logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: сформировать на уровне представлений, понятий и причинно-следственных связей картину развития культуры Западной Европы в ХIV—ХV вв.

Новые понятия: личность, портрет, линейная перспектива, инкунабула, Возрождение, гуманист.

I. Текущий контроль знаний и умений:

1. Почему Византия превращалась в «умирающую империю»? 2. Покажите на карте территорию Византии к началу ХV в. 3. Покажите на карте и назовите соседние государства, стремившиеся захватить владении Византии. 4. Каковы особенности развития Болгарии и Сербии в ХIV—ХV вв.? 5. Объясните, как стало возможным, что рядом с могущественной империей ― Византией образовалась и постоянно усиливалась Османская держава? 6. С помощью предложенных учителем понятий расскажите о падении Константинополя. Как современники восприняли это событие? 7. Докажите, что падение Византии не означало потерю для человечества ее достижений. 8. Назовите основные даты истории существования и гибели западной и восточной частей Римской империи. 9. Проверка домашнего творческого задания. 10. Проверка учащимися друг у друга хронологической таблицы (домашнее задание).

II. Ролевая игра «Суд над Мехмедом II».

Необходимы опережающие индивидуальные и групповые консультации учителя, чтение дополнительной литературы. Игровая задача — дать собственную оценку событиям пятисотлетней давности, осудить или оправдать действия турок-османов во главе с Мехмедом II против Византии и ее культуры.

Подготовка игры:

учитель заранее распределяет роли защитников и обвинителя. По желанию учащихся или по выбору учителя определяются судья и два присяжных заседателя. Эти ребята должны иметь организаторские способности и хорошо владеть учебным материалом. Остальные ребята могут выступать в роли свидетелей: горожан (купец, священник, монах, ремесленник-ювелир), воина-наемника славянина, воина-византийца,европейца-путешественника, генуэзца, венецианца, турка, Мехмеда II, последнего византийского императора Константина ХI Палеолога.

III. Урок-конференция «Историки и современники о падении Константинополя». Подготовка и организация конференции. Совместно с детьми заранее составляется программа конференции. Ее оформление должно быть тщательно продумано (тема, эмблема, дата, время, докладчики и содокладчики и темы их выступлений). Целесообразно подготовить со школьным библиотекарем выставку книг по теме. Учащимся заранее предлагается подготовить доклады (выступления историков) под руководством учителя. Готовятся содокладчики (историки), комментаторы (современники), чтецы, художественные и музыкальные оформители. Учитель подготавливает (по желанию самих детей) одного или двух ведущих. До конференции можно провести импровизированную экскурсию с библиотекарем и учеником по выставке книг.

План изучения нового материала: 1. Личность вступает в свои права. 2. Торжество книгопечатания. 3. Колыбель новой культуры. 4. Гуманизм и гуманисты. 5. На заре Возрождения. 6. Раннее Возрождение в искусстве.

1. Эта часть параграфа важна по нескольким причинам. Во-первых, средневековое общество и культура предстают здесь в развитии. Во-вторых, подчеркивается, что это развитие имеет общеевропейский характер (очень важно показать, что раннее Возрождение в Италии ХIV—ХV вв., при всей его исключительности, было связано с общеевропейскими тенденциями). В-третьих, необходимо показать, что именно развитие личностного начала было общей характеристикой изменений в обществе и изменений в культуре. Его зримыми проявлениями являются многочисленные для этой эпохи конфликты между отдельными личностями и общностями (прежде индивид не мыслил себя вне общностей). Особенно это характерно для города, где новое в разных сферах жизни проявлялось раньше и сильнее, чем в более традиционном сельском мире. А в искусстве новое проявляется в возникновении линейной перспективы и жанра портрета. Чтобы школьники смогли оценить новизну этих явлений, им следует хотя бы кратко рассказать об обратной перспективе и о характере изображения человека в средневековом искусстве. В ходе рассказа учителю следует раскрыть и доступно объяснить содержание понятий «личность» и «индивид» (см. поля с. 278).

2. Следует предложить учащимся прочитать и составить план этого раздела. С целью более широкого представления о Гутенберге и его открытии предлагается рассмотреть рисунки на с. 280. Говоря о значении изобретения, важно подчеркнуть, что общество испытывало глубокую потребность в книгопечатании, и именно поэтому его успех был столь быстрым и масштабным, что его сравнивают с революцией.

