logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Историческая проблема.Как влияла на развитие России борьба за власть в эпоху дворцовых переворотов?
План урока. 

1. Феномен дворцовых переворотов. 

2. Правители России с 1725 по 1762 г.

Ход урока


Историческую проблему урока можно актуализовать с помощью высказывания А. С. Пушкина: «Ничтожные наследники северного исполина». Был ли прав поэт, характеризуя так преемников Петра?
1. Этот материал излагает учитель в процессе школьной лекции.

 

      Дополнительный материал для учителя

Термин «дворцовый переворот» впервые использовал С. М. Соловьев. Это явление российской жизни XVIII в. рассматривается современными исследователями как «механизм действия абсолютной монархии в кризисной ситуации», связанный с особенностями политического строя и политической культуры послепетровской России, наряду с чрезвычайными органами государственной власти (например, Верховным тайным советом) и фаворитизмом. 
В предшествовавшие эпохи происходила борьба за власть боярских группировок (боярское правление при юном Иване IV), заговоры бояр (царствование Федора Иоанновича), открытые выступления против царя («удаление» от власти Федора Годунова, пострижение В. Шуйского). Но степень централизации государства была еще невелика, и подобная борьба могла, по мнению ученых, привести к полному распаду властных структур. Не случайно смена политического лидера, утверждение нового лица у власти происходили в условиях массовых народных волнений. К тому же участники подобных событий действовали в определенных политических рамках: даже Иван Грозный для введения опричнины не смог обойтись без «мнения народного». Попытки лишить власти были направлены на Годунова, Шуйского или Лжедмитрия. Механизм дворцового переворота «отрабатывался» в стрелецких восстаниях 1682, 1689 гг. 
Дворцовые перевороты стали следствием начавшегося с середины XVII в. процесса сосредоточения всей власти в руках монарха при ликвидации или ослаблении таких институтов, как Боярская дума, Земский собор, церковь. Создание Петром I новой системы управления и порядка службы, ликвидация патриаршества завершили этот процесс. Появились и новые проблемы: перенапряжение сил страны, отсутствие «обратной связи» с дворянством, ломка сложившихся политических и культурных традиций. Феофан Прокопович, разъясняя «Устав о наследии престола» 1722 г., утверждал, что государь в выборе наследника волен не учитывать и «самое сыновство». Но он же предсказал ситуацию, когда вельможи найдут «немощного и скудоумного, при котором могли бы сами аки царствовати и владеть». 
И. И. Волкова и И. В. Курукин отмечают, что «при максимальном огосударствлении общественной жизни, отсутствии даже в зародыше легальной политической деятельности дворцовые перевороты становятся естественным способом разрешения противоречий между основными составляющими системы абсолютизма: самодержавной властью, правящей верхушкой и господствующим сословием. К концу петровского царствования напряженность в этом треугольнике достигла критической величины. Это в первую очередь выразилось в крайне невыгодном для дворянства соотношении режима льгот с силой давления «сверху». Принудительная и бессрочная служба, отрывавшая дворян от имений и не окупавшаяся введенными в 1715 г. небольшими денежными окладами, усиленный фискальный гнет, оставляющий на долю помещиков всего 25% произведенного в крестьянском хозяйстве прибавочного продукта, ставили под угрозу основы существования благородного сословия». 
Очевидно, что влияние дворянства на деятельность правительства проявлялось опосредованно: через гвардию (со своими представителями и интересами) или путем большей или меньшей поддержки правящей группировки, что иногда приводило монарха и его окружение к полной политической изоляции, как в 1741 г. 
Российское «переворотство» превращается в своеобразное регулирующее начало государственности. Специфическими чертами «переворотной» ситуации можно считать наличие противоборствующих группировок, непосредственное участие вооруженной силы — гвардейцев, стремление сохранить видимость законности и юридически закрепить изменения.

2. При изучении данного пункта плана организуется групповая работа. Класс делится на 6 групп, каждая из которых, используя материал учебника, заполняет одну из строк таблицы «Правители России с 1725 по 1762 г.» и выполняет познавательные задания (время работы групп 15 мин).

Правители России с 1725 по 1762 г.       

Правитель

Время правления

Как пришел к власти (особенности дворцового переворота)

Основные мероприятия внутренней и внешней политики

Как закончил царствование

Оценка царствования

Екатерина I

Петр II

Анна Иоанновна

Иван Антонович

Елизавета Петровна

Петр III

      

