logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: сформировать обобщенное представление о расцвете средневековой архитектуры и изобразительного искусства в ХI—ХIII вв. Показать, что влияние Церкви во многом определяло характер средневекового искусства в Европе. Развивать умение соотносить знания с исторической эпохой, видеть в частном общее и наоборот, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.

Новые понятия: романский стиль, крипта, портал, готический стиль, стрельчатая арка, аркбутаны, капитель.

I. Текущий контроль знаний и умений:

1. Что такое университет? 2. Почему появились университеты? Существовали ли ранее подобные учебные заведения? 3 Почему университеты появились именно в городах? 4. Как вы понимаете изречение руководителя шартрской школы? 5. Что изучали в университетах? Как шло обучение студентов? 6. Почему один из факультетов назывался артистическим? 7. Почему философ-богослов изображен на иконе? (См. рис. «Святой Фома Аквинский. Икона».) 8. Кто и как соединил веру и разум? 9. В чем заслуга Абеляра? 10. Насколько Церковь признала разум, опыт как метод познания Бога и мира? 11. В чем заслуга Бэкона? 12. Что противопоставлял рационализму Абеляра Бернар? Кто из них, по-вашему, был прав? 13. Каково значение логики в средневековой науке? 14. Что такое схоластика?

План изучения нового материала: 1. Мир романских соборов. 2. «Библия в камне». 3. Душа готики.

1. Объяснение нового материала начинается с описания исторических условий развития западноевропейской культуры. После трудностей периода IХ—Х вв. (междоусобицы, постоянные нападения венгров, арабов и норманнов) в ХI в. в Европе начался новый этап развития. Оформлялись феодальные отношения, развивалось ремесло, росли города, усиливалось влияние Церкви. Возросло значение монастырей и их объединений, самое могущественное из которых возглавляло аббатство Клюни. На дорогах Европы появилось множество паломников. В этот период зарождается первый общеевропейский стиль в искусстве — романский (термин появился в ХIХ в.). Основным видом искусства в романский период являлась архитектура.

При объяснении материала отмечается, что храм-крепость и замок-крепость — наиболее характерные типы романских архитектурных сооружений (пример — рисунок Церкви Святого Михаила в Хильдесхайме на с. 221). Внешний вид храма отличается четкостью объемов, тяжеловесностью и массивностью. Далее целесообразно сравнить с учащимися схемы устройства раннесредневековой базилики и романского храма (с. 221) с целью выявления сходства (поскольку в основе романского собора лежит именно базилика) и различий. Для такой практической работы учителю желательно запастись копиями схем храмов на каждую парту в классе. Эту работу следует продолжить с рисунком интерьера Церкви Сен-Сернен в Тулузе на с. 221, сравнив его с интерьером базилики Сан-Аполлинаре-ин-Классе (VI в.) на с. 70. Необходимо подвести учащихся к самостоятельному пониманию причин изменений в строительной технике и облике сооружений. Неотъемлемой частью изложения нового материала на этом уроке является понятийная работа, состоящая в разъяснении и закреплении понятий: романский стиль, крипта, паломничество, неф, трансепт, фасад, арка. Важно, чтобы в ходе рассказа ребята поняли, зачем строились храмы всегда, и в Средневековье в том числе. А завершить объяснение материала первого пункта целесообразно вопросом на полях с. 220.

2. «Библией в камне» называют систему каменного декора экстерьеров и интерьеров романских и готических храмов, в котором преобладали сюжеты из Ветхого и Нового Завета. Ярким примером послужат рис. на с. 222—225. В процессе объяснения материала следует показать значимость и роль скульптур и рельефов в христианском храме. Скульптурные изображения свидетельствуют о проникновении в высокое искусство гротескного начала. Например, полная экспрессии сцена взвешивания души, где черт тщетно плутует, пытаясь перетянуть чашу на свою сторону, радостные оскалы чертей, уже получивших души грешников (рельеф Церкви Святой Веры в Конке, с. 223) и т. п. Добро и зло здесь имеют конкретное лицо. Необходимо отметить, что нередко Церкви украшались изображениями совершенно нехристианского характера, в которых словно оживают языческие представления древних германцев или кельтов (капитель из собора в Кентербери на с. 224). Реакцию на такие изображения уже известного ученикам Бернара Клервоского показывает документ к параграфу. Однако Церкви приходилось с этим мириться: такого рода изображения отвечали потребностям народной религиозности. Самостоятельная понятийная работа учащихся (в тетрадях или устно) позволит им качественно усвоить новые понятия («рельеф», «портал») и материал в целом.

3. Перед объяснением материала о готике учитель предлагает рассмотреть рисунки учебника: собор Парижской Богоматери и Церковь Сен-Шапель в Париже (с. 226), собор в Солсбери (с. 227). Это архитектурные сооружения нового стиля — готического, появившегося во Франции в ХII в. Следует рассмотреть схему готического храма в разрезе (с. 226) и сравнить со схемой романского (с. 221). Необходимо также предложить сравнить внешний облик и внутреннее убранство романского (с. 221) и готического храмов (с. 226), выделить общие черты и отличия. Желательно найти время для разговора о том, какие достижения в технике строительства сделали возможными эти изменения. Сохранились традиции воплощения в камне библейских сюжетов (скульптурная группа «Встреча Марии и Елизаветы» в Реймсском соборе (с. 225).

