logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Историческая проблема.Опираясь на знание культуры Руси XII — начала XIII в., охарактеризуйте культурно-духовный облик человека того времени.
Понятийный аппарат: материальная и духовная культура, фольклор, изборник, житие, крестово-купольный храм, икона, мозаика, фреска.

План урока. 

1. Какие изменения произошли в культуре по сравнению с периодом единой Древней Руси? 

2. Какую роль играли литература и искусство в жизни людей XII в.? 

3. Каким мы представляем человека XII в. по памятникам литературы и искусства?

      Ход урока


В начале урока проводится игра в парах «Кто больше вспомнит?». Учащимся в течение минуты предлагается письменно перечислить «первые» явления культуры Киевской Руси (задание 4 к § 4). Далее обсуждаются вопросы домашнего задания: 1. Сопоставьте деятельность и судьбу князей эпохи феодальной раздробленности (персоналии и критерии сравнения определите самостоятельно). 2. Какие качества избранного вами героя эпохи феодальной раздробленности подтверждают слова М. Блока: «Люди больше походят на свое время, чем на своих отцов»?
Учитель знакомит учащихся с планом урока и обращает внимание на то, что пункты плана сформулированы в вопросительной форме. После обсуждения каждого пункта плана ученикам будет дано время для записи краткого самостоятельного письменного ответа.
1. Для ответа на данный вопрос учащиеся получают задания (учитель использует рабочий лист урока или записывает их на доске), из которых могут выбрать наиболее интересные. Желательно, чтобы все они оказались востребованными. Если останутся невостребованные задания, то их лучше обсудить совместно. При выполнении заданий используется информация учебника, дополнительная литература, которая может быть предоставлена ученикам, доступ в Интернет (если это возможно). После выполнения заданий класс обсуждает выводы и их аргументацию. Каждый ученик самостоятельно формулирует и записывает в тетрадь свой ответ.

      Задания 

1. Сравните храмы XI в. (например, Софийские соборы в Киеве и Новгороде) с архитектурными сооружениями XII в. (например, Дмитровский собор во Владимире или храм Покрова на Нерли). Определите общее и особенное в архитектуре храмов. 2. Сравните летописание XII — начала XIII в. и «Повесть временных лет». Определите общее и особенное. 3. Сравните произведения литературы X—XI вв. и XII — начала XIII в. Определите общее и особенное.
      Возможные выводы в общем виде сформулированы в таблице.

Особенности культуры периода феодальной раздробленности (домонгольский период)

Летописание

Литература

Архитектура

Общее: продолжение традиции летописания.

Общее: сохранение основных жанров (житие, слово, сказание).

Общее: сохранение крестово-купольного храма, выбор места постройки (рельеф, особенности ландшафта).

Особенное: развитие местных центров летописания со своими особенностями. Интерес к местным, а не общерусским событиям. Более полное отражение жизни русских земель. Развитие местных литературных особенностей и приемов. Киевские летописцы продолжают считать Киев центром русских земель, призывают к единению. Галицкая летопись прославляет Даниила Галицкого, по форме похожа на рыцарский роман. Новгородские летописи деловиты, подробно фиксируют политические события и факты, связанные с развитием хозяйства. Владимирские летописи описывают деяния князей

Особенное: развитие новых жанров (проповедей и поучений). Расцвет жанра слова: «Слово о полку Игореве», «Слово Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли»

Особенное: складываются местные архитектурные школы. Монументальные многоглавые постройки сменяются небольшими одноглавыми с ярко выраженными местными особенностями. Появление столпообразных (башнеобразных) храмов (Пятницкая церковь в Чернигове), арочной системы сводов

      Вывод: сохраняется единство культуры, продолжается ее развитие. Складываются местные школы, обогатившие отечественную культуру. Проявляется «разнообразие возможностей» (Д. С. Лихачев): разнообразие тем и жанров, свобода в выборе конкретных форм.
2. Учитель предлагает школьникам на основании выполненной работы высказать и аргументировать свою точку зрения по проблеме: какую роль играли литература и искусство в жизни человека в Древней Руси? Учащиеся записывают свой ответ в тетрадь. При необходимости можно использовать наводящие вопросы и задания: 1. Нужна ли была грамотность человеку Древней Руси? 2. В Новгороде, Пскове, Смоленске и некоторых других городах во время археологических раскопок были найдены берестяные грамоты — древнерусские письма и документы. Прочитайте грамоты и объясните, в каких слоях новгородского общества была распространена грамотность. С чем связано распространение грамотности в древнерусских городах?

 

Записи на берестяных грамотах

      1) Поклон от Петра к Марье. Покосил есмь пожню, и Озерици у меня сено отъели. Спиши список с купной грамоты да пришли семо, куды грамота поводе. Дать ми розумно. [Петр просит Марью прислать копию купчей грамоты для подтверждения его прав на сенокосный участок перед местными жителями, которые отняли у него сено.] 
      2) Поклон от Григория к матери. Дай 30 гривен. Воита и сына подвергли пытке после суда о воровстве. 
      3) От Никиты к Ульянице. Иди за меня замуж. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев. 
      4) Челобитье от Нестерка господину Ивану Борисовичу... мя, господине, еси пожаловал. 
      5) Поклонение от попа к Гречине. Напиши мне двух шестикрылых ангелов на две иконки на верх деисуса. И целую [приветствую] тебя. А Бог [не постоит] за наградой, или же уговоримся между собой.

Учитель продолжает задавать вопросы: 3. В «Повести временных лет» содержится подробный рассказ о выборе веры князем Владимиром. Посланцы князя рассказывают: «И пришли мы в Греки, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказывать об этом». Выскажите свое мнение о качествах личности и духовных ценностях летописца. Можно ли считать их ценностями всего общества? 4. О чем свидетельствует развитие жанров слова и поучения? 5. Как и почему относились люди к иконам? 6. Прочитайте документ к § 7, выполните задания к документу.

3. Желательно, чтобы ответы на данный вопрос не только были эмоциональными, но и содержали элементы анализа. Можно предложить учащимся дополнительные вопросы и задания.

      Вопросы и задания
     1. Прочитайте отрывки из древнерусских изборников и летописей. Попробуйте перевести эти изречения на современный язык. Какие человеческие качества ценили в Киевской Руси?
      1) Копаяи яму под ближним своим въпадеться в ню. 
      2) Луче малое имание с правдою, нежели мъногое богатство бес правды. 
      3) Достойна от верна друга язва, нежели лобзание врага. 
      4) Коньная хытрость на рати знаеться, а друг верен у беды. 
      5) Всем угодити люто есть. 
      6) Иже хощет над инем княжити, да учится первие сам собою владети. 
      7) Люто есть и горко, аще злии над добрыми владеють и несмыслении над умными. 
      8) Луче есть на своей земле костью лечи, и нежле на чюже славну быти. 
      2. Какие выводы можно сделать, прочитав нижеприведенный отрывок из произведения XII в.?

Наставление богатым (извлечение)

Сколь великим наделен ты от Бога богатством, столь много и даже больше того должен ты отдать. 
Обрати слух свой к страдающим в нищете. 
Уклоняйся, как от воронов, от вкрадчивых слов льстецов, выклюют глаза те умники. 
Если хочешь почет от всех иметь, будь сам для всех благодетелем.

Подводя итоги урока, учитель может попросить класс представить воображаемый диалог со своим сверстником из XII в. Какие темы будут одинаково волновать вас? В чем вы не сможете понять друг друга?

Домашнее задание: 1. Завершить (доработать) записи, сделанные на уроке (при необходимости). 

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.