logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: сформировать на уровне фактов, представлений, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей знания о средневековом Китае. Продолжить формирование учебной деятельности школьников с помощью проблемных и развивающих вопросов и заданий.

Новые понятия: крестьянская война, шэньши, пагода, пейзаж.

I. Текущий контроль знаний и умений: 

1. Что привлекало иностранцев в средневековую Индию? 2. Покажите на карте территорию Индии, назовите соседние государства и моря, которые омывали ее берега. Каковы преимущества и недостатки географического положения Индии? 3. Каково было влияние климата, рельефа на занятия индийцев в эпоху Средневековья? 4. Какую роль играла община в жизни индийца? 5. Какова форма правления в Индии? 6. Кто управлял народом на местах, в провинции? 7. Каким было положение народа? 8. Что собой представляло индийское общество? 9. Как образовались касты? Кого можно назвать изгоями в собственной стране? 10. Почему Индию называют многоликой? 11. Перечислите особенности культуры средневековой Индии. 12. Каково значение достижений индийского средневекового искусства для мировой культуры? 13. Почему в Индии появились минареты? 14. Записать на доске план п. 2 § 30. 15. Какие религии исповедовались индийцами? Чем объяснить такое разнообразие?

II. Игра «Поле чудес»

Вопросы: 

1. Как назывался правитель самостоятельного индийского княжества периода раздробленности? 2. Как называли людей, которые были особо почитаемы лишь за свою варновую принадлежность? 3. Назовите систему взглядов на мир, распространенную в Индии. (Ответы: раджа, брахманы, индуизм.)

План изучения нового материала:

1. Вехи китайского Средневековья. 

2. Волны нашествий с севера. 

3. Сын Неба и его подданные. 

4. Вершины китайской культуры.

1. Перед началом объяснения предлагается вспомнить, когда Китай стал единой империей. Далее можно предложить учащимся кратко рассказать, что они знают о современном Китае.

Объяснение материала о средневековом Китае учитель начинает с географического положения, вовлекая в беседу учащихся. Вопросы для беседы: 1. С какими государствами Китай поддерживал торговые связи? 2. Назовите реки, города Китая. 3. Рассмотрите физическую карту и расскажите о рельефе. 4. Как вы думаете, каким был климат в Китае? 5. Какова природа и растительность в стране? По завершении беседы можно предложить первый из вопросов на полях с. ... .

Продолжая объяснение материала, учитель рассказывает, как после четырех столетий господства была свергнута династия Хань. Началась четырехсотлетняя полоса почти непрерывных междоусобных войн. Учащимся предлагается вспомнить, когда Китай стал единой империей (вопрос на полях с. 297). Начало правления династии Тан (VII в.) было отмечено новым подъемом экономики Китая, чему в немалой степени способствовали широкие связи с другими странами. Учитель предлагает рассмотреть рисунок на с. 299, где изображен купеческий караван. Путь каравана был небезопасен, поскольку на пути орудовали разбойники. В это время усиливается интерес к буддизму, также проникавшему по торговым путям. Здесь следует ответить на второй вопрос на полях с. ... . Целесообразно подчеркнуть, что в разные периоды развития Китайского государства влияние на общество конфуцианства, даосизма и буддизма было различным. Определенные исторические условия повышали интерес к одному учению, снижали авторитетность другого, это использовалось представителями третьего. В V—VI вв. в Китае стали складываться школы китайского буддизма. Секрет популярности буддизма состоял и в том, что буддистам удалось найти политический компромисс путем признания авторитета власти и покорности ей. Следует отметить, что тайские императоры стремились к дальнейшему усилению страны, но, как бывало в истории Китая, очередная крестьянская война и последовавшие за ней мятежи знати завершили эпоху династии Тан.

