Историческая проблема. Какие новые явления можно отметить в политической, экономической, социальной и духовной сферах жизни России в XVII в.?
Понятийный аппарат: «двоевластие», «прелестные грамоты», «служилые инородцы», белые слободы, «даточные люди», консолидация общества, полки «иноземного строя», «пятая деньга», реестровые казаки, старообрядцы, униатская церковь, ясак.
Первый вариант планирования
План урока.
1. Изменения в управлении государством при первых Романовых.
2. Социально-экономическая политика первых Романовых.
3. Церковный раскол.
Ход урока
Урок насыщен фактическим материалом, который достаточно подробно изучался в основной школе, поэтому рекомендуется организовать деятельность учащихся, направленную на актуализацию, систематизацию и обобщение фактической информации.
1—2. Данные вопросы изучаются в ходе самостоятельной работы учащихся с учебником и источником. На выполнение задания дается примерно 25 мин. По окончании самостоятельной работы учитель организует беседу, в ходе которой проверяются и корректируются результаты деятельности учащихся.
Задание. В. О. Ключевский полагал, что XVII век занимает особое место в русской истории, становится началом Новой истории. Прочитайте источник. Объясните выделенные фрагменты. Используя материалы § 19 и § 20 (раздел «Воссоединение Украины с Россией»), карты 12 и 14, подберите факты, которые обобщаются в приведенных фрагментах источника. В скобках [ ] в источнике указана примерная последовательность выполнения задания.
«Со второго десятилетия XVII в. в нашей истории последовательно выступает ряд новых фактов, которые заметно отличают дальнейшее время от предшествующего. Во-первых, на московском престоле садится новая династия. <...> Государственная территория, дотоле заключенная в пределах первоначального расселения великорусского племени, теперь переходит далеко за эти пределы и постепенно вбирает в себя всю Русскую равнину, распространяясь как до географических ее границ, так почти везде до пределов русского народонаселения. В состав Русского государства постепенно входят Русь Малая, Белая и, наконец, Новороссия, новый русский край, образовавшийся путем колонизации в южнорусских степях. Раскинувшись от берегов морей Белого и Балтийского до Черного и Каспийского, до Уральского и Кавказского хребтов, территория государства переваливает далеко за Кавказский хребет на юге, за Урал и Каспий на востоке.
Вместе с тем происходит важная перемена и во внутреннем строе государства: об руку с новой династией становится и идет новый правительственный класс. Старое боярство постепенно рассыпается, худея генеалогически и скудея экономически, а с его исчезновением падают те политические отношения, какие прежде в силу обычая сдерживали верховную власть. На его место во главе общества становится новый класс, дворянство, составившееся из прежних столичных и провинциальных служилых людей. <...>
Среди этого непрерывного напряжения народных сил окончательно гибнет и свобода крестьянского труда: владельческие крестьяне попадают в крепостную неволю. <...> Но, стесняемый политически, народный труд расширяется экономически: к прежней сельскохозяйственной эксплуатации страны теперь присоединяется и промышленная ее разработка; рядом с земледелием, остающимся главной производительной силой государства, является с возрастающим значением в народном хозяйстве и промышленность обрабатывающая, заводско-фабричная, поднимающая нетронутые дотоле естественные богатства страны» (В. О. Ключевский. «Курс русской истории»).
После обсуждения результатов выполнения задания учитель проводит беседу по вопросам: 1. Какие изменения произошли в управлении государством при первых Романовых? 2. Что изменилось в жизни крестьян? 3. Какие новые явления хозяйственной жизни появились в России первой половины XVII в.? Определите их значение.
3. Учащимся дается задание прочитать соответствующий раздел учебника («Церковная реформа патриарха Никона», § 19) и выполнить задание 7 к § 19: «Рассмотрите картину В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». Какие события истории XVII в. лежат в основе живописного произведения? Какие персонажи картины — реальные липа? Выскажите свое мнение: может ли полотно Сурикова использоваться как исторический источник?»
Домашнее задание: 1. Выполнить задания 4, 8 к § 19. (Задание 8 будет проверено на уроке 21.) 2. Индивидуальное опережающее задание: подготовить сообщение «Вооруженные силы России в XVII в.».
Второй вариант планирования
План урока.
1. Изменения в управлении государством при первых Розановых.
2. Изменения в обществе при первых Романовых.
