно-просветительская деятельность. Между тем сам он в детстве не получил хорошего образования, восполнив пробелы уже в зрелом возрасте (латынь выучил, когда ему было около 40 лет). Альфред принял власть в эпоху культурного упадка; он утверждал даже, что в те дни почти никто не понимал смысла церковной службы, даже и на английском языке, и не мог переводить с латыни на английский. В таких условиях культурная деятельность монарха имела строго практическую ориентацию. Первоочередной задачей было приспособление античного наследия к возможностям современников. С этой целью наиболее важные сочинения были переведены с латыни на английский (труды Боэция, Августина, Григория Великого). Король организовывал школы; видимо, по его указанию начали вести «Англосаксонскую хронику». Он также объединил все старые англосаксонские законы в общий свод, дополнив их своими постановлениями («Правда короля Альфреда»).

КОРАБЛИ НОРМАННОВ

Корабли играли огромную роль в жизни норманнов, месяцами заменяя родной дом. Об их кораблях мы можем судить не только по изображениям и словесным описаниям: раскапывая погребальные курганы в Норвегии, археологи обнаружили три великолепных корабля эпохи викингов (в Туне, Гокстаде и Осеберге). Длиной 20—23 м при ширине в 4—5 м, эти корабли имели от 11 до 16 пар весел и мачту с парусом. Маневренные, устойчивые, с небольшой осадкой, они свободно плавали по мелководью и поднимались по течению рек, но выдерживали и океанские штормы.

В 1893 г. ученые решили проверить мореходные качества кораблей викингов. Построили точную копию корабля из Гокстада, и на нем команда в штормовую погоду меньше чем за месяц благополучно пересекла Антлантический океан.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.