Задания

1. Определите, в каком фрагменте говорится о «вашем» правителе (обратите внимание, что некоторым правителям может быть посвящено несколько высказываний).
1) Царь думает исключительно о развлечениях и охоте, а сановники о том, как бы сгубить один другого (К. Рондо). 
2) Императрица сделала все возможное, чтобы не только устранить конкурента, но и само имя его подвергнуть забвению: ему было велено именоваться Григорием, он ничего не должен был знать о своем прошлом (Д. Д. Зелов, современный историк). 
3) Наиболее законная из всех преемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными, гвардейскими штыками, она наследовала энергию своего великого отца... Мирная и беззаботная, она была вынуждена воевать чуть не половину своего царствования... Ни одно царствование... не оставляло о себе столь приятного воспоминания (В. О. Ключевский). 
4) Эта великая государыня обладала от природы большими достоинствами. Она имела ясный и проницательный ум, знала характер всех, кто ее окружал, любила порядок и великолепие, и никогда двор не управлялся так хорошо, как в ее царствование; она была великодушна и находила удовольствие в том, чтобы творить добро и щедро вознаграждать за заслуги; но недостаток ее заключался в том, что она любила покой и почти не занималась делами, предоставляя министрам делать все, что им заблагорассудится (Б. X. Миних). 
5) Сквозь ее доброту и гуманность... в ней нередко просвечивает гордость, высокомерие, иногда даже жестокость, но более всего — подозрительность. В высшей степени ревнивая к своему величию и верховной власти, она легко пугается всего, что может ей угрожать уменьшением или разделом этой власти (Ж.-Л. Фавье). 
6) Все его семимесячное царствование представляло из себя... бессодержательное существование изо дня в день, которое не могло внушить уважения (Е. Р. Дашкова). 
7) В нем было много ума, сметливости и скромности. В нем не было заметно никакой наклонности к каким-либо порокам... Он не имел еще столько твердости духа, чтобы действовать по собственному побуждению (герцог Лирийский). 
2. Определите и отметьте факторы, которые послужили предпосылками дворцовых переворотов:
      1) указ Петра I о престолонаследии
      2) стремление дворянства ликвидировать самодержавие
      3) стремление аристократии выдвинуть на престол человека, не связанного с династией Романовых
      4) большое количество вероятных наследников престола среди Романовых
      5) попытки зарубежных держав подчинить себе российского правителя
      6) противоречия внутри высшего сословия
      7) обмирщение сознания
      8) значительная роль гвардии при дворе
      9) смерть Петра I до назначения преемника
      10) стремление претендентов на престол изменить государственное устройство России
      11) выступления народных масс против крепостного права
      12) борьба придворных группировок, стремившихся возвести на престол своего ставленника
      13) стремление дворянства повлиять на самодержавного правителя, скорректировать политический курс

3. Соотнесите государственный орган и имя монарха, при котором он действовал.      

Государственные органы

Монархи

1) Верховный тайный совет
2) Тайная розыскная канцелярия
3) Сенат как верховный государственный орган
4) Кабинет министров

A) Екатерина I
Б) Петр II 
B) Анна Иоанновна 
Г) Иван Антонович
Д) Елизавета Петровна 
Е) Петр III

      Ответ:       

1

2

3

4

      4. Определите, какие законы или преобразования относятся ко времени царствования «вашего» правителя:
      1) Манифест о вольности дворянства
      2) создание Московского университета
      3) создание Верховного тайного совета
      4) переезд двора в Москву
      5) отмена внутренних таможенных пошлин
      6) отмена указа о единонаследии
      7) подписание «кондиций»
      8) ликвидация Верховного тайного совета
      9) ликвидация тайной канцелярии
      10) отстранение от власти герцога Э. Бирона
      11) учреждение кабинета министров
      12) учреждение Академии художеств
      13) ограничение обязательной дворянской службы 25 годами 

Далее организуется обмен информацией. Последняя графа таблицы позволяет учителю вернуться к характеристике, которую дал правителям России А. С. Пушкин, и выслушать мнения учащихся. После корректировки записей и заполнения таблицы целиком школьники отвечают на проблемный вопрос урока: «Как влияла на развитие России борьба за власть в эпоху дворцовых переворотов?»

      Дополнительный материал для учителя

Какое историческое содержание несли в себе дворцовые перевороты? Их роль отнюдь не всегда была однозначно отрицательной. Явочным порядком они утверждали такую систему власти, которую французская писательница Жермена де Сталь метко охарактеризовала как «самодержавие, ограниченное удавкой». Примерно в том же ключе оценивали этот феномен и некоторые политические деятели XIX в. (как «необходимый противовес власти» или «неизбежно полезный корректив абсолютизма»). 
Регулирующее начало дворцовых переворотов проявлялось в нескольких аспектах. Для начала удачливым узурпаторам власти приходилось как минимум публично обосновывать перед подданными правомерность своего вступления на престол, апеллируя к подлинным либо мнимым ошибкам предшественника и принимая на себя обязательства по их исправлению. Это на известный период времени делало новоиспеченного лидера заложником своих обещаний. Екатерина II вскоре после своего вступления на престол признала: «Меня заставят проделать еще много странных вещей и все это естественнейшим в мире образом. Если я соглашусь на это, меня будут боготворить; если нет — право, я не знаю, что тогда произойдет».
Стремление оградить себя от заговоров и переворотов заставляло монархов XVIII в. предпринимать шаги к разработке государственного права, в частности полномочий верховной власти и высших государственных учреждений. Такую направленность имели опыты правительственного конституционализма второй половины XVIII — первой четверти XIX в. Перенос политической жизни из центра в провинцию, осуществленный в ходе децентрализации управления, создание корпоративных дворянских учреждений способствовали оттоку социальной энергии наиболее активных элементов дворянства из столицы на места и таким образом ослабляли давление на центр власти. Тем не менее страх перед насильственным отстранением от власти довлел над большинством российских самодержцев XIX в. Он порождал не только попытки всемерно усилить систему государственной и личной безопасности, но и своеобразную внутреннюю цензуру, которая действовала в ходе подготовки важнейших актов верховной власти. Тщательная конспирация в разработке реформ, затяжки, проволочки и отступления в их осуществлении характеризовали этот стиль действий. Таким образом, в XIX в. традиция дворцовых переворотов утрачивала положительный заряд и становилась частью механизма правительственного торможения в проведении реформ.

      Домашнее задание

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.