logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Цель урока: сформировать обобщенное представление о жизни народов доколумбовой Америки. Продолжить работу по формированию предметных умений.

Новые понятия: майя, ацтеки, инки, чибча-муиски, кипу.

Текущий контроль знаний и умений:

1. Покажите на карте Африку, расскажите о ее местоположении, особенностях климата, природы. 2. Чем объяснить, что на африканском континенте образовалось два совершенно разных мира? 3. Что является характерным для народов и стран Северной Африки? 4. Объясните значение понятий: манса, хадж, негус. 5. Охарактеризуйте Магриб и Судан. 6. Что способствовало развитию Судана? 7. Объясните, что связывает историю стран Ганы и Мали. 8. В чем своеобразие Эфиопского государства, его культуры? 9. Какую роль сыграл ислам в судьбе народов Ганы и Мали? 10. Подумайте, почему христианство проникло в Эфиопию из Египта. 11. Объясните, почему священнослужители в странах Африки играли большую роль в жизни своих стран. Было ли это типичным явлением для того времени вообще? 12. В чем особенности политического, экономического и социального развития Мономотапы? 13. Какой общественный строй существовал у разных народов Африки? Аргументируйте ответ примерами из текста. 14. В чем основные различия в развитии стран Востока и Африки?

План изучения нового материала:

1. Древние цивилизации Америки.

2. Майя.

3. Держава ацтеков.

4. Царство сынов Солнца.

1. Перед началом объяснения нового материала учитель предлагает ответить учащимся на вопросы: 1. Перечислите и покажите на карте континенты нашей планеты. 2. Историю какого континента мы не изучили?

Учитель отмечает географические особенности континента, исходя из предложенной ранее модели (см. урок 31). Затем отмечает, что заселение континента предками современных индейцев началось около 25—30 тысяч лет тому назад азиатскими народами через Берингов пролив, и вводит понятие «доколумбова Америка».

Племена Америки создали земледельческие цивилизации, выращивая неизвестные европейцам сельскохозяйственные культуры: картофель, подсолнечник, кукурузу, помидоры, табак, какао. Многие племена занимались охотой и рыболовством, создавали быстроходные, вместительные (10 м) лодки. Индейцы были язычниками, верили в множество богов, поклонялись тотемам. Каждое селение имело свой тотем, идол которого стоял у жилища шамана. Наиболее состоятельные члены племени, знать, также ставили у своего дома огромный столб (до 10 м), изображающий семейный, родовой тотем и родственников. Все изображения на столбе расписывались яркими красками. У рыболовов даже жертвенная ритуальная чаша была выполнена в виде огромной 7-метровой лодки. В доколумбовой Америке отечественные историки выделяют четыре цивилизации, но в США и Канаде насчитывают до восьми цивилизаций. Цивилизации майя на Юкатане, ацтеков в Мексике, чибча-муисков в северной части Анд и инков в Андах, на Боливийском нагорье и в северной части Чили уходят корнями в глубокую древность. После объяснения учитель проверяет усвоение информации: 1. Опишите и покажите на карте местоположение Америки. 2. Когда началось заселение континента? 3. Какие из многочисленных племен Америки создали свои цивилизации? 4. Чем занимались жители Америки?

2. Вдали от Европы в эпоху древности расцвела цивилизация индейцев майя (см. карту на с. 327), по праву прозванных «древними греками Америки». Города были расположены на достаточно близком расстоянии, и спорные владения нередко могли быть причиной военных столкновений.

Необходимо показать многообразие достижений народа майя в разных областях знаний. В процессе рассказа о достижениях в астрономии учитель предлагает ответить на вопрос на полях с. 327. Краткое упоминание в учебнике о расцвете цивилизации майя можно компенсировать рассматриванием пирамиды майя (с. 328), свидетельствующей о необыкновенном мастерстве зодчих, о развитии математики и астрономии. Уместно предложить найти практическое подтверждение научных достижений майя на страницах учебника. Нередко колонны майя возводили в виде туловища пернатой змеи (вспомните, в честь какого божества). Фасады и стены зданий украшали рельефами, масками богов, геометрическим орнаментом. Наиболее яркие и известные памятники архитектуры майя — это храм Солнца в Паленке, храм воинов в Чичен-Ице. В дополнительной литературе, альбомах репродукций по культуре можно найти их изображения и продемонстрировать детям.

