logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Историческая проблема. Как отразились события второй половины XIII—XV в. в русской культуре?

Понятийный аппарат: ересь, стригольники, панегирик, хождение, лицевой свод, килевидные закомары, башнеобразный храм.

План урока.

1. Особенности культуры XIV—XV вв.

2. Россия и Европа.

3. Святые и еретики.

4. Выдающиеся иконописцы.

Ход урока

В начале урока заслушивается ответ на вопрос 2 домашнего задания: «В чем заключалась историческая миссия Ивана III как государственного деятеля?» Какие внутриполитические и внешнеполитические задачи удалось решить во время его правления? Определите, какими методами действовал государь всея Руси. Прокомментируйте мнение Н. М. Карамзина о том, что Иван III — «герой не только российской, но и всемирной истории». Учитель обращает внимание на то, что духовные проблемы столетия не могли «пройти мимо» Ивана III, и переходит к новому материалу.

1. Учитель предлагает составить логическую цепочку, используя следующие блоки: изменения в духовной культуре — 1; события в жизни средневековой Руси — 2; исторические процессы — 3; особенности культуры — 4.

Учащиеся составляют цепочку (2—3—1—4) и называют основные события — нашествие монголо-татар, Куликовскую битву, возвышение Москвы, присоединение Новгорода; исторические процессы — борьбу за независимость от ига, объединительный процесс, усиление власти московских князей (формирование самодержавия).

Далее организуется работа с учебником. На основании информации учебника учащиеся выполняют задание, предварительно записанное на доске. Десятиклассники выбирают один из пунктов (а—з), на который они должны ответить самостоятельно (время на подготовку — до 5 мин).

Задание. Покажите, какие изменения произошли в развитии культуры, на примере:

а) летописания;                                    

б) жанра повести;                               

в) жанра житийной литературы;      

г) жанра хождений;

д) московской архитектуры;

е) новгородской архитектуры;

ж) иконописи;

з) строительства московского Кремля.

Обобщив ответы, учитель обращает внимание старшеклассников на то, что проведенный анализ — один из возможных путей понимания древнерусского искусства.

Дополнительный материал для учителя

М. В. Алпатов. Сокровища русского искусства XI—XVI вв.

(извлечение из работы «Русский вклад в мировую культуру»)

Поразительный факт: искусство, которое почти не воспроизводило события истории, в своем историческом развитии было тесно связано с успехами социального и культурного развития страны. <...>

Однако при таком и только таком подходе к древнерусскому искусству оно в известной степени сводится к роли иллюстрации истории Древней Руси, а это означает обеднение наших представлений о нем. <...> Многие шедевры древнерусского искусства возникали наперекор тому, что творилось тогда в жизни. <...> Без понимания этого трудно оценить то подлинное чудо, которое совершили своим творчеством древнерусские мастера, не только такие гении, как Рублев и Дионисий, но и множество их безымянных, но замечательных современников.

Древнерусское искусство было создано в годы сложения на Руси государства. Русские приняли тогда от Византии не только новую веру, но и культурное наследие античного мира и этим выбором решили свою судьбу, нашли свое призвание. Позднее сквозь бури истории они свято пронесли это наследие, развивали и обогащали его своим жизненным опытом, и на этой основе достигло художественного расцвета Древнерусское искусство — это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы, терпел, боролся и в творчестве черпал силы. Художественное творчество в течение многих веков служило на Руси воплощением едва ли не лучших сил нации. Оно постоянно развивалось, то обогащалось, то оскудевало, но никогда не прекращалось. Вплоть до основания новой столицы оно не стремилось к новому ради «новизны», но свято держалось за великое прошлое, не изменяло классической основе, которую передали на Русь византийцы.

Русское искусство шло не только по течению, но порой и против него, и в этом залог его подлинного величия.

