logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: изучить основные процессы и условия образования двух крупнейших государств Азии. Сформировать представление об их своеобразии, влиянии на историю и судьбу покоренных ими народов. Продолжать развивать общеучебные умения.

Новые понятия: хан, нойон, нукер, курултай, улус, обсерватория, хорезмшах.

I. Текущий контроль знаний и умений:

1. Совместно с детьми обсудите сравнительную таблицу географического положения Индии и Китая (домашнее задание). 2. Найдите на карте и опишите местоположение Индии и Китая. 3. Какие этапы развития Китая вы можете выделить? 4. Укажите причины бедности китайского населения. 5. Какое влияние оказывала религия на жизнь Китая? 6. Изобразите схему устройства китайского общества. 7. Сравните положение правителя в Индии и Китае. 8. Найдите на карте страны, торговавшие с Китаем. 9. Подумайте, почему в Китае придавалось большое значение образованности чиновника. 10. Назовите особенности китайской средневековой культуры. 11. В чем китайцы превзошли средневековую Европу? 12. В чем состоит философия китайского пейзажа? Почему этот жанр живописи появился именно в Китае? 13. Что для вас является символом средневекового Китая и почему? 14. В чем общность индийской и китайской культур? 15. Подумайте, существовали ли в Китайском государстве условия для развития личности. Аргументируйте свою точку зрения.

План изучения нового материала:

1. Объединение монголов.

2. Завоевания Чингисхана.

3. Распад Монгольской державы.

4. «Железный хромец».

5. Самарканд во времена Тимура и Улугбека.

1. Перед объяснением нового материала учитель предлагает учащимся вспомнить, какие государства Азии им уже известны, и показать их на карте. После этого отмечает, что территория перечисленных государств далеко не охватывала всей Азии. В бескрайних степях кочевали скотоводческие племена, еще не создавшие к тому времени своей государственности. Весьма многочисленными племенами были монгольские, подчинившие татар. Родиной монголов было Восточное Забайкалье, севернее реки Керулен. Постепенно они подчинили себе огромные территории, которые использовали как пастбища для скота. Монголо-татары занимались и охотой. Земледелия они не знали. Это были неприхотливые, воинственные люди. Приращение табуна требовало новых пастбищ, и это было главной причиной освоения новых земель, межплеменных конфликтов, войн с соседними народами. В ходе этих войн возвысился беспощадный, властолюбивый Темучин из знатного рода Борджигинов. Он кровожадно расправился со своими врагами, убившими его отца, затем также расправился с теми, кто ему оказывал помощь в этом. Так он остался один во главе большой и крепкой дружины нукеров. В 1206 г. курултай провозгласил его ханом всех монголов и присвоил ему титул Чингис.

Учитель предлагает рассмотреть рисунок на с. 306, который свидетельствует о любви Чингисхана к соколиной охоте. Далее учащиеся отвечают на вопросы: 1. Почему у монголов стало развиваться имущественное неравенство? 2. Как образовалось монгольское государство? 3. Где оно было расположено?

2. Продолжая рассказ, учитель показывает направления походов войск Чингисхана: енисейские земли, Приморье, поход 1211—1215 гг. в Северный Китай, поход 1212 г. в Корею. Подчинив Восточную Азию, монголо-татары двинулись в Среднюю Азию, напав в 1219 г. на государство хорезмшахов. Это государство, расположенное в низовьях Амударьи, к ХII в. достигло своего расцвета и подчинило почти всю Среднюю Азию (здесь следует обратить внимание учащихся на задание на полях с. 309).

Города лежали в развалинах, прекрасные, некогда цветущие сады были вытоптаны, оросительные системы разрушены. Земледелие было вытеснено скотоводством.

За этими победами последовало подчинение Северного Ирана и Закавказья, сопровождавшееся безграничной жестокостью. Подчиняя половецкие племена, монголо-татары впервые столкнулись в бою с русскими воинами в 1223 г. на реке Калке. В сражении русские полки были разбиты. Учитель показывает на карте место сражения.

После рассказа о завоеваниях Чингисхана необходимо предложить учащимся самостоятельно показать основные направления походов и изложить их результаты.

3. По третьему вопросу учитель объясняет событийный материал непосредственно по тексту учебника. Покорив Среднюю Азию, Чингисхан вернулся в Монголию. Умирая (1227 г.), Чингисхан завещал монголам покорить всю землю, вплоть до «последнего моря». В 1235 г., собрав войско со всех улусов, Бату-хан, сын погибшего старшего сына Чингисхана, пошел походом на запад. В 1236 г. были разорены Волжская Булгария, земли башкир, мордвы, черемисов, алан и половцев на Северном Кавказе. В 1237—1240 гг. монголо-татары прошли походом по русским княжествам и двинулись дальше в Европу. Они нанесли несколько поражений польским и немецким рыцарям, одержали победу над венграми, вторглись в Хорватию и Далмацию, выйдя к Адриатическому морю, и повернули войско обратно в Монголию. С этого времени улусы все больше обособляются друг от друга, и в ХIV в. созданная Чингисханом империя перестала существовать. Новые монгольские государства рассмотрите на картосхеме «Распад державы Чингисхана» на с. 310. Необходимо подчеркнуть, что захвачены были народы и государства, имевшие высокую, уходящую в глубь веков культуру, что подтверждает рисунок на с. 311. Огромная империя держалась на силе оружия, и крах ее был предопределен. Этим она отличалась от Арабского халифата, объединившего покоренные народы единой религией и культурой. В этой ситуации необходимо вспомнить, когда образовался Арабский халифат.

О последствиях для разных стран, об историческом значении монгольских походов можно предложить учащимся прочитать самостоятельно и затем в обобщенном виде изложить выводы.