3. Объясняя материал о государстве ацтеков, педагог делает акцент на отличительные особенности этой цивилизации, на ее достижения. Показывает на карте и предлагает учащимся самостоятельно отметить на контурной карте территорию изучаемой цивилизации, ее столицу. Важно подчеркнуть, что территория державы ацтеков была объединена единой властью, хотя и выборного правителя, в отличие от независимого управления городов майя. Союз нескольких городов сделал государство ацтеков самым могущественным в данном регионе. Ацтеки основали на островах посреди большого озера город Теночтитлан. Острова соединили дамбами. Город пересекали прямые улицы и каналы, вдоль которых возвышались храмы и дворцы. Недостаток плодородной земли заставлял ацтеков отвоевывать ее у воды: они устраивали плавучие огороды прямо на глади озера, укладывая на маленькие островки поднятые со дна водоросли. Плавучие огороды давали по нескольку урожаев в году.

Следует подчеркнуть, что религиозные верования, отраженные в ритуальных предметах (с. 328, 329), свидетельствуют о поклонении животным, птицам — тотемам. Тем самым духовная и обыденная жизнь ацтеков была гармонично соединена с природой и ее проявлениями. Например, рисунок, изображающий жертвенный камень — «Камень Солнца» (с. 328), не только указывает на значительные познания в области астрономии, но также отражает культ Солнца, как это было распространено и в других земледельческих цивилизациях. Ацтеки проявляли чудеса мастерства аппликации на плотной ткани, наклеивая на нее перья в замысловатом рисунке. В государстве ацтеков были школы как для знати, так и для простых людей, где обучали ремеслу, военному делу, земледелию, религии, письму, счету, астрономии и всему тому, что было известно жрецам. Стихи о природе, гимны богам свидетельствуют о развитии высокой духовности. Культура ацтеков развивалась с ХII в. на протяжении четырех столетий. Их каменные сооружения не сохранились в первозданном виде, но четырехгранные пирамиды, служившие основанием храмов и дворцов, остались. Ацтеки считали, что каждые 50 лет начинается новый период в развитии мира, необходимо изменяться и людям, и в соответствии с этим обновлялись храмы и дворцы.

4. Учителю необходимо подчеркнуть, что, хотя государство инков было самым крупным в Америке, судьба отпустила ему более короткую жизнь, чем другим. Оно возникло примерно в ХIII в., а к середине ХVI в. было подчинено испанцами.

Все сферы жизни инков пронизаны поклонением Солнцу. Все инки считались сынами Солнца, что выделяло их среди покоренных ими народов. Под властью инков образовалось единое государство Тауантинсуйу («Четыре соединенные между собой стороны света»). Название централизованного государства указывало на то, что инки ощущали себя центром вселенной. Уровень ремесел, познания законов природы отражены в самом известном памятнике архитектуры инков ― храме Солнца в Куско. Здесь целесообразно предложить детям зачитать сведения об этом храме на с. 329 (выделенные петитом). Сцены охоты, рыболовства, религиозные сюжеты, т. е. то, чем жил народ инков, изображались на фигурных сосудах. Со временем росписи исчезли, а сосуды превратились в настоящие портреты. Сосуды изготовлялись в виде человеческих голов, изображавших воинов, детей, стариков. Позднее появились сосуды в виде растений, животных. Примером этого могут служить рисунки на с. 329—330: сосуд в виде головы пумы и золотая маска.

Строительное мастерство инков выражалось в создании огромных, высотой до 40 м, пирамид для захоронения умерших. Они прокладывали дороги, укрепленные с обеих сторон каменными барьерами. Через реки и ущелья были перекинуты навесные, сплетенные из веревок мосты, в скалах были вырублены тоннели, налажена почтовая связь. Узелковое письмо — кипу помогало инкам сохранять и передавать на расстояние достаточно объемную информацию.

Таким образом, достижения инков позволяют сделать вывод о сложившейся цивилизации, в достаточно короткий срок достигшей замечательных успехов.