3. Новые явления экономической жизни.
4. Государство и церковь. Церковный раскол.
5. «Бунташный век».
6. Личности эпохи.
Ход урока
На уроке организуется групповая работа. Класс делится на 6 групп, которые изучают соответствующий пункт плана, используя учебник и познавательные задания. На доске представлена форма таблицы «Россия при первых Романовых», которую следует заполнить представителям групп. Время выполнения групповых заданий — 20 мин.
Задания для групповой работы (общие для всех групп): 1. Отберите информацию по вашему вопросу в § 19—20 учебника. 2. Выполните групповое задание. 3. Сформулируйте и запишите вывод по своему вопросу в таблице «Россия при первых Романовых». 4. Устную презентацию (3 мин) начните со слов: «Мы сделали такой вывод на оснований следующих фактов: ...».
Россия при первых Романовых
Изменения в управлении государством |
|
Изменения в обществе |
|
Новые явления экономической жизни |
|
Государство и церковь. Церковный раскол |
|
«Бунташный век» |
|
Личности эпохи |
|
Познавательные задания
Группа 1
1. Определите, по какому принципу образованы ряды. Дополните каждый ряд недостающим элементом.
1) Кошкины — Захарьины — Юрьевы — ... .
2) 1497—1550—1581—1597—1607— ... —1649.
3) Царь, Боярская дума, ..., приказы.
2. Согласны ли вы с утверждением, что XVII век — время расцвета и исчезновения сословно-представительной монархии? Аргументируйте свой ответ.
3. Какое отношение к самодержавию выражено в пословицах?
Бог на небе, царь на земле.
Один бог, один государь.
Никто против бога да против царя.
Без царя земля вдова.
Народ — тело, царь — голова.
Правда божья, а воля царская.
Бог милостив, а царь жалостлив.
Виноватого бог простит, а правого царь пожалует.
Царь без слуг, как без рук.
Царские милости в боярское решето сеются.
Группа 2
1. Определите, по какому принципу образованы ряды. Дополните каждый ряд недостающим элементом.
1) Черносошные, монастырские, дворцовые, ....
2) 1497—1550—1581—1597—1607— ... —1649.
2. В XVII в. быстро рос новый для России слой населения — бюрократия (государственные служащие — чиновники). С 1640 по 1690 г. число приказных людей увеличилось с 837 до 2739 человек. Вместе с уездной администрацией количество формирующегося чиновничества составило 4650 человек. Объясните, какие факторы воздействовали на формирование бюрократии.
Группа 3
1. Проанализируйте информацию. Что свидетельствует о традиционном жизненном укладе москвичей? Какие факты говорят о происходящих в стране экономических изменениях? Какую роль в этом процессе играла Москва?
Посол Рима, Я. Рейтенфельс, живший в Москве в 1670—1673 гг., обратил внимание на такие достопримечательности города: в Белом городе — Пушечный и Пороховой дворы, Посольский двор на Покровке, Зерновой, Лесной и Конский рынки; в Китай-городе — дом князя Грузинского, Печатный двор, Греческий двор на Никольской, три Гостиных двора; в Кремле — Успенский собор, собор Троицкого подворья, Архангельский собор, Чудов и Вознесенский монастыри.
2. Какие особенности развития ремесла иллюстрирует описание Красной площади в Москве?
На протяжении всего XVII столетия на Красной площади размещалось более 100 торговых рядов. В Верхних рядах (от Никольской до Ильинки) находились иконный, калашный, бумажный, коробейный, железный, котельный, седельный, лапотный, овощной, шапочный мужской и шапочный женский и другие ряды, где можно было купить верхнюю одежду, головные уборы, украшения, домашнюю и хозяйственную утварь. В Средние ряды (от Ильинки до Варварки) входили хлебный, рыбный, просольный, сапожный, замочный, оконничный, свечной и восковой, медовый, игольный, пушной.
Группа 4
1. На основании источника определите, как относился патриарх Никон к духовной и светской власти.
«Два великих дара даны человеком от Вышнего по Божьему человеколюбию — священство и царство. Одно служит божественным делам, другое владеет человеческими делами и печется о них. Оба происходят от одного и того же начала и украшают человеческое житие; ничто не делает столько успеха царству, как почтение к святителям (святительская честь); все молитвы к Богу постоянно возносятся о той и другой власти... Если будет согласие между обеими властями, то настанет всякое добро человеческой жизни» (слова Никона на церковном соборе 1653 г.).