Пока учащиеся выполняют задание, учитель выписывает на доске новые понятия из этой части параграфа (литеры, шрифт, шедевр книжного искусства, инкунабула, революция, изобретение Гутенберга). По окончании работы учащихся заслушиваются два-три варианта плана, отмечаются недостатки, определяется наиболее удачный. Учитель спрашивает значение понятий, выписанных им на доске.

3. В этой части рассказа учителю необходимо объяснить ученикам, во-первых, почему колыбелью новой культуры был именно город (впрочем, долго задерживаться на этом относительно очевидном моменте не стоит) и, во-вторых, почему это был именно итальянский город. Здесь необходимо отметить, как социально-экономические и политические причины, так и традиции исторического развития Италии (сохранение значительного античного наследия). Учитель показывает, как под покровом возрождения античности, давшего новой культуре ее название, формируется, по сути, совершенно новая культура, с новыми ценностями, далекими от средневекового аскетизма. По ходу объяснения предлагается ответить на вопросы: 1. Почему в Италии возрождается интерес к высокой античной культуре? 2. Чем необычен был «дух» итальянских городов? 3. Что означает слово «ренессанс»?

4. Этот вопрос очень важен для шестиклассников для последующей их социализации. В наши дни дети часто слышат слова «гуманизм», «гуманисты», но зачастую не знают и не понимают их значения. Необходимо просто и доступно рассказать историю возникновения этих слов, их первоначальный смысл, а также о том, почему все, что связано с этими словами, не устарело и по сегодняшний день. Рассказ следует строить на основе текста параграфа. Учащимся необходимо показать, что гуманисты не только интересовались достижениями античности, но их также привлекала сильная, независимая личность, они прославляли творческий гений человека. Хотя это были искренне верующие люди, их взгляды резко контрастировали с традициями средневекового аскетизма и часто раздражали служителей Церкви. Достоверно подтверждают это документы к параграфу, которые необходимо изучить. Образы людей эпохи Возрождения, верящих в свои силы и умеющих добиваться успеха, предстают на иллюстрациях к параграфу. Далее учитель задает вопросы: 1. Кто такие гуманисты? 2. Почему появляется гуманизм? 3. Что необычного во взглядах гуманистов для Средневековья? 4. Какой была гуманистическая школа — школа нового типа?

5. Материалы о Данте, Джотто, Петрарке могут быть изложены учителем в повествовательной форме, или можно послушать заранее подготовленные сообщения детей. Эта тема нравственно важна для шестиклассников, и потому учитель должен продумать изложение материала, заинтересовать детей.

Другой вариант изучения данного пункта параграфа может быть основан на самостоятельном чтении текста, разделении его на части с выделением главного. При этом необходимо донести до учащихся мысль о том, что в литературе и живописи новый взгляд на мир, новое понимание человеческого достоинства выразились раньше и более рельефно, чем в ученых трактатах. Желательно отметить и тот факт, что Данте писал свою поэму не на латыни, а на родном итальянском языке, что сделало его произведение доступным для всех соотечественников. По-итальянски написаны лучшие стихи Петрарки и «Декамерон» Боккаччо. Чтобы ученики получили представление о живописи Джотто, следует поставить перед ними вопрос: с каким творением Джотто вы встречались раньше на страницах учебника?

6. Учитель отмечает, что искусство Возрождения было тесно связано с идеями и потребностями тех слоев общества, которые выступали заказчиками произведений искусства. Иллюстрации и задания на полях с. 286 (средневековый и ренессансный образы Давида) помогут детям увидеть и осознать различие двух трактовок знаменитого библейского царя. Если средневековый Давид предстает мудрым правителем, то ренессансный — героем, только что одержавшим победу в поединке с Голиафом. Следует обратить внимание и на то, что Донателло возрождает античную традицию изображения прекрасного нагого тела. В духе лучших античных традиций выполнена медаль с профилем правителя Римини. Элементы творческой переработки античного наследия видны и в облике созданной Брунеллески капеллы Пацци. Итальянский художник Сандро Боттичелли попытался в своих картинах соединить небесное и земное, единство тела и души. О своих картинах он говорил, что «мои Венеры покинули землю, а Мадонна покинула небо». Вопросы к рис. на с. 287: что в ней земного? Что, по-вашему, автор видел в ней Божественного?

