logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Темы для обсуждения. 

1. Особенности Петровских реформ: цели, методы проведения, результаты. 

2. Цена реформ. 

3. Преобразования Петра I: культурная революция, российский вариант Просвещения, вариант модернизации?

Предварительная подготовка. Задания к уроку и сведения о формате конференции учащиеся получают не позднее чем за неделю. Определяются лидеры секций, в рамках которых будут обсуждаться реформы Петра. Учащиеся (по выбору или по жребию) получают индивидуальные задания, которые выполняются письменно (от руки или в компьютерном виде). Учитель проводит собеседование с лидерами секций. Результаты конференции по решению старшеклассников могут быть оформлены как странички журнала, компьютерная версия журнала, стенд в кабинете истории, коллаж, таблица (форма таблицы представлена в задании 3 к § 2).      

 Задания лидеру секции

  • Подготовиться со своими товарищами к обсуждению одной из Петровских реформ.
          • Определить материал для коллективной презентации, организовать обсуждение своей темы в ходе конференции.
          • Совместно с другими лидерами оформить результаты обсуждения.
          • Оценить деятельность каждого участника секции по пятибалльной системе.

      Секции

      1. Государственное управление.
      2. Экономика.
      3. Общество: структура, связь с государством.
      4. Военное дело.
      5. Религия и культура.

      Задания участнику конференции

      Участник конференции предварительно:
      • используя учебник и дополнительную литературу, определяет цель и основные мероприятия реформы;
      • дает оценку способам достижения цели;
      • определяет результаты реформы.
      В ходе конференции участник работает в одной из секций:
      • представляет коллегам результаты своего труда;
      • высказывает свое мнение по поставленным проблемам;
      • участвует в оформлении результатов обсуждения;
      • дает оценку деятельности лидера секции по пятибалльной системе.

Проведение конференции
Регламент конференции 
1. Открытие конференции. Выступление одного из лидеров: информация о работе секций. Постановка задач конференции (до 5 мин).
2. Работа секций. Обсуждение сообщений учащихся, проблемного вопроса и работа над итоговой презентацией (15 мин).
Проблемный вопрос: каковы особенности реформ: цели, методы проведения, результаты? (На примере реформирования определенной сферы жизни общества.)
3. Совместное заседание.
Презентация работы групп (до 5 мин, общее время — 30 мин).
Коллективная дискуссия по вопросу: цена реформ Петра (до 15 мин).
Индивидуальные выступления. Тема: Преобразования Петра I: культурная революция, российский вариант Просвещения, вариант модернизации? Оценка реформ Петра I (общее время — до 15 мин).
4. Закрытие конференции. Оценивание деятельности участников (до 10 мин).

Домашнее задание: 1. Для лидеров секций: оформить результаты конференции. 2. Для участников конференции: написать эссе на тему «До какой степени вы согласны с высказыванием В. О. Ключевского: «Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым». 3. Ответить на вопросы 4, 5 к § 4.

Задания для организации самостоятельной работы учащихся по теме «Реформы Петра I»

1. Найдите обобщающее понятие для фактов, перечисленных ниже.
1) Обработка кож производилась в Поволжье, в Новгороде ткали льняное полотно, в Туле и Кашире производили изделия из железа.
2) Вывоз пеньки, льна, мехов, кожи, воска, железа; ввоз западной промышленной продукции; ввоз пряностей, ковров, украшений с Востока; стремление к тому, чтобы стоимость экспорта превышала стоимость импорта.
3) Ручной труд, разделение труда, собственность казны или частного лица, проблемы с рабочей силой.
4) 10%-ная пошлина при продаже иностранных товаров в России, открытие казенных предприятий, льготы российским промышленникам и купцам.
2. Соотнесите владельца мануфактуры и рабочую силу, которая использовалась на мануфактуре.       

Владелец мануфактуры

Рабочая сила на мануфактуре

1) Частный предприниматель — не дворянин
2) Казна
3) Частный предприниматель — дворянин

A) Приписные крестьяне 
Б) Посессионные крестьяне
B) Крепостные крестьяне 
Г) Охочие люди

      Ответ:       

1

2

3

3. Соотнесите понятие и его определение.       

Понятия

Определения

1) Меркантилизм
2) Верфь
3) Вотчинная мануфактура
4) Откуп
5) Подряд
6) Экспорт
7) Импорт
8) Барщинное хозяйство
9) Посессионные крестьяне
10) Приписные крестьяне

A) Ввоз товаров
Б) Предприятие, производящее корабли
B) Хозяйство, основанное на поземельной и личной зависимости крестьян
Г) Купленная для промышленного предприятия рабочая сила
Д) Политика накопления денег в стране за счет превышения стоимости вывоза над стоимостью ввоза
Е) Государственные крестьяне, отрабатывающие повинности на промышленных предприятиях
Ж) Промышленное предприятие с использованием труда крепостных крестьян
З) Право на торговлю товарами, переданное государством частному лицу
И) Поставки, осуществляемые по государственному заказу
К) Вывоз товаров

      Ответ:     

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Классифицируйте перечисленные явления: проявление политики протекционизма — А, проявление политики меркантилизма — Б, развитие всероссийского рынка — В:
      1) развитие ярмарочной торговли
      2) строительство верфей
      3) строительство Вышневолоцкого и Обводного каналов
      4) высокие таможенные пошлины
      5) поощрение вывоза товаров
      6) предоставление льгот купеческим компаниям
      7) появление новых центров ремесленного производства
      8) создание казенных мануфактур
5. Соотнесите термин и его определение.       

