logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

План изучения новой темы

1. Нападение Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны. 

2. Военные действия Германии, Италии и Японии на других фронтах войны. Нападение Японии на США. Основные итоги первого периода войны. 

3. Перелом в ходе Второй мировой войны. 

4. Четвертый период Второй мировой войны. Второй фронт в Европе. Разгром Германии. 

5. Капитуляция Японии — завершение Второй мировой войны.

Исторический календарь

      18 декабря 1940 г. — принятие директивы No21 — плана «Барбаросса»

      22 июня 1941 г. — нападение Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны

      7 декабря 1941 г. — нападение Японии на Пёрл-Харбор

      январь 1942 г. — поражение Германии в битве под Москвой

      май 1942 г. — сражение в Коралловом море

      июнь 1942 г. — сражение у атолла Мидуэй

      лето — осень 1942 г. — неудачное наступление Германии в Северной Африке

      11 ноября 1942 г. — битва у острова Гуадалканал

      19 ноября 1942 г. — начало наступательного этапа Сталинградской битвы

      2 февраля 1943 г. — капитуляция немецких войск под Сталинградом

      май 1943 г. — капитуляция немецких и германских войск в Северной Африке

      5 июля—23 августа 1943 г. — Курская битва

      10 июля 1943 г. — высадка союзников на Сицилии

      3 сентября 1943 г. — капитуляция Италии

      6 июня 1944 г. — начало Нормандской десантной операции. Открытие второго фронта в Европе

      октябрь 1944 г. — наступление Германии в Арденнах

      16 апреля—2 мая 1945 г. — Берлинская наступательная операция

      ночь с 8 на 9 мая 1945 г. — подписание Акта о безоговорочной капитуляции Германии

      6, 9 августа 1945 г. — атомная бомбардировка городов Хиросима и Нагасаки

      8 августа 1945 г. — вступление СССР в войну против Японии

      2 сентября 1945 г. — подписание капитуляции Японии. Конец Второй мировой войны

      ВАРИАНТ I. Урок лабораторно-практического типа. Главная задача этого урока — максимально облегчить учащимся усвоение фактического материала. В качестве основы для организации деятельности учащихся используем карту и исторический календарь. В начале урока предлагаем учащимся назвать основные этапы военных действий, которые будут проанализированы на уроке (§17, п. 1). Предлагаем соотнести с ними события, перечисленные в историческом календаре. Демонстрируем заранее записанную на доске или приготовленную на кодослайде хронологическую «матрицу» урока:

       

Этапы войны

1.09.1939 г. — 21.06.1941 г.

22.06.1941 г. — осень 1942 г.

Конец 1942 г. — 31.12.1943 г.

1944 г. — 2.09.1945 г.

Основные события

Нападение Германии на Польшу.
«Странная война».
Нападение Германии на Данию и Норвегию.
Нападение Германии на Бельгию, Нидерланды, Люксембург.
Вступление Италии в войну.
Капитуляция Франции.
Битва за Англию.
Нападение Италии на Грецию.
Нападение Германии на Югославию и Грецию 

Нападение Германии на СССР.
Нападение Японии на Пёрл-Харбор.
Поражение Германии в битве под Москвой.
Сражение в Коралловом море.
Сражение у атолла Мидуэй.
Неудачное наступление Германии в Северной Африке

Битва у острова Гуадалканал.
Наступательный этап Сталинградской битвы.
Капитуляция немецких войск под Сталинградом.
Капитуляция немецких и итальянских войск в Северной Африке.
Курская битва.
Высадка союзников на Сицилии.
Капитуляция Италии

Открытие второго фронта в Европе.
Наступление Германии в Арденнах.
Берлинская наступательная операция.
Безоговорочная капитуляция Германии.
Атомная бомбардировка городов Хиросима и Нагасаки.
Вступление СССР в войну против Японии.
Капитуляция Японии 

      Далее в соответствии с планом изучения нового материала организуем работу — коллективную или самостоятельную.

      Разбираем пункт 1 плана.

      Задание 1. Используя текст документа, покажите на карте стратегический замысел фашистской Германии при нападении на СССР.

      Задание 2. Сравните характер ведения военных действий со стороны фашистской Германии против европейских государств и в начальный период Великой Отечественной войны.

      Задание 3. Какие факты позволяют утверждать, что успехи Германии в войне против СССР являлись временными?

      Переходим к пункту 2 плана.

      Задание 1. Проследите по карте, как разворачивались боевые действия в Северной Африке.

      Задание 2. Проследите по карте процесс расширения агрессии Японии в 1941—1942  гг. Каким государствам принадлежали колонии, захваченные Японией?

      Задание 3. Проследите по карте линию максимального продвижения агрессоров на Восточном фронте, в Африке, в Юго-Восточной Азии и на Тихоокеанском фронте.