2. Учитель обращает внимание учащихся на процессы, которые протекают в это время в Европе, и напоминает об эпохе Возрождения. Формулируется проблема: в какой степени можно говорить о близости процессов развития русской и западноевропейской культур? В ходе беседы ставится вопрос о ценностных ориентациях русской культуры XIV—XV вв. Это идея борьбы с игом, идея единства Русской земли, идея обращения к культуре домонгольской Руси, идея противостояния русской православной культуры западной («латинству»), идея духовного подвижничества, жертвы ради других людей. При этом ценность личности уступает место ценностям соборности и государства. Ученые — искусствоведы и культурологи говорят об элементах Предвозрождения в русской культуре. Но, по словам Д. С. Лихачева, «Предренессанс не перешел в Ренессанс».

Дополнительный материал для учителя

Д. С. Лихачев. Предвозрождение в литературе

(извлечение из работы «Развитие русской литературы X—XVII вв. Эпохи и стили»)

Русское Предвозрождение не перешло в настоящее Возрождение. Предвозрождение тем и отличается от Возрождения, что оно еще тесно связано с религией. В нем уже сильны еретические течения и антицерковные настроения, пробуждается индивидуализм, изображение божества очеловечивается, все наполняется особым психологизмом, динамикой, рвущей со старым и устремляющейся вперед. Но религия по-прежнему подчиняет себе все стороны культуры. <...>

Освобождение различных сторон культуры от религии начало проявляться в России только с конца XVII в. До этого могут быть отмечены только отдельные элементы возрожденческой культуры.

Когда, начиная с середины XV в., стали падать одни за другими основные предпосылки образования Ренессанса, русское Предвозрождение не перешло в Ренессанс.

Предренессанс не перешел в Ренессанс, так как погибли города-коммуны (Новгород и Псков), борьба с ересями оказалась удачной для официальной церкви. Централизованное государство отнимало все духовные силы. Связи с Византией и западным миром ослабели из-за падения Византии и появления Флорентийской унии, обострившей недоверие к странам католичества.

3. Учащиеся получают задание самостоятельно прочитать соответствующий раздел учебника и устно ответить на вопросы: 1. Назовите качества героя эпохи второй половины XIII—XV в. Кого и почему прославляла житийная литература? Какие духовные ценности эпохи отразились в житиях святых? 2. Какие последствия для жизни общества, для развития культуры имела борьба с ересями и еретиками?

4. Если учитель не имеет возможности организовать экскурсию и познакомить учащихся с подлинниками иконописи, можно воспользоваться видеофильмами, слайдами. Учебник также содержит подборку репродукций и авторский текст, которые позволяют дать целостную характеристику иконописи как жанра живописи и творчеству выдающихся художников-иконописцев.

Вопросы и задания к тексту учебника

1. Определите, в каком отрывке идет речь о Феофане Греке (ок. 1430 — после 1405), об Андрее Рублеве (ок. 1360—1370 — ок. 1430), о Дионисии (ок. 1440 — после 1503).

1) Этот художник был назван современниками «отменным живописцем», мудрецом и философом. Он работал в Константинополе, Галате, Кафе, Москве, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде. В Москве он расписал Рождественскую церковь, Благовещенский и Архангельский соборы. Его работы выразительны, динамичны и строги. Художник расписывал не только церкви, но и каменные княжеские палаты и терема. Есть сведения о росписи внутренних стен в покоях Владимира Андреевича Серпуховского, великого князя Василия Дмитриевича. На одной стене художник изобразил всю Москву, на другой — Московский Кремль. Для Благовещенского собора он написал иконы «Корень Моисеев» и «Апокалипсис». Был он известен и как иллюстратор книг. Его миниатюры перерисовывались из книги в книгу и служили образцами для последующих поколений книжников.

2) В отличие от своих предшественников и современников, этот художник не был монахом. Он сам обучил иконописному искусству своих сыновей, которые потом работали с ним в разных уголках Московской Руси, вместе расписали собор Ферапонтова монастыря в самом начале XVI в. Художник создавал росписи в Пафнутьево-Боровском и Иосифо-Волоколамском монастырях, куда он был приглашен самим основателем и где его работу увидел Иван III. После этого художника пригласили в Москву писать иконы для Успенского собора в Кремле. Для его икон характерны нарядность, декоративность, торжественность.