2. С господством династии Сун в стране вновь восстанавливается централизованное управление. Внутренние неурядицы требовали присутствия больших военных сил в провинциях, что ослабляло границы. Северные соседи — кочевники использовали слабость границ и постепенно к ХII в. подчинили весь север страны. Здесь следует предложить учащимся найти в тексте строки, поясняющие этимологию современного названия страны — Китай. Династия Сун (960—1279) была ослаблена и в конце концов свергнута монголами, удерживавшими господство почти сто лет (1280—1367). Приход завоевателей сопровождался тяжелыми разрушениями, но новая династия Юань ничего не изменила во внутренних порядках империи, ее политическом устройстве и социальных отношениях. Используя дополнительную литературу, можно рассказать и о впечатлениях европейцев в лице Марко Поло о далекой восточной стране. Далее учащиеся отвечают на вопросы: 1. Когда и в связи с чем прекратилась династия Тан? 2. Каковы были последствия крушения династии Тан? 3. Как быстро было восстановлено единство и могущество страны? 4. Каковы были заслуги новой китайской династии? 5. Что ослабляло, сдерживало развитие страны? 6. Какое новое испытание пришлось пережить китайскому народу в ХIII в.? 7. Как долго продержалось господство монгольских завоевателей? 8. Назовите причины победы китайцев в освободительной борьбе.

3. Продолжая объяснение нового материала, учитель поясняет, что после изгнания монголов новая династия Мин (1368—1644) закрепила сложившуюся в Китае систему общественных отношений, канонизировав власть императора. Уместно будет вспомнить значение слова «император».

Основоположник неоконфуцианства Чжу Си утверждал: «Воля Неба подобна приказу правителя. Природа подобна получению должности у правителя». Китайские мудрецы, в том числе и Чжу Си, обосновали идею о совершенной мудрости, безграничной милости и силе монарха, сосредоточении в его личности высших моральных принципов, дарованных Небом. В то же время, несмотря на видимую равную подчиненность жителей страны императору, существовала социальная иерархия. Учитель предлагает найти в тексте строки о ней, выделить ее ступени. По мере называния детьми социальных слоев педагог изображает схему иерархии китайского общества.

 


 

      В дополнение к строкам текста и ответам детей педагог может привести текст китайского автора ХХ в.: «Платить налоги и выполнять повинности в пользу императора — это долг простого народа. Если простые люди сумеют быть довольными своей долей, то они сохранят отцов и матерей, жен и детей, в семьях будет изобилие и они сами будут благодушными, верными, почтительными, гуманными и справедливыми. Верхи и низы будут спокойны, нравы и обычаи станут чистыми и прекрасными, и все вместе они будут наслаждаться счастьем великого спокойствия. А если простые люди не сумеют быть довольными своей долей? «Тогда не только законы государства, но и Небо не простит им!» (У Хань. Жизнеописание Чжу Юаньчжана, с. 161—162). Поклонение Небу — важный момент в жизни средневековых китайцев. Об этом свидетельствует рисунок на с. 302 — «Храм Неба». Этот храм был построен в Пекине после освобождения от власти монголов. Согласие с Небом, Волей Неба в народе проявлялось в виде правил благопристойности и гармонии. Порядок в природе был образцом, которому подражали правители. Люди, подобно звездным светилам, занимали свое место, не сталкивались с теми, кто стоит впереди и позади них. Такое объяснение устройства китайского общества укоренилось со времен Конфуция.

      Учитель подчеркивает, основываясь на ответах детей, что, как в любом обществе, где основной ценностью является земля, труд на земле считался наиболее почетным. Однако развитие ремесла и торговли шло вперед, и значительные богатства накапливались в городе.

      Существенным отличием от европейского Средневековья была традиция привлечения образованных людей — шэньши — к управлению страной. Сложная система экзаменации претендентов на ученость (тем самым и возможность получения чиновничьей должности) ограничивала доступ к участию в управлении страной. Однако число ученых мужей — шэньши — неуклонно росло. В эпоху Мин их насчитывалось около сотни тысяч.

      По окончании объяснения педагог задает вопросы: 1. Какая форма правления существовала в Китае? 2. Почему император назывался Сыном Неба? 3. Кто помогал императору управлять страной? 4. Назовите слои населения Китая. 5. Кто мог стать шэньши?

