logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

План изучения новой темы

1. Внешнеполитические интересы и деятельность государств накануне Второй мировой войны. 

2. Начало войны. Военные действия Германии против Польши. 

3. «Странная война». Разгром Франции. 

4. Военные действия против Великобритании. 

5. «Новый порядок» на оккупированных территориях.

Исторический календарь

      1 сентября 1939 г. — нападение Германии на Польшу. Начало Второй мировой войны

      3 сентября 1939 г. — Великобритания и Франция объявляют войну Германии

      17 сентября 1939 г. — вступление Красной Армии на территорию Польши

      28 сентября 1939 г. — советско-германский договор «О дружбе и границе»

      30 ноября 1939 г. — 12 марта 1940 г. — советско-финляндский конфликт — «Зимняя война»

      9 апреля 1940 г. — нападение Германии на Данию и Норвегию

      10 мая 1940 г. — нападение Германии на Бельгию, Нидерланды, Люксембург

      10 июня 1940 г. — Италия объявляет войну Великобритании и Франции. Появление африканского театра военных действий

      22 июня 1940 г. — капитуляция Франции

      8 августа 1940 г. — начало немецких налетов на Англию

      октябрь 1940 г. — нападение Италии на Грецию

      6 апреля 1941 г. — нападение Германии на Югославию и Грецию

      При обсуждении пункта 1 плана используются карта и задания 1 и 2 после § 16.

      Задание 1. Покажите территориальные и политические изменения, произошедшие в Европе к 1939 г.

      Задание 2. Заполните таблицу «Три группы государств накануне Второй мировой войны» (приводим возможный результат выполнения задания):

Линии сравнения

Участники Тройственного пакта

Великобритания, Франция, США

СССР

Цели внешнеполитического курса

Передел мира и мировое господство. Борьба с коммунизмом

Сохранение существующего мирового порядка.

Противодействие коммунизму

Укрепление международных позиций СССР

Особенности политики

Отказ Германии от условий Версальского договора.
Расширение территории в Европе.
Развязывание локальных войн Италией и Японией

Великобритания и Франция проводят политику умиротворения агрессора, США — изоляционистскую политику

Двойственность курса: стремление предотвратить войну и попытки активизировать коммунистическое движение через Коминтерн.
Решение вопроса о возможном союзнике

Сфера внешнеполитических интересов

Раздел мира на сферы влияния

Мир с установившимися после Первой мировой войны границами

Территория бывшей Российской империи, зона проливов

      На основании проведенной работы учащиеся отвечают на следующие вопросы:

      1. Какие государства являлись виновниками развязывания Второй мировой войны? 2. Какие цели преследовали эти государства? 3. Какие факты свидетельствовали о стремлении Англии и Франции «развернуть» агрессию Германии на Восток? Чем увенчалась эта политика? 4. Что вы думаете о возможности предотвращения Второй мировой войны?

      В заключение обсуждения можно познакомить учащихся с мнением современных историков по этому вопросу:

      1) «Вызов, брошенный человечеству фашизмом, составлял реальную основу для широкого объединения самых различных сил, готовых противостоять надвигавшейся катастрофе... Важным этапом на пути обеспечения безопасности Европы и возможности объединения антифашистских сил явились 1933—1936  гг. ...Но все же решающего сдвига не произошло. Руководящие деятели Англии с самого начала блокировали выработку совместной системы безопасности. Германия явно форсировала осуществление своей программы мирового господства, а возможности образования антифашистского фронта становились все более иллюзорными» (Чубарьян А. О. В преддверии Второй мировой войны // Открывая новые страницы... Международные вопросы: события и люди. — М., 1989. — С. 54).

      2) «С позиций сегодняшнего дня, когда нам стало известно многое из того, чего тогда даже не знали руководящие государственные деятели, можно с уверенностью сказать, что наиболее оптимальным в тех условиях было бы принятие советских предложений о коллективной безопасности, подписание англо-франко-советского договора о взаимной помощи и соответствующей военной конвенции. Это привело бы к созданию единой Антигитлеровской коалиции, предотвратило бы агрессию и, возможно, Вторую мировую войну... Именно к объединению всех миролюбивых сил и стремился Советский Союз в предвоенные годы. Не он несет главную ответственность за то, что такая возможность не была реализована. На пути к объединению встали в первую очередь идеологические предрассудки, которые не были преодолены даже в условиях опасности, угрожавшей всему человечеству. Эгоистические, корыстные, классовые интересы оказались выше интересов общечеловеческих... Обе империалистические группировки относились к СССР враждебно. Каждая из них хотела получить выгоду за счет Советского Союза» (ЯкушевскийА. С. Советско-германский договор о ненападении: взгляд через годы // Страницы истории советского общества: факты, проблемы, люди. — М., 1989. — С. 267).

      3) «Предотвратить трагедию нам не удалось. Почему? Ответы могут даваться разные, но одну из причин хотелось бы выделить. Мир един, и неразрывна взаимозависимость государств, какими бы могущественными и влиятельными они себя не считали. Мир был взаимозависим уже тогда, в 1939 г., и именно поэтому попытки наших будущих союзников по Антигитлеровской коалиции строить свою безопасность на эгоистических началах «умиротворения» агрессора за счет безопасности других стран и тем более при этом играть с огнем окончились мировым пожаром» (Ковалев Ф. Н., Ржешевский О. А. Уроки истории: Так начиналась Вторая мировая война // Открывая новые страницы... Международные вопросы: события и люди. — М., 1989. — С. 94).