3) Этот художник смог через живопись выразить те нравственные идеалы, которые словом и делом утверждал Сергий Радонежский. Самая известная икона художника была живописным воплощением слов «да воззрением на Святую Троицу побеждается страх ненавистной розни мира сего», его живопись полна гармонии и лиризма. Вместе с Даниилом Черным по повелению великого князя Василия Дмитриевича он расписывал Успенский собор во Владимире. Чуть позднее ученик Сергия Радонежского и игумен Троицкого монастыря Никон пригласил для росписи Троицкого собора всех известных тогда живописцев. Их росписи современники назвали «чудными». Последние годы жизни художник провел в Спасо-Андрониковом монастыре. В XVI в. иконы его письма наряду с работами византийских иконописцев считались эталоном для русских живописцев.

2. Творчество иконописца подчинено церковным канонам. Объясните, в чем кроется своеобразие произведений Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Почему они такие разные? Не противоречит ли это канону?

Подводя итоги урока, учитель задает вопрос: можно ли считать произведения искусства источниками исторических знаний об эпохе? Аргументируйте свой ответ на примерах XIV—XV вв.

Дополнительный материал для учителя

М. В. Алпатов. Сокровища русского искусства XI—XVI вв.

(извлечение из работы «Русский вклад в мировую культуру»)

В чем заключается главная особенность древнерусской живописи по сравнению с тем, что мы привыкли называть живописью? На этот вопрос принято отвечать так: в древнерусском искусстве много всевозможных условностей, которые были преодолены в последующее время. Слово «условность» обычно противополагается такому изображению, которое без всяких предварительных условий производит на зрителя впечатление куска реальной действительности. Условность — это древнерусская иконопись, в которой светлый кубик с узким черным пролетом означает жилое строение, небольшой кустик означает дерево, кусок камня — гору.

Между тем в древнерусской живописи всегда можно точно определить, какой предмет реального или воображаемого мира хотел увековечить мастер.

Но, конечно, главное, что занимало древнерусских мастеров, — это не создание обманчивого впечатления жизни, а возможность ухватить и передать красками на доске самую сущность жизни, ее ядро, ее духовную основу, ее существенные устойчивые черты. В самых замечательных древнерусских иконах именно это и составляет их характерную особенность. Древнерусская живопись поры расцвета всегда содержательна, но никогда не многоречива. Ее притягательная сила в том, что все в ней передано чисто живописными средствами, простым соотношением форм и красок. Каждый предмет, все взаимоотношения между ними имеют определенный смысл, наводят мысли на многое, и потому, чем больше зритель вникает в представленное, тем большая перспектива значений ему открывается.       Памятники древнерусского искусства в свое время имели вполне определенное церковное назначение. Иконы и шитые пелены располагались на стенах и столбах храмов, миниатюры, заставки и инициалы — на страницах рукописей. Все они не только украшали храмы, как всякого рода драгоценное «узорочье», которое дарили щедрые вкладчики. Они как бы участвовали в священном ритуале, составляли часть церковного обряда.

Впрочем, этим не исключается, что в пору своего расцвета живопись должна была удовлетворять также чисто эстетические потребности людей. Выработанные веками каноны имели, конечно, большое значение, их почитали, им следовали, никто не смел ими пренебрегать. Но это вовсе не означало полного запрещения творчества. К тому же и сами каноны вырабатывались не без участия художников.

До нас дошло небольшое число имен древнерусских художников. Но это не значит, что творчество Древней Руси было сплошь безымянным. Такие мастера, как... Феофан, Рублев, Дионисий, Кремлевский мастер, создавший икону «Апокалипсис», — это гении русского искусства. Каждый из них проявил в своих созданиях не только свой характер, но и свое мировоззрение. Возможно, что выражением высокого признания гения художника было то, что современники называли Дионисия не только «иконописцем», но и «живописцем».

Рядом с блистательными гениями на Руси, особенно в Новгороде, существовало множество превосходных рядовых мастеров, в совершенстве владевших всеми средствами художественного выражения и создававших подлинные произведения искусства.

На Западе уже в XIII в. в связи с расцветом городской культуры, с возникновением университетов, философских кафедр, различных школ и горячих споров, с проникновением арабского рационализма, с ростками ученого гуманизма искусство стало одной из многих сфер проявления мысли и творчества. На Руси всего этого не существовало. Искусство было главной формой выражения образного мышления. Язык искусства был емким и популярным. Через него люди выражали самые заветные свои понятия и мечты.