      4. В Китае переход к Средневековью не сопровождался, как во многих других странах, забвением и утратой достижений периода древности. Напротив, благодаря совершенной письменности ученые, живописцы, поэты, зодчие смогли передать свой опыт потомкам в различных руководствах и трактатах. Китайская письменность — самая древняя из тех, которыми люди пользуются по сей день. Форма иероглифов менялась. Найдено более ста тысяч памятников китайской письменности, однако прочитать их все не удалось. Умение красиво писать — каллиграфия — считалось высоким искусством в Китае. Именно в Китае была изобретена бумага и родилось книгопечатание (подробнее см. ниже, в дополнительных материалах). Литература средневекового Китая богата талантливыми произведениями.

      Расцвет китайского искусства приходится примерно на VII―ХIII вв. — время правления династий Тан и Сун. Именно тогда строились многие великолепные дворцы и храмы, в городах появились библиотеки и театры. В то время ускорилось строительство городов, как правило, по одному и тому же плану, разработанному еще в глубокой древности. Улицы были прямые, тянувшиеся из одного конца города в другой, пересекаясь с другими, такими же прямыми улицами. Города обносились стенами, увенчанными сторожевыми башнями. Городской образ жизни мало чем отличался от деревенского. С появлением буддизма в Китае одним из ведущих видов искусства стала скальная храмовая скульптура (рисунок «Сидящий Будда» на с. 303). В этот период в китайской архитектуре появляется пагода — буддийское башнеобразное культовое сооружение, которое возводилось в честь деяний святых или знаменитых паломников либо важных событий. Пагоды воздвигались на возвышенностях, были видны издалека, олицетворяя собой устремленность к высшему миру. Пагоды стали символом буддизма. Они строились по заказам императоров, знати, монастырей. Форма пагоды появилась в результате соединения архитектуры китайской дозорной башни и индийского храма (где первоначально отправляли свои молитвы буддисты). Строили их из дерева, кирпича, камня или металла. Зачастую это были хранилища буддийских реликвий. На придорожных пагодах по ночам зажигали факелы. Образ пагоды довольно широко распространен в литературе, живописи, фольклоре. До наших дней сохранились пагоды Сунъюэсы в Хэнани, Даяньта («Большая пагода диких гусей») в Чанъане.

      Династия Сун — время расцвета китайской живописи и каллиграфии. В китайской живописи перспектива использовалась таким образом, чтобы человек, смотревший картину, ощущал себя не центром мира, а мельчайшей его песчинкой. Поэтому в картинах отсутствует линейная перспектива, нет единой композиционной точки, куда сходятся все линии. Мир вымысла сочетается в китайской живописи с миром реальности. Это не натурные зарисовки. На картине изображается символический пейзаж «шань-шуй» (горы-воды), в котором обобщены самые характерные особенности реальной китайской природы. Пейзажи VII—VIII вв. писались сочными синими, зелеными и белыми красками, а по краям обводились золотистым контуром. Самыми известными в то время пейзажистами были Ли Сы-сюнь, Ли Чжао-дао и Ван Вэй. Позднее живописцы — Го Си, Ма Юань, Ся Гуй — начали писать черной тушью, богатой оттенками.

      Славу средневековому Китаю принесли также изделия из резного лака, керамики и фарфора, дерева, камня, кости, глины и смолы. Китайцы умели составлять букеты, и потому было распространено изготовление ваз из разнообразного материала и различных размеров. Изысканность, совершенство формы вазы средневекового мастера демонстрирует рисунок на с. 304. Все средневековое искусство так или иначе связано с религиозными верованиями китайцев и отличается неповторимым своеобразием.

      Закрепление нового материала: 1. Каковы основные вехи развития средневекового Китая? 2. Кто беспокоил китайские границы? Какие именно границы? 3. Как строились в Китае отношения между властью и обществом? 4. Назовите основные слои китайского средневекового общества. 5. Кто относился к «добрым людям», а кто — к «подлым»? 6. Как формировался в Китае чиновничий аппарат? Кого называли шэньши? 7. В чем своеобразие китайской культуры? 8. Какие виды искусства стали вершиной китайской средневековой культуры? 9. Каковы были наиболее важные отличительные черты китайского общества и государства? (Главный вопрос к параграфу.)

      Задание на дом: все виды вопросов и заданий к параграфу ..., работа с картой. Составить сравнительную таблицу географического положения Индии и Китая.