Может быть предложен вариант самостоятельного изучения пункта 3 «Распад Монгольской державы» путем составления плана (задание на полях с. 309).

4. Учитель повествует о событиях, связанных с историей державы Тимура. Рассказ строится на основе карты «Завоевания Тимура» (с. 312). Улус, в который входила Средняя Азия, распался на несколько независимых владений. Достаточно большая и богатая территория, включающая побережья Черного, Каспийского, Аравийского морей, через которую пролегали важные торговые пути, стала владением Тимура. Этот дальновидный и очень жестокий правитель прошел долгий путь от разбойника до правителя богатой и могущественной державы. Гибкая политика, учет интересов горожан, торговцев, приносивших богатства его державе, укрепляли ее и способствовали развитию культуры (рисунки на с. 313). Учащимся необходимо предложить найти строки в тексте, характеризующие Тимура. Описывая его завоевательные походы, учитель показывает их на карте, сравнивает с картосхемой учебника (с. 312). Целесообразно особо остановиться на походе Тимура против Тохтамыша, разорившего в 1382 г. Москву.

Государство Тимура (1370—1405), как и империя Чингисхана, основывалось на силе оружия и потому ненадолго пережило своего создателя.

5. Излагая материал о «Железном хромце» — Тимуре, педагогу необходимо особое внимание уделить особенностям его политики. Главное в том, что Тимур хотел сделать завоеванный им Самарканд «столицей мира». Далее учитель перечисляет, основываясь на тексте, меры Тимура и его внука Улугбека, направленные на процветание столицы. Педагог подчеркивает разницу в интересах и характерах великих деда и внука. Необходимо остановиться на удивительном по красоте убранства и архитектуре мавзолее Гури-Эмир — «могиле повелителя», изображенном на с. 314. Учитель предлагает изучить документ, который свидетельствует о расцвете Самарканда в ту пору

Вопросы для закрепления нового материала: 1. Какие племена расселялись к северу от Китая в Х—ХII вв. 2. Составьте словесный портрет Чингисхана. 3. Укажите на карте направления походов Чингисхана. 4. Почему держава Чингисхана распалась? 5. Что удалось Тимуру, а что он не смог осуществить? 6. В чем состоит сходство и отличие империи Чингисхана и державы Тимура? (Главный вопрос к параграфу.)

Задание на дом: § 32, все виды вопросов и заданий к нему. Подготовиться к ролевой игре «Суд над Чингисханом». Опережающее задание: нескольким ученикам подготовить краткие сообщения о жизни пигмеев, о земледельцах Африки.

ДЖОВАННИ ДЕЛЬ ПЛАНО КАРПИНИ (ХIII в.)

О ВОЕННОМ ДЕЛЕ МОНГОЛОВ

(ИЗ «ИСТОРИИ МОНГАЛОВ»)

Когда войска находятся на войне, то если из десяти человек бежит один, или двое, или трое, или даже больше, то все они умерщвляются, и если бегут все десять, а не бегут другие сто, то все умерщвляются.

Если они видят, что не могут победить, то отступают вспять к своим; и это они делают ради обмана, чтобы враги преследовали их до тех мест, где они устроили засаду; и, если их враги преследуют их до вышеупомянутой засады, они окружают их и таким образом ранят и убивают… Если встретится крепость, они окружают ее… при этом они весьма храбро сражаются орудиями и стрелами и ни на один день или ночь не прекращают сражения, так что находящиеся на укреплениях не имеют отдыха; сами же татары отдыхают, так как они разделяют войска и одно сменяет в бою другое… А если они не одолевают таким способом и этот город или крепость имеет реку, то они преграждают ее или делают другое русло и, если можно, потопляют это укрепление. Если же это сделать нельзя, то они делают подкоп под укрепление и под землею входят в него…

ЮНОСТЬ ЧИНГИСХАНА

Детство Чингисхана, наверное, кончилось тогда, когда его отец Есудай-богатур был отравлен татарами. Несколько лет семье пришлось жить в бедности и скрываться от врагов, лелея мечты о будущей мести. И уже тогда будущий завоеватель продемонстрировал непреклонную решимость. Поссорившись со своим сводным братом, мальчик не остановился перед тем, чтобы застрелить его из лука. В наказание Темучина увезли из семьи. Но он бежал из плена. Оценив его достоинства, часть монголов объявила его вождем; тогда он впервые получил титул Чингисхана. Но быстрого возвышения молодого воина не стерпел его побратим и друг детских лет Чжамуха, до этого бывший его союзником. Чжамуха победил Темучина и жестоко расправился с его сторонниками. Лишь спустя много лет Темучин последовательно расправился со своими противниками. Весной 1206 г. на курултае монгольская знать провозгласила его ханом всей Монголии, вторично преподнеся ему титул Чингисхана.

ШАХИ-ЗИНДА

Один из самых замечательных сохранившихся памятников Самарканда эпохи Тимура и Улугбека — комплекс усыпальниц Шахи-Зинда, что означает «живой царь». Традиция связывает это место со смертью двоюродного брата пророка Мухаммада, Кусама ибн-Аббаса. Легенда рассказывает, что неверные застигли его войско во время молитвы и перебили мусульман. И тогда Кусам ибн-Аббас взял в руки свою отрубленную голову и спустился в глубокий колодец, откуда и попал в Рай. Его предполагаемая гробница стала первым мавзолеем комплекса Шахи-Зинда. Рядом с ним стремились быть похоронены самые влиятельные люди Самарканда, и постепенно возникла целая улица мавзолеев — воистину «город мертвых» (по-гречески — некрополь). Тимур надеялся, что этот некрополь станет общемусульманским центром паломничества, но этим мечтам не суждено было осуществиться.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.