      Задание 4. Какие факты позволяют утверждать, что успехи агрессоров были временными?

      Изучая пункт 3, даем следующие задания:

      Задание 1. Какие сражения на Восточном фронте ознаменовали коренной перелом в войне? Покажите на карте продвижение советских войскс ноября 1942 по март 1943 г.; с марта по декабрь 1943 г.

      Задание 2. Какие сражения на других фронтах войны ознаменовали переход стратегической инициативы к антифашистской коалиции?

      Задание 3. Покажите на карте линию максимального продвижения англо-американских войск в 1943 г.

      Задание 4. Определите основные итоги третьего периода войны.

      Задания для пункта 4 плана.

      Задание 1. Определите стратегические задачи советских вооруженных сил в 1944—1945  гг. Проследите по карте продвижение советских войск в Европе и укажите освобожденные ими государства в 1944—1945  гг.

      Задание 2. Покажите, где был открыт второй фронт в Европе.

      Задание 3. Проследите по карте продвижение англо-американских войск в Европе и укажите освобожденные ими государства в 1944—1945  гг. На основании текста параграфа определите особенности ведения союзниками военных действий против Германии.

      Возможный ответ: 1. Особая роль взаимодействия сил союзников с советскими вооруженными силами. 2. Помощь советских вооруженных сил войскам союзников. 3. Участие движения Сопротивления в разгроме агрессоров.

      Задание 4. Где и когда была подписана безоговорочная капитуляций Германии?

      Обращаемся к пункту 5 плана.

      Задание 1. Покажите на карте наступательные операции против Японии, предпринятые США и Великобританией в 1943—1945 гг

      Задание 2. Найдите на карте японские города, подвергнутые атомной бомбардировке. Прочитайте документ о результатах применения ядерного оружия. Обсудите причины использования ядерного оружия в войне против Японии. Как вы оцениваете подобное решение американского правительства?

      В качестве дополнительного можно использовать следующий материал.

Воспоминания директора мемориала в Хиросиме Кавамото, 1987 г.

      Мне было 13 лет. Мой дом находился на острове Миядзима, в двадцати километрах отсюда, и я электричкой приезжал в Хиросиму в школу. Летом и у вас и у нас дети отдыхают. Но в войну каникул не было. Старшие — пятнадцатилетние — работали на заводах, мы разбирали завалы после бомбежек. В школе нас тренировали, как солдат. Только вместо винтовок в руках мы держали лопату. Тот день начался с инструкции. Мы стояли во дворе школы. День обещал быть солнечным, жарким. Директор нам сказал: «Опять предстоит жаркий день, но мы будем работать во имя родины». В четные дни наш класс оставался в школе, а в нечетные мы ходили работать. 6 августа — день четный, мы отправились на занятия.

      Класс для японских школьников — священное место. Прежде чем войти в него, мы должны были снять обмотки. Командовал нами старшеклассник. Нас тренировали быстро снимать и надевать обувь. Обычно повторяли эту процедуру по два-три раза, но в тот день у всех получилось хорошо, обошлись одним разом. Нас впустили в комнату, старшеклассник куда-то ушел, а мы сидели по команде «смирно» с закрытыми глазами и ждали появления учителя. Сидение «смирно» помогало сосредоточиться перед уроками. Но один наш ученик (его место было у окна) глаза, видимо, открывал. Он и заметил самолет «Б-29». Мы такого еще не видели. «Смотрите, самолет!» — сказал он. Я сидел в середине комнаты. После его слов поднялся из-за парты. И тут — вспышка. Больше я ничего не помню.

      В классе было 45 человек, в живых осталось около десяти.

      Когда я очнулся, было темно. Во рту почувствовал кровь, болела рука. Нас воспитывали по-военному: если ранен — перевяжи рану сам, не кричи «Помогите!», а опять же сам выходи из трудного положения. Так говорили нам учителя, а слово учителя для нас — это слово бога... Я перевязал руку. Потом я выбрался из развалин. Над городом кружили черные вихри. Что делать дальше?

      Каждая японская школа имела свой гимн. Поскольку я не мог звать на помощь, я запел его. Откуда-то доносились такие же песенные слова. Но голоса скоро угасли...

      Нас учили в школе: в чрезвычайной ситуации бежать на спортивную площадку. Но где она? Нас учили: если наступает огонь — уходи от огня. Но откуда огонь? Я подбросил вверх песок, чтобы знать направление ветра. Ветер дул с моря. И я двинулся к морю. Это был трудный путь. Кто-то просил: «Возьми меня». У меня до сих пор болит сердце, что я их не взял. У них были сломаны ноги.