Страна

Географическое положение

Климат

Рельеф

Крупные реки

Горы

Общее в природных условиях

Отличие природных условий

МАРКО ПОЛО ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
В КИТАЕ БУМАЖНЫХ ДЕНЕГ

(Великий хан) приказывает изготовлять вот какие деньги: заставит он набрать коры от тутовых деревьев… да нежное дерево, что между корой и сердцевиной, и из этого нежного дерева приказывает изготовить папку, словно как бумагу; а когда папка готова, приказывает он из нее нарезать вот как: сначала маленькие кусочки, стоящие половину малого ливра или малый ливр… есть и в два гроша, и в пять, и в десять, и в безант, и в три, и так далее до десяти безантов; и ко всем папкам приложена печать Великого хана… Распространяют их по всем областям, царствам, землям, всюду, где он властвует, и никто не смеет, под страхом смерти, их не принимать. Все его подданные… на бумажки всё могут купить и за всё ими уплачивать; бумажка стоит десять безантов, а не весит ни одного.

Когда бумажка от употребления изорвется или попортится, несут ее на монетный двор и обменивают, правда, с потерей трех на сто, на новую и свежую…

Это свидетельство считается вполне достоверным, однако в Европе ему не верили. Прочтя отрывок в классе, можно поставить такие вопросы: что удивляло Марко Поло в бумажных деньгах? Почему бумажные деньги, невозможные в средневековой Европе, могли иметь хождение в Китае? Размышляя над этим, школьники по-новому смогут осмыслить возможности императорской власти в Китае.

 

МОНАХИ-ПУТЕШЕСТВЕННИКИ

      Широкое распространение буддизма в Китае вызвало желание раздобыть надежные тексты буддийских книг и поклониться местам, связанным с жизнью Будды. Наиболее знамениты два китайских паломника в Индию: Фа Сянь (конец IV — начало V в.) и Сюань Цзан (VII в.). Где верхом, где пешком, они покрыли расстояния во много тысяч километров, постоянно подвергая жизнь опасности. Оба они, вернувшись, создали ценнейшие записки о своих странствиях по Индии и Центральной Азии, отличающиеся точностью и обилием деталей. Сюань Цзан, вернувшись в Китай, привез с собой около 700 буддийских книг. Потом многие годы он переводил эти книги с санскрита. Подсчитано, что он перевел в сто раз больше слов, чем содержит Библия.

КИТАЙСКОЕ КНИГОПЕЧАТАНИЕ

      Первые китайские книги писали на длинных и узких планках из бамбука или дерева; они были громоздкими и неудобными. В V—IV вв.до н. э. стали писать на шелке, но он был слишком дорог. А во II в. н. э. появилась бумага (по-китайски — чжи). Ее изобретателем считается чиновник и ученый Цай Лунь. Разного рода тряпье, древесную кору, старые рыбачьи сети растирали или разминали, замачивали, затем отжимали и прессовали. Внедрение бумаги сделало возможным другое знаменитое изобретение китайцев — книгопечатание.

      Уже в VIII—IX вв. в Китае появилась техника ксилографии. На деревянную доску наносили в зеркальном отражении текст или изображение, затем часть древесины между буквами или линиями изображения удаляли, и получалась рельефная выпуклая печатная форма. Покрыв ее краской, делали оттиски на бумаге. Древнейшей известной печатной книгой является буддийская «Алмазная сутра» (868 г.). Она оказалась в составе уникальной коллекции книг, которую нашел в 1900 г. монах-отшельник Ван. Роя себе келью в горах, он наткнулся на тайник, содержавший около 25 000 книг V—Х вв.

      В 1040—1048 гг. Пи Шен изобрел наборный процесс, делая отдельные литеры из глины и затем обжигая их (металлические литеры появились в ХIII в.). Однако наборный шрифт так и не вытеснил в средневековом Китае ксилографию: видимо, создание литер для многих тысяч иероглифов оказалось слишком трудоемким делом.

      Уже в VII—Х вв. в Китае появилась ежедневная газета, и именно в Китае раньше всего появились первые печатные энциклопедии. Крупнейший энциклопедический словарь был составлен в ХV в. и состоял почти из 12 000 томов; его создавали более 2000 человек.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.