logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Историческая проблема.Что позволило России перейти от этапа улаживания отношений с соседними государствами к этапу активной внешней политики? Была ли внешняя политика России эффективной?
Понятийный аппарат: городовые казаки, реестры, униатская церковь, Чигиринские походы.

План урока. 
1. Вооруженные силы России в XVII в. 
2. Основные внешнеполитические события XVII в.

Ход урока


Для актуализации проблемы урока учитель может обратиться к карте 14 и титулу российского царя, приведенному в грамоте Алексея Михайловича к английскому королю Карлу II. Учащиеся получают задание определить по титулу царя территории, вошедшие в состав России в XVII в., и показать их на карте.

«Мы, Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, Всеа Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержец, Московский, Киевский, Владимерский, Новгородцкий, Царь Казанский, Царь Астараханский, Царь Сибирский, Государь Псковский и Великий Князь Литовский, Смоленский, Тверский, Волынский, Подолский, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных, Государь и Великий Князь Новагорода Низовские земли, Черниговский, Резанский, Полотцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский, Витебский, Мстиславский и Всеа Северные страны Повелитель и Государь Иверские земли, Карталинских и Грузинских Царей и Кабардинские земли, Черкаских и Горских князей и иных многих Государств и Земель восточных и западных и северных отчич и дедич и Наследник и Государь и Обладатель».

Получив и обобщив ответы, учитель задает вопрос: «Можно ли утверждать, что внешняя политика России была эффективной? Выделите критерии эффективности внешней политики в XVII в.». Среди критериев эффективной внешней политики акцентируется внимание на расширении территории (фактор, важный для традиционного общества) и на выполнении насущных внешнеполитических задач, влияющих на внутреннее развитие.
1. По данному вопросу заслушивается выступление учащегося. В процессе слушания школьники заполняют таблицу «Российская армия в середине XVII в.».

      Российская армия в середине XVII в.    

Основные позиции

Дворянская конница

Стрелецкое войско

Полки «нового строя»

Конница «служилых инородцев»

Комплектование

Вооружение

Численность

Значение в бою

      2. Организуется групповая работа. Учащиеся делятся на 6 групп для анализа одного из внешнеполитических событий: завершение войны со Швецией, завершение войны с Речью Посполитой, Смоленская война, война с Речью Посполитой 1654—1667 гг., русско-шведская война 1656—1661 гг., русско-турецкая война 1676—1681 гг.

      Задание группам
      На основании материала учебника проанализируйте внешнеполитическое событие по плану:
      1) причины;
      2) основные события;
      3) результаты (условия мирных договоров);
      4) историческое значение.
      После презентаций групп дается общая оценка эффективности внешней политики России в XVII в.
     Учитель может выделить время в конце урока и провести закрепление изученного фактического материала с помощью тестовых заданий.
      1. Соотнесите событие и его дату.       

События

Даты

1) Взятие русскими войсками Смоленска
2) Поляновский мир
3) Смоленская война
4) Андрусовское перемирие
5) Бахчисарайский мир
6) «Вечный мир» со Швецией
7) Переяславская рада
8) Война с Турцией и Крымом за Правобережную Украину
9) Чигиринские походы
10) Война с Речью Посполитой за украинские и белорусские земли

A) 1632—1634 гг.
Б) 1681 г.
B) 1676—1681 гг.
Г) 1654—1667 гг.
Д) 1654 г.
Е) 1677, 1678 гг.
Ж) 1634 г.
З) 1617 г. И) 1667 г.
К) 1654 г.

      Ответ:       

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

      2. Соотнесите мирный договор, дату его подписания и содержание.       

Мирный договор

Дата подписания договора

Содержание договора

1) Поляновский мир

1) 1618 г.

1) Левобережная Украина, Смоленск — в составе России, Правобережная Украина — в составе Речи Посполитой, Киев оставлен России на 2 года

2) Столбовский мир

2) 1661 г.

2) Россия не смогла вернуть Смоленск и Северские земли, выплатила 20 тыс. рублей. Польша отказалась от притязаний на российский престол

3) Бахчисарайский мир

3) 1667 г.

3) Россия отказалась от всех завоеваний в Лифляндии

4) Андрусовское перемирие

4) 1617 г.

4) Новгород, Старая Русса, Порхов возвращены России; Ям, Копорье, Ивангород, Орешек — в составе Швеции, Россия выплачивает 20 тыс. рублей

5) Кардисский мир

5) 1634 г.

5) Смоленск и Северская Украина переходят к Речи Посполитой, обмен пленными

6) Деулинское перемирие

6) 1681 г.

6) Граница между государствами — река Днепр, Киев и Запорожская Сечь признаны российскими

      Ответ (впишите сочетания цифр): _______________________
      Домашнее задание

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.