Народная мудрость — это пословицы, поговорки, загадки, в которых при всей их видимой наивности таится много ума, юмора, способности сложные вещи выражать при помощи простых слов. Древнерусская живопись содержит в себе сходные признаки. Многие идеи и представления не раскрываются в ней во всей их полноте, но на них намекается, они выражаются в художественной форме.

Мир древнерусской живописи — это мир легенд и мифов. Оставаясь в его рамках, художник имел возможность творчески себя проявить. Взять хотя бы широко распространенный в живописи образ ангела, составлявшего как бы промежуточную ступень между земным и небесным миром. Ангел в более древних текстах обычно «страшен зело» и даже «ужасен» и внушает человеку страх. Позднее в представление об ангеле вносятся черты большей человеческой теплоты и женственной грации. Ангелов представляют себе как существа ликующие. О звонком женском хоре говорят: «ангельские голоса». Ангелы — это воплощение счастливого единства небесного и земного, о котором можно было только мечтать. У Феофана ангелы «Троицы» еще строго и торжественно восседают, подавляя своим величием крохотные фигурки Авраама и Сарры. Рублев, «ангельский мастер», дал наиболее полное выражение новому представлению об ангелах, обаятельных, нежных, женственных, задумчивых, мечтательных. В кремлевском «Апокалипсисе» особенно ясно выступает роль ангелов-хранителей.

Среди множества легенд и мифов древнерусской живописи один имеет ключевое, решающее значение. Это образ рая. Представление о справедливом устройстве человеческой жизни и о вечном блаженстве связано в нем с понятием нерушимого покоя и гармонии. Вместе с тем рай — это светлая утопия, нечто вроде тысячелетнего царства, которого люди ожидали после низвержения Антихриста. Вера в существование рая должна была служить утешением для людей, страдающих в земной юдоли.

Глубоко человечная в своей основе, древнерусская живопись решительно не похожа на искусство Древнего Востока, в котором человек составляет всего лишь часть природы, растворяется в ней. В древнерусской живописи человеку или человекоподобному божеству всегда обеспечено преобладание. В этом ясно проявляется античная, классическая основа древнерусской живописи, в этом ее близость к классическому искусству Италии. Впрочем, в отличие от античного искусства, русская иконопись периода ее расцвета отвечает больше всего потребности человека «заглянуть в помыслы души своей» (Владимир Мономах).

Древнерусские мастера никогда не стремились охватить и воспроизвести человеческую жизнь во всех ее проявлениях. Они проходили мимо всего чрезмерно уродливого, отталкивающего, страшного, жестокого, мимо пошлой повседневности, мимо неразрешимых конфликтов, мимо человеческих пороков: гордости, эгоизма, жестокости, сладострастия. Это не значит, что они «приукрашивали» действительность. Они предпочитали воспевать радости и печали людей, их мужество и нежность, чинность и простоту, их единодушие и готовность пострадать за правое дело... В их поэтических идеалах многое типично для той суровой эпохи, когда человеку приходилось склоняться перед жизненной необходимостью, чувствовать себя слабым и беззащитным, покорным и смиренным в духе монашеских идеалов. Но самое замечательное — это то, что в иконописи человек и в беде не падает духом, но сохраняет спокойствие, чувство собственного достоинства. <...>

Благодаря символическому моменту смысловые рамки иконописи расширяются. Помимо церковных догматов, священных легенд, в иконопись входит еще много общечеловеческого, в каждом образе раскрывается бесконечный ряд подтекстов, подразумеваемых значений.

«Троица» Рублева — это классический пример изображения, в котором, помимо буквального значения, имеется и несколько других. Но «Троица» далеко не единственный пример.

«Сошествие» Дионисия — это не столько изведение праведников из ада, сколько явление Христа народу, победа добра над злом. Помимо обычного буквального смысла, «Сошествие» Дионисия имеет еще второй: это торжество света над тьмой.