Целесообразно предложить учащимся самим найти на страницах параграфа строки о новых архитектурных элементах. Необходимо обратить внимание (с помощью рисунков) на то, что эти элементы: опорные столбы, стрельчатые арки, аркбутаны, контрфорсы — составляли определенную систему, благодаря которой стало возможным преодолеть тяжеловесность и массивность, характерные для романского храма. Таким образом, готический собор являлся важнейшим проявлением новой эпохи в культурном развитии народов Западной Европы.

Вопросы для закрепления нового материала: 1. Какие типы христианских храмов вы знаете? 2. Какой из них вам более интересен, нравится? 3. Для чего создавались в эпоху Средневековья храмы? 4. Что различает раннесредневековую базилику и готический собор? романский и готический соборы? 5. Почему именно собор стал наиболее ярким воплощением средневековой архитектуры и искусства? (Главный вопрос к параграфу.) 6. Отметьте на контурной карте города, где расположены отмеченные в параграфе и изображенные на рисунках храмы.

Задание на дом: § 23, вопросы и задания к тексту, рисункам и документу. Разделить пункт 1 «Мир романских соборов» на части и озаглавить их. Повторить § 22, подготовиться к повторительно-обобщающему уроку.

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (ХIII в.)

О СТРОИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКЕ СОЗДАТЕЛЕЙ СОБОРОВ

Взгляни, как поступает каменщик. Когда фундамент воздвигнут, он натягивает свою бечевку по прямой линии, устанавливает отвес, а затем, один за другим, он укладывает в ряд тщательно обтесанные камни… И если случайно какой-нибудь из них не подойдет к установленному размеру, он берет напильник, обтачивает выступающие части, сглаживает шероховатые поверхности, убирает ненужное, приводит камень к нужной форме и затем присоединяет его к остальным камням, уложенным в ряд…

СУГЕРИЙ

Аббат расположенного под Парижем монастыря Сен-Дени, служившего усыпальницей французских королей и находившегося под их особым покровительством, Сугерий (1088—1151) в течение многих лет был правой рукой Людовика VI и Людовика VII. В жизни у него было всего две цели: усилить королевскую власть и возвеличить аббатство Сен-Дени. Эти две цели были взаимосвязаны, ведь аббатство, где хранились мощи «апостола всей Галлии» и ее покровителя святого Дионисия, было символическим воплощением единства страны, которого как раз в это время стала добиваться королевская власть. Сугерий восстановил находившееся прежде в плачевном состоянии хозяйство монастыря, сделав возможной перестройку его зданий.

Сугерий хотел, чтобы как можно больше людей могло приходить в аббатство, не испытывая при этом никаких неудобств. Поэтому прежнее тесное здание Церкви было перестроено и расширено, причем аббат не жалел средств для отделки и украшения интерьеров, поскольку созданная Богом красота драгоценных материалов должна быть использована для службы Ему. Сугерию удалось создать одну из самых богато украшенных церквей во всем западном мире и поднять церковные ритуалы до уровня синтеза искусств. Описывая свои переживания во время созерцания драгоценностей главного алтаря, Сугерий пишет: «Когда я пребывал в упоении красотой Дома Божия и прелесть многоцветных камней заставила меня позабыть о внешних заботах, обратив материальное в нематериальное… показалось мне, что я обретаюсь, как то и было, в некоем странном уголке мироздания, который существует как бы между слизью земной и небесной чистотою…». В соответствии с этими представлениями он предпринял перестройку монастырской Церкви, положив в основу строительства новые принципы. Обновленная Церковь оказалась первым творением готики.

СОБОР ДЛЯ ГОРОЖАН

Строительство собора воспринималось горожанами как важнейшее дело для каждого из них. В этом смысле готический городской собор был подлинно всенародным сооружением. Вложить свою долю труда или свои деньги в строительство считалось богоугодным делом. Так, в одном из соборов витражи были поставлены на средства цеха виноделов: в то время как остальные ремесленные цехи города пожертвовали в собор свечи, виноделы, желая увековечить свой вклад, решили, что свечи сгорят и угаснут, а свет витражей будет гореть вечно. Сугерий, описывая строительство Церкви в Сен-Дени, рассказывает, как «весь наш народ и благочестивые соседи, благородные, равно как и простолюдины, обвязавшись веревками и действуя как волы, втаскивали колонны вверх, и на склоне в середине города им навстречу вышли ремесленники, отложившие инструменты своих ремесел, чтобы помериться силами с трудностями дороги, воздавая, как могли, хвалу Господу и святым мученикам». Энтузиазм строителей и заказчиков проявлялся и в том, что для сооружения соборов применялась самая передовая строительная техника того времени.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.