logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

План изучения новой темы

1. Международные отношения во второй половине 50-х гг. — 1969 г.

2. Международные отношения в 1970—1977 гг.

3. Международные отношения в 1977—1991 гг. Итоги «холодной войны».

4. Особенности международных отношений в современном мире.

ВАРИАНТ I

Разбираем пункты 1 — 3 плана, завершая выполнение задания 5 к § 20.

Примерный результат работы:

Этапы

Формирование и расширение системы блоков

Использование международных организаций в противостоянии

Гонка вооружений

Поддержка противоборствующих сил в государствах и регионах, участие в региональных конфликтах

Специфические
черты периода

1946— 1955 гг.

1949 г. — НАТО, Балканский пакт, СЕНТО, 1955 г. — ОВД

Использование ООН в Корейской войне

1945 г. — ядерное оружие у США, 1949 г. — у СССР; 1953 г. — испытание термоядерной бомбы в СССР, 1954 г. — в США

Гражданская война в Китае (1946—1949 гг.), гражданская война в Греции (1946—1949 гг.), война в Корее (1950—1953  гг.)

Идет формирование социалистического лагеря, консолидация противоборствующих сил, завершается создание биполярного мира

1956— 1969 гг.

Франция (НАТО), Албания, Румыния (ОВД), КНР стремятся играть самостоятельную роль в мире

Конфронтация на Женевских совещаниях (1954—1955 гг.)

1957 г. — испытание МБР СССР, 1958 г. — США; 1960 г. — развертывание подводных лодок с баллистическими ракетами США, 1963 г. — СССР

Использование вооруженных сил СССР в Венгрии (1956 г.), в Чехословакии (1968 г.), агрессия в Египте (1956 г.), война США во Вьетнаме (1965—1973 гг.), Карибский кризис (1962 г.)

Обострение отношений в блоках, развертывание деколонизации, появление «третьей силы» — Движения неприсоединения, опасность открытого военного конфликта США и СССР

1970— 1977 гг.

Военно-стратегический паритет НАТО и ОВД

СБСЕ, заключение Хельсинкского акта (1975 г.) — пример сотрудничества стран; двусторонние договоры об ограничении вооружений

1970 г. — развертывание ракет с боеголовками индивидуального наведения США, 1973 г. — СССР

 

Разрядка международной напряженности (детант)

Конец 70-х гг.—1991  г.

Кризис и крушение коммунистических режимов в Европе (1988— 1991  гг.) 1991 г. — ликвидация ОВД

 

1980 г. — развертывание крылатых ракет «воздух-земля» большой дальности США, 1984 г. — СССР; 1982 г. — развертывание крылатых ракет морского базирования США, 1984 г. — СССР; 1983 г. — программа СОИ (США)

1979—1989  гг. — война в Афганистане, вмешательство США во внутренние дела Латинской Америки

«Торпедирование разрядки», победа «нового политического мышления» в СССР после 1985 г.

      Для закрепления изученного материала предлагаем ответить на вопросы и выполнить задания: 1. Найти на карте города Бандунг, Женева, Хельсинки и объяснить, с какими событиями в области международных отношений они связаны. 2. Какая сторона, по вашему мнению, победила в «холодной войне»? Аргументируйте свой ответ.

      Изучая пункт 4, предлагаем прочитать завершающий раздел § 21, назвать международные события 90-х гг. и объяснить, какие изменения произошли в биполярном мире. Просим проследить по карте территориальные изменения в Европе в 90-е гг., найти на карте «горячие точки» 90-х гг.

      Домашнее задание.Вопросы 1 и 4 после § 21.

      ВАРИАНТ II

План изучения новой темы

      1. Основные международные события 50-х — начала 90-х гг. 2. Главные события международных отношений 90-х гг. 3. Война и мир как глобальная проблема человечества.

      Для изучения пункта 1 организуем работу с текстом учебника на основании тестов.

      Задание 1. Восстановите правильную хронологическую последовательность: а) Карибский кризис; б) возникновение Движения неприсоединения; в) «новое политическое мышление» в СССР; г) начало работы Женевских совещаний; д) подписание Хельсинкского акта.

      Задание 2. Соотнесите событие и дату:

События

Даты

1

Начало войны в Афганистане

1

1965 г.

2

Конференция в Бандунге

2

1968 г.

3

Вмешательство СССР во внутренние дела Венгрии

3

1979 г.

4

Начало войны США во Вьетнаме

4

1973 г.

5

Военная блокада Кубы со стороны США

5

1975 г.

6

Вывод войск из Афганистана

6

1956 г.

7

Введение войск ОВД в Чехословакию

7

1955 г.

8

Подписание заключительного акта СБСЕ

8

1962 г.

9

Создание СНГ

9

1989 г.

10

Вывод войск США из Вьетнама

10

1991 г.