Древнерусская живопись примечательна не только заключенными в ней философскими, моральными, человеческими ценностями, но и своими живописными средствами выражения. Это искусство зрелое, совершенное, высокое. Этими своими достоинствами оно заслуживает признания.

Современный зритель привык «читать» изображения, исходя из жестов, взглядов персонажей. В древнерусской иконописи эти моменты никогда не преобладают. Фигуры обычно сохраняют покой, в лицах не подчеркивается мимика. Все происходящее выражено прежде всего через расположение фигур, через композицию целого, через соотношения масс.

Драгоценное качество древнерусской живописи: простейшие человеческие состояния выражаются в ней простыми, зрительно впечатляющими формами. Смерть человека — это горизонталь: и в образе мертвого Глеба, и в образе мертвого Христа в иконе «Положение во гроб». Вместе с тем в «Воскрешении Лазаря» действие выражено через две противостоящие вертикали: фигуры Христа и восставшей мумии Лазаря.

Замечательным созданием Древней Руси был иконостас. Его прототипы восходят еще к Византии, но то, что мы имеем в русских иконостасах в три яруса, — это нечто иное и по идее, и по форме. Это отчасти продолжение стенописи храма, но сосредоточенной на его восточной стороне. В нем меньше повествования, меньше догматики, больше чисто зрительных впечатлений, больше единства. Здесь ясно выступает замечательное свойство древней иконописи: создавать почти иллюзию жизни и вместе с тем вступать в жизнь, вносить в нее свет, порядок, гармонию. Иконостас состоит из отдельных икон, но они складываются воедино, как камни, образующие стены и своды здания. Иконостас стал школой для древнерусских мастеров: он развил в них понимание того, что икона может восприниматься двояко, вблизи со всеми подробностями повествования, издали своими общими массами, ритмами, пропорциями, силуэтами.

Особая проблема древнерусской живописи — до сих пор еще совсем не изученная — это вопрос о том, какое место каждая икона занимала в пространстве.

Картины можно развесить в ряд на стене музея, их рамы даже при различной пространственной глубине изображения образуют ряд пролетов на плоскости стены. Что касается икон, то они могут быть или даже должны располагаться в разных планах, на различных дистанциях от зрителя — это необходимо для их правильного «прочтения».

Предание рассказывает о том, что Рублев по праздничным дням имел обыкновение садиться перед древними памятниками и долго пребывать в состоянии созерцания, «на них неуклонно зряще». Это указание следует вспоминать современному человеку, у которого кино и телевизор отбили способность «медленно читать» произведения живописи. Для понимания древнерусской иконы такой быстрый просмотр ничего не дает. Самая художественная структура икон так многосложна, что для ее раскрытия нужно целиком погрузиться в их рассмотрение. Для того чтобы проникнуть через несколько слоев к самому главному, нужно много терпения и внимания. Только тогда, несмотря на коренные различия мировоззрений, современный человек сумеет вкусить ту высокую радость, которую способно доставлять вдохновение и мастерство художников Древней Руси.

Древнерусская живопись принадлежит к числу наиболее значительных явлений мирового искусства. Восхищение, которое она вызывает в наше время, вовсе не является прихотью моды. Это результат подлинного и плодотворного открытия ее современной историей искусств. Вряд ли можно всерьез утверждать, что вся прелесть древнерусской живописи заключается в детской наивности и простодушии. Она вобрала в себя многовековые традиции античной классики, Востока, Византии. Вместе с тем она сумела найти язык, понятный и доступный для многих людей. Одна из самых привлекательных особенностей древнерусской живописи — это то, что все выражено в ней языком искусства. Богословское глубокомыслие, эрудиция, условности и каноны не убили в ее мастерах готовности доверять своему творческому воображению, выражать в красках свой жизненный опыт, свою веру, свое разумение.

Домашнее задание: 1. Ответить на вопрос 5 к § 13. 2. По желанию: выполнить задание 7 к § 13 (письменно). 3. Выполнить задания 4, 5 к § 11—12. 4. Индивидуальное опережающее задание: представить статистический материал вступления к § 14—15 в виде диаграмм «Россия первой половины XVI в. в зеркале статистики».

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.