logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Исторический календарь

11 марта 1941 г. — закон о ленд-лизе

12 июля 1941 г. — советско-английское соглашение о совместных действиях против Германии

август 1941 г. — подписание Атлантической хартии

сентябрь 1941 г. — введение войск СССР и Англии в Иран

1 января 1942 г. — подписание Декларации Объединенных Наций

28 ноября — 1 декабря 1943 г. — Тегеранская конференция

4—11 февраля 1945 г. — Крымская (Ялтинская) конференция

25 апреля — 26 июня 1945 г. — Сан-Францисская конференция

17 июля — 2 августа 1945 г. — Берлинская (Потсдамская) конференция

Форма урока — лабораторная работа с источниками.

Этапы занятия:

1. Предварительное обобщение, постановка проблемы учителем.

2. Самостоятельная работа над источниками.

3. Подведение итогов самостоятельной работы.

В начале урока напоминаем классу, что Вторая мировая война — война коалиций, одна из которых — фашистская — сложилась до начала военных действий, а вторая — Антигитлеровская — в ходе военных действий для совместной борьбы с агрессией. Смысл работы с источниками заключается в том, чтобы, во-первых, проследить процесс складывания Антигитлеровской коалиции, выявить его основы, внутренние противоречия и перспективы; во-вторых, выяснить, какие задачи ставили союзники на разных этапах войны; в-третьих, осознать роль Антигитлеровской коалиции в победе над фашизмом. Эти задания следует записать на доске, по ним будет проведено обобщение материала в конце урока. Ребятам надо указать последовательность работы над источниками, так как часть документального материала содержится в учебнике и учителю нет оснований для его дублирования.

Дополнительный документальный материал:

1) Из послания президента Ф. Рузвельта Конгрессу США. 6 января 1940 г.

...Мы оказываем повсюду самую решительную поддержку тем народам, которые борются против агрессии и тем самым не дают войне распространиться на наше полушарие... Сейчас перед нами стоит неотложная необходимость быстрого и всестороннего увеличения производства вооружений... Я прошу Конгресс предоставить мне полномочия и денежные фонды, необходимые для организации производства дополнительных количеств всевозможных видов вооружений и боеприпасов, чтобы передать их тем народам, которые уже сражаются с агрессивными державами. Сейчас мы можем играть наиболее полезную роль, если мы станем их и своим собственным арсеналом. Им не нужна людская сила. Им нужно оружие защиты, стоимость которого равняется миллиардам долларов.

Вопросы к документу: 1. Перечислите аргументы, с помощью которых обосновывает Рузвельт свою позицию по отношению к войне в Европе. 2. Согласны ли вы с доводами президента США? 3. Можно ли считать, что политика США на данном этапе войны вела к созданию антифашистской коалиции?

2) Из выступления У. Черчилля по радио. 22 июня 1940 г.

...За последние 25 лет никто не был более последовательным противником коммунизма, чем я. Я не возьму обратно ни одного слова, которое я сказал о нем. Но все это бледнеет перед развертывающимся сейчас зрелищем. Прошлое с его преступлениями, безумствами и трагедиями исчезает. Я вижу русских солдат, стоящих на пороге своей родной земли, охраняющих поля, которые их отцы обрабатывали с незапамятных времен. Я вижу их охраняющими свои дома, где их матери и жены молятся — да, ибо бывают времена, когда молятся все, — о безопасности своих близких, о возвращении своего кормильца, своего защитника и опоры... Я вижу, как на все это надвигается гнусная нацистская военная машина с ее щеголеватыми, бряцающими шпорами прусскими офицерами, с ее искусными агентами, только что усмирившими и связавшими по рукам и ногам десяток стран. Я вижу также серую вымуштрованную, послушную массу свирепой гуннской солдатни, надвигающейся подобно тучам ползущей саранчи...