В учебнике представлен материал о трех наиболее известных цивилизациях Америки — майя, ацтеков и инков, представлявших наиболее крупные культурные стили в доколумбовой Америке. О культуре чибча-муисков учитель при желании может найти сведения в предлагаемой дополнительной литературе.

Вопросы для закрепления нового материала: 1. С какими цивилизациями Старого Света вы могли бы сравнить достижения цивилизаций доколумбовой Америки? Аргументируйте свою точку зрения. 2. Какие занятия были распространены у американских индейцев? Почему именно эти занятия и промыслы развивались? 3. Что запомнилось вам о цивилизации майя? 4. В чем достигли вершин ацтеки? 5. Какой вклад в мировую культуру внесли инки? 6. Каковы наиболее примечательные культурные достижения доколумбовой Америки? (Главный вопрос параграфа.)

Учитель отмечает, что изучение курса завершено, рекомендует подготовиться к уроку по систематизации и обобщению знаний и умений по курсу истории Средних веков.

ИЗ ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

НАРОДА КИЧЕ «ПОПОЛЬ-ВУХ»

Это — рассказ о том, как все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании, все бездвижное, тихое; и пространство неба было пусто.

Это — первый рассказ, первое повествование. Не было ни человека, ни животного, ни птиц, рыб, крабов, деревьев, камней, пещер, ущелий, трав, не было лесов; существовало только небо.

Поверхность земли тогда еще не появилась. Было только холодное море и великое пространство небес…

Одни лишь Создательница и Творец, Тепеу и Кукумац, Великая мать и Великий отец находились в бесконечных водах… Вот в таком виде существовало небо, и там находилось Сердце небес — таково имя бога и так он назывался.

Тогда пришло его слово. К Тепеу и Кукумацу, собравшимся вместе во мраке, в ночи пришло оно, и Тепеу и Кукумац говорили с ним. И вот они говорили, обсуждая и совещаясь; они согласились друг с другом, они объединили свои слова и свои мысли.

И в то время, когда они размышляли, им стало ясно, что при наступлении зари должен появиться и человек.

«Пополь-Вух» (в переводе — «Книга народа») — один из немногих уцелевщих после конкисты памятников литературы народов доколумбовой Америки, к тому же замечательный как по своему содержанию, так и по литературным достоинствам. В книге излагаются мифология и история народа киче (языковая группа майя), живущего в современной Гватемале. Некоторые исследователи назвали «Пополь-Вух» «Библией Центральной Америки».

ИНКА ПАЧАКУТЕК

Инкская традиция насчитывает 12 Единственных инков, взошедших на престол до вторжения в страну испанцев. Среди них выделяется фигура Куси Юпанки, более известного под именем Пачакутек (Пачакути). Он заметно расширил свою державу, покорив район озера Титикака, и развернул масштабную деятельность по преобразованию общества, укрепляя свою власть и подчиняя ей сохранившиеся черты первобытной демократии. Эта деятельность и принесла ему новое имя Пачакутек («тот, кто перевертывает мироздание», т. е. «преобразователь»). Поражает размах, с которым по его приказу был перестроен Куско. Старый город был полностью разрушен, на его месте вырос новый — «столица мира», украшенная храмами и дворцами, с прямыми широкими улицами и просторными площадями. Именно при Пачакутеке страна получила название Тауантинсуйу — «Четыре соединенные между собой стороны света», в чем нетрудно увидеть идею универсальности, характерную в той или иной степени всем империям. Историки полагают, что именно при Пачакутеке общинно-племенной союз кечуа во главе с инками превратился в рабовладельческое государство, близкое по типу к государствам Древнего Востока.

СТОЛИЦА АЦТЕКОВ

Столица ацтеков Теночтитлан была основана около 1325 г. Существует легенда, что ацтеки пришли туда с северо-запада из страны Астлан (откуда и происходит название народа) по велению бога Уицилопочтли. Бог приказал им идти на юг и искать там место, где на скале растет кактус, на котором сидит орел со змеей в клюве. После долгих скитаний ацтеки нашли такое место на острове посреди озера Тескоко. Здесь и была основана столица, соединенная дамбами с берегами озера и вскоре ставшая одним из самых больших городов западного полушария. А кактус, орел и змея стали символом государства не только у ацтеков, но и в современной Мексике.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.