Термины

Определения

1) Сенат
2) Генерал-прокурор
3) Коллегия
4) Синод
5) Тайная канцелярия
6) Губерния
7) Главный магистрат
8) Прибыльщик
9) Табель о рангах
10) Регулярные горожане

A) Документ, определявший систему государственной службы
Б) Центральное административное учреждение
B) Организация, ведавшая политическим сыском
Г) Центральный орган, ведавший городским самоуправлением
Д) Люди, имевшие право избирать органы городского самоуправления
Е) Высший государственный орган, ведавший делами православной церкви
Ж) Лицо, назначенное царем для введения новых налогов
З) Высший законосовещательный орган, непосредственно подчиненный царю
И) Административно-территориальная единица
К) Лицо, подчиненное царю, контролирующее деятельность высших государственных органов

      Ответ:       

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

6. Определите, о каких государственных органах, должностях или учреждениях свидетельствуют источники (сохранена орфография XVIII в.).
1) Собрания многих персон вместо приказоф, в которых президенты, или председатели, не такую мочь имеют, как старые суди делали, что хотели. 
2) Его Величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять. 
3) Обещаюсь... ревностно исполнять звание свое, в чем поможет мне Господь Бог всемогущий: во-первых, верность моему государю и всему государству; второе — право и правый суд между народом, так и в деле государственном; третие, в збирании казны и людей и протчего всего, чего государя моего и государства сего интересы требуют, какое оныя звание ни имеют — все то истинно исполнять до последней капли крови. 
4) Повинен сидеть в Сенате и смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил. 

7. Соотнесите название коллегии и ее функции (использован документ «Реестр коллегиям» 1717 г., сохранена орфография источника).            

Коллегии

Функции коллегий

1) Чужестранных дел
2) Камор- (или коллегия казенных сборов)
3) Юстиции
4) Ревизион-
5) Воинская
6) Адмиралтейская
7) Коммерц-
8) Берг- и Мануфактур-
9) Штатс-контор-

A) Судныя и розыскныя дела
Б) Рудокопные заводы, и все прочия ремесла и рукоделия, и заводы оных, и размножения
B) Флот со всеми морскими воинскими служители
Г) Всякие иностранныя и посольския дела и пересылка со всеми окрестными государствы и приезды послов и посланников
Д) Смотреть над всеми торгами и торговыми делами
Е) Ведение всех государственных расходов
Ж) Всякое расположение и ведение доходов денежных всего государства 
З) Армия и гарнизоны и все воинския дела 
И) Счет всех государственных приходов и расходов

8. На основании источника объясните, как изменилось административно-территориальное устройство России в 1709 г. По какому принципу создавал Петр I губернии? (Сохранена орфография источника).


      Великий государь указал... в своем Велико Российском государстве для всенародной пользы учинить восемь губерний и к ним росписать города... А именно те губернии учинены: 
       I. Московская. Итого (с Москвой) 39 городов. 
     II. Ингерманландская. Санкт-Петербург, а к нему города (29). В той же губернии, кроме вышеписанных городов, города Ямбург, Копорье отданы во владение светлейшему князю Александру Даниловичу Меншикову. 
      III. Киевская. Киев, а к нему города (56). 
      IV. Смоленская (17 городов). 
      V. Архангелогородская (20 городов). 
      VI. Казанская. Итого 36. Да... приписана в сию Казанскую губернию Пенза. Всего в Казанской губернии и с селы 71 город. 
      VII. Азовская (25 городов). 
      VIII. Сибирская (30 городов). 
      Итого в 8 губерниях 314, да приписных к корабельным Воронежским делам 25, всего 339 городов. 
9. Определите, какие сословия и социальные группы перестали существовать в эпоху Петровских реформ — А, какие появились — Б, какие сохранились с прежних времен, хотя и в измененном виде, — В:
      1) бояре    
      2) крепостные крестьяне                   
      3) однодворцы                                   
      4) служилые «по прибору»               
      5) государственные крестьяне          
      6) приписные крестьяне                   
      7) казачество                                      
      8) купечество
      9) дворяне
     10) служилые «по отечеству»
     11) посессионные крестьяне
     12) дети боярские
     13) духовенство
     14) черносошные крестьяне
     15) холопы

10. В правление Петра было два крупнейших восстания: в Астрахани (1705—1706) и на Дону (1708—1709). Определите общее и особенное: а) в причинах выступлений; б) в выдвинутых требованиях; в) в действиях восставших; г) в расправе над ними. Могли ли астраханцы и булавинцы добиться успеха? Аргументируйте свою точку зрения.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.