      Я дополз до дороги и опять потерял сознание. Мне посчастливилось, что меня увидели солдаты. Они отвезли меня в военный госпиталь на один из островов... Моя мать рыскала всю Хиросиму — она потеряла мои следы. Потом ей сказали... она приехала и забрала меня. Возвращались мы домой через Хиросиму. Город был мертв. Мы вернулись с матерью на остров Миядзима. Долго, почти год, я болел. Три месяца я ничего не видел, выпали волосы. Врачи не знали, что делать. Мать ходила в горы, готовила лекарства и давала мне. Меня спрашивают: «Почему ты остался жив?» Я и сам не знаю. Я думаю, что спасло меня единственное лекарство — материнская любовь, у меня есть свидетельство пострадавшего от атомной бомбардировки. Таких людей в Японии называют «хибакуся», нас десятки тысяч...

      Задание 3. Покажите направления ударов СССР против Квантунской армии и территорию, освобожденную Советской Армией в ходе войны с Японией.

      Задание 4. Где и когда была подписана капитуляция Японии?

      Домашнее задание. Вопросы 4, 5, 6 после § 17.

      ВАРИАНТ II. Форма урока — групповая работа. Для проведения этого занятия следует выделить два академических часа. Главная задача этого урока — организация дискуссинной деятельности учащихся на основе усвоения главных исторических фактов. В этом случае основой работы являются хронологическая «матрица» урока, информация учебника и сообщения учащихся. В начале занятия предлагаем классу выполнить задания репродуктивного характера.

      Задание 1. Какие события произошли: а) 22 июня 1941 г.; б) 5—6 декабря 1941 г.; в) 7 декабря 1941 г.; г) 11 ноября 1942 г.; д) 19 ноября 1942 г.; е) 5 июля 1943 г.; ж) 10 июля 1943 г.; з) 6 июня 1944 г.; и) 16 апреля 1945 г.; к) 6 августа 1945 г.?

      Задание 2. Соотнесите дату, событие, географический объект:

Даты

События

Географические объекты

1

8.05.1945 г.

1

Разгром военно-морского флота США

1

Атолл Мидуэй

2

6.08.1945 г.

2

Поражение Японии

2

Нормандия

3

7.12.1941 г.

3

Крупнейшая десантная операция Второй мировой войны

3

Гавайские острова

4

6.06.1944 г.

4

Использование ядерного оружия

4

Карлсхорст

5

4.06.1942 г.

5

Подписание безоговорочной капитуляции Германии

5

Хиросима

      Задание 3. Определите лишнее событие:

      1) а) 22 июня 1941 г.; б) 7 декабря 1941 г.; в) 3 сентября 1943 г.;

      2) а) 3 сентября 1943 г.; б) 8 мая 1945 г.; в) 19 ноября 1942 г.; г) 2 сентября 1945 г.;

      3) а) открытие второго фронта; б) Курская битва; в) битва за Гуадалканал; г) наступление советских войск под Сталинградом;

      4) а) сражение у атолла Мидуэй; б) сражение у Эль-Аламейна; в) битва в Коралловом море; г) нападение на Пёрл-Харбор;

      5) а) Берлинская операция; б) наступление в Арденнах; в) Пражская операция; г) Южно-французская операция.

      Дальнейшая работа строится на основании вопросов к тексту параграфа. Класс делится на 8 групп. Каждая пара групп получает одно задание.

      Задание для первой и второй групп.

      Какой фронт вы считаете основным фронтом Второй мировой войны? Докажите свою точку зрения.

      Задание для третьей и четвертой групп.

      В чем проявилось взаимодействие Красной Армии и войск союзников в боевых операциях на фронтах Второй мировой войны? Какое значение имело это взаимодействие для хода военных действий и для будущего?

      Задание для пятой и шестой групп.

      В каких формах разворачивалось движение Сопротивления? С какими внутренними проблемами столкнулись его участники, в чем причины этих проблем? Докажите, что движение Сопротивления было одним из факторов Победы.

      Задание для седьмой и восьмой групп.

      Назовите причины использования ядерного оружия в войне против Японии. Каковы были последствия этих действий в ходе войны и по ее окончании? Дайте оценку этого решения.

      Организация групповой работы:

      1) в течение 10—15 мин каждая группа работает над своим заданием;

      2) по жребию или указанию учителя по каждому вопросу определяется группа — основной докладчик; представители второй группы выступают в качестве оппонентов и рецензентов выступления докладчиков;

      3) выступление представителей группы — докладчика (7—8 мин);

      4) вопросы и рецензия представителей группы — оппонента (7—8 мин);

      5) подведение итогов обсуждения;

      6) подведение итогов урока — обобщающая характеристика второго—четвертого периодов войны.

      Домашнее задание. Вопросы 1—3 после § 17. Объяснить понятия исторического словаря.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.