logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Историческая проблема.Что преобладает во внешнеполитическом курсе Петра I — преемственность или новаторство? Какое значение для будущего России имел внешнеполитический курс Петра I?

План урока. 
1. Азовские походы. 
2. Дипломатические результаты Великого посольства. 
3. Северная война. 
4. Отношения с Османской империей. Прутский поход. Россия и Персия.

Ход урока


Вопрос о преемственности политики Петра I и царевны Софьи (В. В. Голицына) рассматривается в начале урока в ходе проверки домашнего задания. Учитель может сузить рамки ответа, выделив в нем внешнеполитический курс. Далее рассматривается схема «Наследие XVII в.» (см. урок 21) и разбирается вопрос о направлениях внешней политики России: северном, балтийском, где ведущую роль играла Швеция, и южном, где грозную силу представляла Османская империя.
1. Фактический материал урока в целом знаком учащимся, поэтому рекомендуется включить в урок информацию о месте России в международной системе отношений конца XVII — начала XVIII в. В ходе объяснения материала учителем на доске составляется логическая цепочка.

 


      1686 г. — «Вечный мир» с Речью Посполитой. Закрепил за Россией Левобережную Украину с Киевом, Запорожье, Северскую землю с Черниговом и Стародубом, Смоленск с окрестностями. Антикрымская, антиосманская направленность договора

      Россия — участница Священной лиги — антиосманской коалиции в составе Польши, империи Габсбургов и Венеции

      1687, 1689 гг. — военные походы против Крымского ханства — вассала Османской империи. Неудача внешней политики В. В. Голицына

      1695, 1696 гг. —Азовские походы Петра I

      Перспектива затяжной войны с Османской империей, подготовка сил, поиск союзников

      1697 — 1698 гг. — Великое посольство


2. В 1699 г. все союзники России по Священной лиге заключают мирные договоры с Османской империей: ждали кончины бездетного короля Испании Карла II, раздела огромного испанского наследства — территории Испании, ее владений в Европе и колониальной империи. Реальными претендентами на испанскую корону были французские Бурбоны и австрийские Габсбурги. Карл II завещал корону младшему внуку Людовика XIV Филиппу Анжуйскому, но с требованием не объединять испанскую и французскую короны. Филипп был объявлен новым королем, а Людовик XIV, намереваясь управлять Испанией от лица внука, направил туда войска.
В ответ на это сформировалась антифранцузская коалиция, куда вошли лидеры почти всех имевших вес западноевропейских государств. В 1701—1713 гг. Западную Европу поглотила война за испанское наследство. Это отвлекло западные державы от вмешательства в шведско-российские отношения. В свою очередь, Швеция не смогла участвовать в западноевропейских событиях.
События 1699 г. заставили Петра пересмотреть отношения с Османской империей и начать мирные переговоры. В 1700 г. в Константинополе был заключен мир, по которому Россия сохраняла за собой выход в Азовское море.
Петр I учел новую европейскую ситуацию: Россия вошла в Северный союз с польским королем и курфюрстом Саксонии Августом II Сильным (1697—1733) и королем Дании Фридрихом IV (1699—1730). Союз предусматривал совместные военные действия против Швеции, где в 1697 г. корону унаследовал шестнадцатилетний Карл XII (1697—1718). Россия намеревалась вступить в войну только после заключения мира с Османской империей. Таким образом, во внешней политике приоритет был отдан северному направлению. Россия стояла перед началом длительной войны, о влиянии которой на жизнь страны историк Е. В. Анисимов писал: «Если признать завоевание Россией берегов Балтийского моря как обязательное условие для полноценного развития государства и признать, что мирная уступка Швецией выхода к Балтике была исключена, то многое, что предпринимал Петр, было вызвано необходимостью».
3. Этапы Северной войны и ее главные события, подробно изучавшиеся в основной школе, рассматриваются в ходе самостоятельной работы с учебником. Учитель может привести сведения о начальном периоде войны, используя таблицу «Северный союз против Швеции».

Северный союз против Швеции  

Основные характеристики

Союзники

Фридрих IV

Петр I

Август II

Цели союзников

Присоединение владений в южной части Скандинавского полуострова и Шлезвига

Выход к Балтийскому морю

Присоединение Лифляндии

Результаты борьбы союзников со Швецией в начальный период войны

Наступление Карла XII, осада Копенгагена. Заключение мира (1700), по которому Дания обязуется соблюдать все прежние договоры со Швецией и не поддерживать ее противников

Карл XII перебрасывает силы под Нарву. «Нарвская конфузия» (осень 1700 г.)

Наступление Карла XII в Польше. Захват Варшавы, Кракова, Данцига. Бегство Августа в Саксонию. 1706 г. — договор об отречении Августа от польского престола, отказе от союза с Россией, отказе от Кракова и о размещении в Саксонии шведских войск. Выбор нового польского короля (Станислав Лещинский)

Ништадтский мир характеризуется на основании источника. Учащиеся работают с текстом договора и устно выполняют задания.
Задания. 1. На основании источника кратко сформулируйте условия мира. 2. Покажите приобретения России на карте. 3. Дайте оценку статьям 6, 16, 18 и 9, 10. 4. Определите значение мира для дальнейшего развития России.