Рассматривание рисунков учебника или дополнительной литературы на уроке изучения культуры — главный и основной инструмент воздействия на чувства и мысли ребенка, который должен максимально использоваться педагогом для качественного усвоения учебного материала.

      Вопросы для закрепления нового материала: 1. Почему эпоха Возрождения началась в Италии? 2. Что нового внесли в представления средневекового читателя произведения Данте и Петрарки? 3. Чем известен Джотто? 4. Назовите представителей раннего Возрождения в искусстве. 5. Заполните таблицу «Деятели итальянской культуры ХIV—ХV вв.» (при отсутствии в учебнике указания лет жизни их легко найти в энциклопедиях).

Деятель культуры

Годы жизни

Область творчества

Знаменитые произведения

Что нового внес в культуру

Задание на дом: § 29, все виды вопросов к нему; заполнить таблицу. Подготовить доклад (по желанию учащихся) об одном из деятелей итальянской культуры раннего Возрождения.

СОВРЕМЕННИК
ОБ ИЗОБРЕТЕНИИ КНИГОПЕЧАТАНИЯ

В это время жителем Майнца, Иоганном Гутенбергом, было изобретено чудесное, до сих пор неслыханное искусство печатать книги при помощи отдельных букв. Истратив на это изобретение почти все свое состояние и все-таки вследствие многих затруднений испытывая недостаток то в том, то в другом, он уже хотел бросить это дело. Но благодаря доброму совету и денежной ссуде… Иоанна Фауста он счастливо довел его до конца. Сначала они вырезали буквы на досках и напечатали общеупотребительный словарь, однако ничего другого при помощи этих досок напечатать не могли, так как вырезанные на них буквы были неподвижны. Тогда они придумали отлить буквы латинского алфавита, названные ими матрицами, при помощи которых они отливали букв из меди и олова столько, сколько было нужно, тогда как раньше они вырезали их руками. Однако этот способ представлял столько трудностей, что они истратили на печатание Библии 4 тыс. гульденов, прежде чем был окончен 12-йлист. Но Петр Шеффер, сначала слуга, потом зять Иоанна Фауста, изобрел более легкий способ отливки. Долгое время оба они держали это изобретение в тайне, пока оно не было перенесено рабочими, без которых они не могли обойтись, сначала в Страсбург, а потом и ко всем народам.

Следует иметь в виду, что автор приведенного отрывка, аббат Тритемий, узнал об изобретении от Шеффера — человека осведомленного, но отнюдь не объективного. Его тесть Фуст (Фауст) сначала активно участвовал в работе над изобретением Гутенберга, но затем затеял против него процесс, стремясь отнять у Гугенберга и оборудование типографии, и отпечатанные книги, и славу изобретателя. Тем не менее источник содержит важнейшую информацию о сути изобретения и трудностях в его реализации.

 

ЛОРЕНЦО МЕДИЧИ

Многосторонняя деятельность Лоренцо Великолепного из рода Медичи, правившего Флоренцией в 1469—1492 гг., кажется необычной даже для эпохи Возрождения с ее тягой к универсальному. Он принадлежал к выдающимся государям своего времени. Сохраняя республиканские формы правления в качестве «парадного фасада» государственного здания, Лоренцо прочно держал власть в своих руках и беспощадно расправлялся с врагами. Однако в истории он остался не как политик, а как человек эпохи Возрождения и самый крупный меценат своего времени. Его правление ознаменовалось блистательной чередой праздников и представлений. Вокруг Лоренцо образовался замечательный кружок гуманистов. Лоренцо был глубоким знатоком античного и современного искусства, собирателем древностей и покровителем художников и скульпторов. При его дворе расцвело творчество Боттичелли, нашел поддержку юный Микеланджело. Да и сам Лоренцо писал превосходные стихи.

ИЗЫСКАННАЯ ЛАТЫНЬ КАК ОРУЖИЕ ЗАЩИТЫ

В середине ХV в. правитель города Римини Сиджисмондо Малатеста двинул войско на Флоренцию. Малатеста был одним из самых жестоких и вероломных людей своего времени, и Флоренция, не имевшая в тот момент достаточно войск, готовилась к худшему. Но Малатеста был в то же время любителем античности и тонким знатоком литературы. И навстречу ему выехал знаменитый гуманист Джаноццо Манетти. Он обратился к Малатесте с речью на такой изысканной латыни, что жестокий тиран пришел в восторг и увел прочь свое войско.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.