2. Почему внутрицерковное дело, связанное с исправлением ошибок в церковных книгах и приведением обряда богослужения в соответствие с греческими образцами, приобрело политическое значение и вызвало общественный протест?
3. Сравните судьбы патриарха Никона и протопопа Аввакума. Выскажите свое мнение: какие черты характера объединяют этих религиозных противников?
Группа 5
1. Соотнесите исторические термины и определения. Какую сторону российской жизни можно описать с помощью этих терминов?
Термины |
Определения |
1) Медный бунт |
A) Совет, принявший решение о переходе Украины в российское подданство |
2) Соборное уложение |
Б) Разделение православных верующих вследствие реформ Никона |
3) Казацкий круг |
B) Центральное государственное учреждение |
4) Переяславская рада |
Г) Выступление, в основе которого лежало недовольство обесцениванием денег |
5) Соляной бунт |
Д) Новый свод российских законов |
6) Поход «за зипунами» |
Е) Форма самоуправления |
7) Раскол |
Ж) Выступление, в основе которого лежала попытка государства реформировать систему налогообложения |
Ответ:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
2. В. О. Ключевский писал, что к середине XVII в. в высших кругах сложился тип «сильного человека», или «временника», как его тогда называли. «Это — властное лицо, заручившийся льготами землевладелец, светский либо духовный, или приятный при дворе правитель, крепкий верой в свою безнаказанность и достаточно бессовестный, чтобы всегда быть готовым, пользуясь своею мочью и общим бесправием, употребить силу над беззаступным людом, «затеснить и изобидеть многими обидами»... Простой народ относился к этим временщикам с самой задушевной ненавистью». Назовите таких людей в правление Алексея Михайловича. В чем выражалась «задушевная ненависть» народа к ним?
Группа 6
1. Выполните задание 2 для группы 5.
2. Определите деятелей российской истории середины XVII в. по характеристикам Н. И. Костомарова и С. Ф. Платонова (охарактеризованы пять исторических деятелей).
1) Был добродушен в такой степени, что заслужил прозвище «тишайшего», принадлежал к тем благодушным натурам, которые более всего хотят, чтоб у них на душе и вокруг них было светло (Н. И. Костомаров).
2) Крупный самородок, очень умный от природы, фанатик, он честен и неподкупен, он способен слепо проникаться одним каким-нибудь чувством, готов на мучения. Он и умер, верный себе, мученической смертью (С. Ф. Платонов).
3) Поневоле усвоил себе всю грубость окружавшей его среды и перенес ее с собою даже на патриарший престол. В этом отношении он был вполне русский человек своего времени (Н. М. Костомаров).
4) Он был один из самых образованных людей московского общества того времени: следы его разносторонней начитанности, библейской, церковной и светской, разбросаны во всех его произведениях (С. Ф. Платонов).
5) Необыкновенно предприимчивый и деятельный, человек непреодолимой воли, которая уже одна могла заставить преклоняться перед ним толпу; своенравный и непостоянный и вместе с тем неуклонный в принятом намерении, то мрачный и суровый, то разгульный до бешенства, то преданный пьянству и кутежу, то способный с нечеловеческим терпением переносить всякие лишения (Н. И. Костомаров).
6) С подчиненным ему духовенством он обращался сурово, держал себя гордо и недоступно, словом, был настоящим деспотом в управлении... Он был очень скор на тяжкие наказания, легко произносил проклятия на провинившихся и вообще не останавливался перед крутыми мерами (С. Ф. Платонов).
7) Принадлежит к самым крупным двигателям русской истории. В многовековой борьбе Руси с Польшей он дал решительный поворот на сторону Руси и нанес аристократическому строю Польши такой удар, после которого этот строй не мог уже держаться в нравственной силе (Н. И. Костомаров).
Итоговое обсуждение. Представители групп обосновывают свой вывод. При необходимости записи в таблице уточняются или корректируются. Один из учащихся подводит итоги урока, определяя особенности развития России при первых Романовых.
Домашнее задание: см. первый вариант планирования.
Частные мастера Винтовые лестницы на второй этаж
Полное описание первых признаков и выраженных симптомов при гепатите В здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru
Правильное создание сайтов в Киеве https://atempl.com/r/