Мы полны решимости уничтожить Гитлера и все следы нацистского режима... Отсюда следует, что мы окажем России и русскому народу всю помощь, какую только сможем...

Это не классовая война, а война, в которую втянуты вся Британская империя и Содружество наций без различия расы, вероисповедания или партии.

Его вторжение в Россию — это лишь прелюдия к попытке вторжения на Британские острова. Он... надеется, что сможет снова повторить... процесс уничтожения своих врагов поодиночке...

Поэтому опасность, угрожающая России, — это опасность, грозящая нам и Соединенным Штатам, точно так же, как дело каждого русского, сражающегося за свой очаг и дом, — это дело свободных людей и свободных народов во всех уголках земного шара. Усвоим же уроки, уже преподанные нам столь горьким опытом. Удвоим свои усилия и будем бороться сообща, сколько хватит сил и жизни.

Вопросы к документу: 1. Что означают слова: «Прошлое... исчезает»? Почему изменилось отношение Черчилля к СССР? 2. Какие слова представляются вам ключевыми словами документа? Аргументируйте свою точку зрения. 3. Какие идеи лежат в основе Антигитлеровской коалиции?

Вопрос к документу «Декларация о создании Союза Объединенных Наций» (представлен в учебнике, с. 187). Каково значение создания Союза Объединенных Наций? Документальные материалы, связанные с работой Тегеранской и Потсдамской конференций, и вопросы к ним представлены в учебнике (с. 188—189). Целесообразно дополнить их извлечениями из решений Крымской конференции.

3) Из решений конференции в Ялте. 4—12 февраля 1945 г.

Разгром Германии.

...Были полностью согласованы и детально спланированы сроки, размеры и координации новых и еще более мощных ударов, которые будут нанесены в сердце Германии нашими армиями и военно-воздушными силами с востока, запада, севера и юга...

Оккупация Германии и контроль над ней.

...В соответствии с согласованным планом вооруженные силы трех держав будут занимать в Германии особые зоны... Нашей непреклонной целью является уничтожение германского милитаризма и нацизма... Мы полны решимости разоружить и распустить все германские вооруженные силы, раз и навсегда уничтожить германский генеральный штаб... изъять и уничтожить все германское военное оборудование, ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, которая могла бы быть использована для военного производства... подвергнуть всех преступников войны справедливому и быстрому наказанию... стереть с лица земли нацистскую партию, нацистские законы... В наши цели не входит уничтожение германского народа.

Репарации с Германии.

Мы обсудили вопрос об ущербе, причиненном в этой войне Германией союзным странам, и признали справедливым обязать Германию возместить этот ущерб в натуре в максимально возможной мере.

О Польше.

Главы трех правительств считают, что восточная граница Польши должна идти по линии Керзона с отступлением от нее в некоторых районах от пяти до восьми километров в пользу Польши. Главы трех правительств признают, что Польша должна получить существенное приращение территории на севере и западе...

По вопросам Дальнего Востока.

...Через два-три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе Советский Союз вступит в войну против Японии... при условии:

1. Сохранения статус-кво... Монгольской Народной Республики.

2. Восстановления принадлежавших России прав... а именно: а) возвращения Советскому Союзу южной части о. Сахалин и всех прилегающих к нему островов; б) интернационализации торгового порта Дайрена... и восстановления аренды на Порт-Артур как на военно-морскую базу СССР; в) совместной эксплуатации Китайско-Восточной железной дороги и Южно-Маньчжурской железной дороги...

3. Передачи Советскому Союзу Курильских островов...

Вопросы к документу: 1. На основании источника и с помощью текста учебника объясните, какие соглашения вызвали серьезные споры на конференции. 2. О чем свидетельствовало нарастание противоречий внутри антигитлеровской коалиции? 3. Как вы объясните тот факт, что даже на завершающем этапе войны, когда в рамках антигитлеровской коалиции стали проявляться противоречия, германской дипломатии не удалось разобщить союзников?

Домашнее задание

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.