      Задание 3. Соотнесите дату, событие, географический объект:

Даты

События

Географические объекты

1

1972—1975 гг.

1

Урегулирование в Корее и Индокитае, объединение Германии

1

Индонезия

2

1955 г.

2

Возможность военного конфликта СССР и США

2

Москва

3

1956 г.

3

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

3

Куба

4

1962 г.

4

XX съезд КПСС

4

Женева

5

1954—1955 гг.

5

Первая конференция неприсоединившихся стран

5

Женева, Хельсинки

      3адание 4. Выберите «лишний элемент». Объясните свой выбор:

      1) а) Албания; б) Китай; в) Румыния; г) СССР;

      2) а) Ф. Кастро; б) Дж. Кеннеди; в) И. Ганди; г) Н. С. Хрущев;

      3) а) СБСЕ; б) «Пражская весна»; в) Женевские совещания; г) конференция в Бандунге;

      4а) 1965—1973 гг.; б) 1973—1975  гг.; в) 1979—1989 гг.;

      5) а) суверенное равенство; б) нераспространение ядерного оружия; территориальная целостность; г) уважение прав человека и основных свобод; д) нерушимость границ.

      Задание 5. Закончите высказывания. Приведите не менее трех вариантов окончания каждой фразы:

      1. Международными следствиями общественно-политических изменений, исходивших в СССР после смерти И. В. Сталина, были...

      2. Обострение отношений СССР и Китая в конце 50—60-х гг. было связано с...

      3. Открытый военный конфликт между СССР и США в 1962 г. был предотвращен благодаря...

      4. Вмешательство СССР и его союзников по ОВД во внутренние дела
Чехословакии в 1968 г. произошло потому, что...

      5. Вооруженное вмешательство США в войну во Вьетнаме означало...

      6. В 70-е  гг. началась разрядка международной напряженности, причинами которой были...

      7. Хельсинкский акт 1975 г. предусматривал...

      8. Среди договоров, подписанных СССР и США в 70-е гг., были...

      9. Во второй половине 80-х гг. в Европе произошли такие важные перемены, как...

      10. Историки и политологи утверждают, что мир в 90-х гг. перестал быть двухполюсным вследствие...

      Разбирая пункт 2, просим класс назвать главные события 90-х гг. и проследить две логические цепочки:

      1.

Внутриполитические процессы в СССР — России

Изменения на международной арене

      2.

Изменения на международной арене

Внутриполитические процессы в СССР — России

      В завершение изучения проблемы даем задание для подготовки ответа в парах: «Можно ли утверждать, что в международных отношениях конца XX в. все государства руководствуются принципами Хельсинкского акта?» Каждая пара анализирует один из принципов, один из учащихся подводит общие итоги обсуждения.

      На этом уроке можно в определенном смысле подвести итоги обсуждения проблемы войны и мира, обобщить этот вопрос (пункт 3).Напоминаем, что глобальными называют проблемы, которые затрагивают интересы и человечества в целом, и каждого отдельного человека в различных точках планеты. Они превращаются в важнейший фактор развития мира и человека. Для их решения необходимо объединение большинства государств, международных организаций. Отказ от решения глобальных проблем грозит катастрофическими последствиями для человечества. Проблема войны и мира, а точнее, устранения войны из жизни общества и достижения справедливого мира, — первая среди комплекса глобальных проблем. Фактически Вторая мировая война была последней войной в истории, когда человечество пыталось разрешить противоречия военными способами, не подвергая себя самоуничтожению. Еще в 50-х гг. виднейшие ученые, первыми осознав эту проблему, стали основателями Движения сторонников мира. Можно охарактеризовать их взгляды, используя документ.

Из манифеста Рассела — Эйнштейна (1955 г.)

      ...Мы выступили не как представители того или иного народа, континента или вероучения, а как люди, как представители рода человеческого, дальнейшее существование которого находится под угрозой. Мир полон конфликтов, и все второстепенные конфликты отступают перед титанической борьбой между коммунизмом и антикоммунизмом. Почти каждый человек остро чувствует политическую обстановку, питает симпатию или антипатию к той или иной проблеме, но мы хотим, чтобы вы, если это возможно, отбросили эти чувства и рассматривали себя только как представители одного биологического вида, имеющего замечательную историю развития и исчезновения, которого никто из нас не может желать... Всем без исключения грозит опасность, и если эта опасность будет осознана, есть надежда на прекращение ее совместными усилиями. Мы должны научиться мыслить по-новому. Мы должны научиться спрашивать себя не о том, что надо сделать для того, чтобы обеспечить военную победу тому лагерю, к которому мы принадлежим. Такой возможности больше не существует. Мы должны задать себе следующий вопрос: «Какие шаги надо предпринять, чтобы предупредить военный конфликт, исход которого гибелен для всех участников?»

      Но для того, чтобы мировое сообщество осознало эти истины, потребовалось не менее 30 лет.

      Домашнее задание

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.