      Предваряя рассмотрение пунктов 2—4 плана, следует организовать работу с исторической картой и историческим календарем. Это поможет создать общую картину военных действий и переключит класс на использование информации. В ходе выполнения этих заданий мы уточняем содержание понятийного аппарата — исторического словаря урока. Для самопроверки предлагаем учащимся тесты.

      Задание. Уточните хронологическую последовательность событий:

      1) а) нападение Германии на Польшу; б) Италия объявляет войну Великобритании и Франции; в) Великобритания и Франция вступают в войну с Германией;

      2) а) «зимняя война»; б) вступление Красной Армии на территорию Польши; в) заключение договора «О дружбе и границе»;

      3) а) конец «странной войны»; б) нападение Германии на Данию и Норвегию; в) введение вермахта на территорию Югославии и Греции;

      4) а) капитуляция Франции; б) нападение Германии на Бельгию, Нидерланды, Люксембург; в) нападение Германии на СССР;

      5) а) начало битвы за Англию; б) возникновение африканского театра военных действий; в) начало военных действий Германии против Франции.

      Дальнейшую работу над пунктами 2—4 плана можно организовать в соответствии с уровнем обученности и мотивированности учащихся.

      Вариант I. По конкретному материалу, связанному с ведением войны против Польши, особенностями военных действий на Западном фронте Германии в Европе до 10 мая 1940  г., с разгромом Франции и битвой за Англию, заслушиваем сообщения учащихся или организуем работу с текстом учебника. Для анализа полученной информации предлагаем следующие задания, конкретизирующие вопрос 4 после § 16.

      Задание 1. Проследите последовательность наступательных операций Германии в 1939—1941 гг.

      Задание 2. Определите общие черты боевых операций Германии против европейских стран в 1939—1941 гг.

      Примерный ответ: 1. Быстрое, молниеносное проведение боевых операций. 2. Тайное развертывание войск (эффект внезапности наступления). 3. Концентрация сил на направлении главного удара. 4. Совместные действия авиации, моторизованных корпусов (прорыв границы и продвижение к цели) и сухопутных войск. Высокие темпы и значительная глубина наступления, линии обороны противника и очаги активного сопротивления оказываются в тылу немецких войск.

      Задание 3. Определите общие причины поражения европейских государств.

      Примерный ответ: 1. Предшествующая началу войны внешняя политика государств. 2. В ходе начавшихся военных действий — ставка на оборону; ошибки в определении сроков начала военных действий и направления главного удара; отказ или неспособность правящих политических сил продолжать военные действия.

      Вариант II. Предлагаем классу работу с текстом учебника и исторической картой по вариантам. Тема для самостоятельной работы первого варианта — «Война Германии против Польши», для второго варианта — «Странная война» и разгром Бельгии, Нидерландов, Люксембурга», для третьего варианта — «Разгром Франции», для четвертого варианта — «Битва за Англию». Общее задание: проанализируйте информацию учебника и сделайте выводы: 1) об особенностях военных действий Германии в данной операции; 2) о причинах поражения (или причинах успеха, если речь идет о Великобритании) противников Германии.

      Выводы учащихся по конкретным вопросам позволяют классу сделать общий вывод о причинах успешных действий Германии и ее союзников (см. задание 4 после § 16).

      Для определения сущности фашистского «нового порядка» (пункт 5 плана) просим, используя текст учебника (обращаем внимание учителя, что материал по этому вопросу содержится в § 16, § 17), выделить его черты. Обобщая ответы, указываем на фактическую ликвидацию суверенитета или государственности завоеванных стран, их экономическое ограбление и использование всех ресурсов в интересах Германии, расовую дискриминацию и геноцид, террор и репрессии против прогрессивных сил. Организуя работу с документом, учитель объясняет, что до сих пор существуют защитники точки зрения, согласно которой войска вермахта вели только военные действия и выполняли свой «солдатский долг», а за ужасы «нового порядка» несут ответственность войска СС, специальные карательные отряды, оккупационная администрация. Как опровергает представленный в учебнике документ эту точку зрения? Кого в документе именуют «бандитами и их пособниками»? О чем говорит нам появление специальной директивы о борьбе с «бандами и их пособниками»?

      В дополнение к документальному материалу учебника можно использовать более ранний по времени источник — приложение к меморандуму верховного командования вермахта «Ведение войны как организационная проблема» (апрель 1938 г.): «Война ведется всеми средствами, не только оружием, но также такими средствами, как пропаганда и экономика. Она направлена против вооруженных сил противника, против его материальных источников силы и морального потенциала его народа. Лейтмотивом ее ведения должно быть: при необходимости можно пойти на все... Такая война не должна знать в своем ходе никакой пощады по отношению к вражескому народу» (Мюллер Н. Вермахт и оккупация (1941—1944). — М, 1974. — С. 47).

      Домашнее задание.Выполнить работу по контурной карте (вопрос 3 после § 16), прочитать § 17 (цель — предварительное ознакомление с материалом) и желающим составить задания-тесты по изученной на уроке теме.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.