 

Ништадтский мирный договор между Россией и Швецией

30 августа 1721 г. 
1. Имеет отныне непрестанно пребываемый, вечный, истинный и ненарушимый мир на земле и воде, такожде истинное согласие и неразрешаемое вечное обязательство дружбы быть и пребывать между е. к. в. свейским, пресветлейшим, державнейшим королем и государем, Фридрихом Первым ... и е. ц. в. пресветлейшим, державнейшим царем и государем Петром Первым, всероссийским самодержцем... <...> 
2. Имеет еще с обеих стран генеральная амнистия и вечное забвение всего того быть, что во время продолжающейся войны с одной или с другой страны неприятельского... 
4. Е. к. в. свейское уступает сим Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии сдистриктом Выборгского лена, который... с городами и крепостями: Ригой, Дюнаминдом, Пернавой, Ревелем, Дерптом, Нарвой, Выборгом, с островами Эзель, Даго и Меном... 
5. Против того же е. ц. в. обещает сумму двух миллионов ефимков... заплатить... 
6. Е. к. в. свейское о коммерции сим себе выговорил, что ему в вечные времена свободно быть имеет в Риге, в Ревеле и Аренсбурге ежегодно на 50 000 руб. хлеба покупать... не платя никаких пошлин или иных налогов. 
9. Е. ц. в. обещает при том, что все жители Провинций Лифляндских и Эстляндских, такожде и острова Эзеля, шляхетные и нешляхетные... постоянно и непоколебимо содержаны и защищены будут. 
10. Також в таких уступленных землях не имеет никакое принуждение в совести введено быть, но паче евангелическая вера, кирхи и школы... были оставлены и содержаны, однако ж во оных и вера греческого исповедания впредь також свободно и без всякого помешательства отправлена быть может и имеет. 
11. Коммерции имеют свободно и беспомешательно между обоими государствами и к оным принадлежащими землями, подданными и жителями как на земле, так и воде учреждены и сколь возможно скоро, чрез особливый трактат к пользе обоих государств учреждены быть... 
12. Ежели свейские военные или купеческие корабли от штурма погоды и иных случаев при берегах и морских краях Российского государства и ко оному принадлежащими землями на мель попадут или потонут, то имеет от е. ц. в. подданных в той нужде сущим всякое верное истинное вспоможение показано. <...> Таковым же образом имеет и с свейской страны с российскими разбитыми кораблями и товарами содержано и поступлено быть...

Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что результаты Северной войны внесли изменения в соотношение сил в Европе. Утратила свое положение Швеция. Россия превратилась в мощную морскую державу. Создавались условия для развития торговых отношений с государствами Западной Европы. Фактически Ништадтский мир оформил рождение Российской империи. Внешняя политика России перешла от решения насущных внутренних задач к задачам имперским.
4. Материал излагается учителем. В ходе Северной войны вновь обострились отношения России и Османской империи. Под влиянием Карла XII в 1710 г. султан объявил России войну, отказываясь признавать условия Константинопольского договора. После неудачного похода на Прут был подписан Прутский мирный трактат (1711), удовлетворявший притязания Османской империи.
В 1722 г. 22-тысячная армия во главе с императором выступила в направлении Каспийского моря. Россия ввела свои войска в Персию в ответ на просьбу о помощи. Персия таким образом стремилась остановить османское проникновение на Каспий. По договору 1723 г. к России отошло западное и южное побережья Каспийского моря. В 1624 г. Османская империя признала приобретения России и отказалась от притязаний на Персию.
Для закрепления изученного материала можно использовать тестовые задания.
      1. Определите последовательность внешнеполитических событий:
      1) Прутский поход
      2) Персидский поход
      3) заключение Северного союза
      4) Ништадтский мир
      5) победоносный Азовский поход
      6) поражение под Нарвой
      7) Гангутское сражение
      8) вступление в Священную лигу
      9) Полтавская битва
      Ответ (запишите последовательность цифр): ___________________


 2. Соотнесите события и даты.       

События

Даты

1) Неудачный Азовский поход

А) 1721

2) Сражение при Гренгаме

Б) 1711

3) Основание Санкт-Петербурга

В) 1722—1723

4) Битва при Лесной

Г) 1714

5) Полтавская битва

Д) 1720

6) Победа России под Нарвой

Е) 1703

7) Провозглашение России империей

Ж) 1708

8) Сражение при Гангуте

3) 1709

9) Каспийский поход

И) 1695

10) Прутский поход

К) 1704

      Ответ:       

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Объясните, по какому принципу образованы ряды. Исключите лишний элемент.


1) Карл XII, Петр I, К. Реншильд, Август II, Б. Шереметев, А. Меншиков.
2) Петр I, Прут, янычары, И. Мазепа, П. Шафиров, Екатерина II, Азов.
3) Фрегаты, галеры, переволока, М. Апраксин, абордаж, брандеры.
4) 1720 г., Лифляндия, Эстляндия, Ингерманландия, Моонзундские острова, часть Карелии, Финляндия, 2 миллиона талеров.
Завершается урок беседой по исторической проблеме: «Какое значение для будущего России имел внешнеполитический курс Петра I?»
      Домашнее задание:  Подготовиться к конференции «Реформы Петра I».

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.