logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Историческая проблема. В чем проявилась преемственность внешнеполитического курса при преемниках Петра I? Имперская политика — это зло или благо для России?

План урока. 

1. Направления внешней политики России в середине — второй половине XVIII в. 

2. Основные внешнеполитические события.

Ход урока


1. Учитель задает вопросы: «Каких успехов во внешней политике добилась Россия в царствование Петра I? Какие геополитические возможности открывались перед Россией?» Учащиеся определяют различные векторы: выход к морским коммуникациям, активное участие в большой политике Европы, расширение территории за счет дальнейшего присоединения украинских и белорусских земель, противостояние Османской империи.
      На основании текста учебника учащиеся определяют и записывают основные задачи внешней политики России:
      1) выход к Черному морю (борьба с Османской империей);
      2) продолжение политики воссоединения украинских и белорусских земель (борьба с Речью Посполитой);
      3) завоевание международного авторитета, участие в европейских международных отношениях.
      2. Предлагаем два варианта изучения данного пункта плана.

      Первый вариант
      Борьба за выход к Черному морю
Ученики получают рабочие листы, в которых приводится таблица «Русско-турецкие войны середины — второй половины XVIII в.» (заполнены первая и вторая колонки) и тестовые задания. Учитель определяет время выполнения работы (до 15 мин), после чего рабочие листы сдаются на проверку (выборочно, для более слабых учащихся).

Русско-турецкие войны середины — второй половины XVIII в.       

Годы

Основные события

Мирный договор

1735—1739 гг.

Велась Россией (в союзе с Австрией) за выход к Черному морю и для пресечения набегов крымских татар. Русские войска под командованием Б. К. Миниха взяли Азов, Очаков, Хотин, Яссы, дважды занимали Крым. Австрия потерпела поражение и заключила сепаратный мир с Турцией. Россия была вынуждена прекратить военные действия

1739 — Белградский мир. Россия вернула Азов, получила Кабарду (Северный Кавказ)

1768—1774 гг.

Начата Турцией после отказа России вывести войска из Польши, где в 1764 г. на престол был возведен русский ставленник Станислав Август Понятовский. Продолжала борьбу России за выход к Черному морю. Победы России: 1770 г. — сражение на реке Ларга. 
1770 г. — сражение на реке Кагул.
1770 г. — Чесменское морское сражение.
1772 г. — Россия заключила договор с крымским ханом Сахиб-Гиреем, по которому Крым перешел под покровительство России

1774 г. — Кючук-Кайнарджийский мир.
Россия получила территорию от Днепра до Южного Буга и свободный выход в Черное море (крепости Кинбурн, Керчь и Еникале), контрибуцию от Турции (4,5 млн р.). Провозглашена независимость Крыма (в 1783 г. Крым включен в состав России)

1787—1791 гг.

Турция предъявила ультиматум с требованиями вернуть Крым, признать Грузию вассалом султана, просматривать русские суда при прохождении через проливы. Победы России:
1787 г. — разгром десанта у крепости Кинбурн.
1788 г. — взятие крепости Очаков.
1789 г. — сражение на реке Рымник.
1790 г. — штурм крепости Измаил.
1791 г. — морское сражение у мыса Калиакрия

1792 г. — Ясский мир.
Россия получила территорию между Южным Бугом и Днестром. Подтверждено присоединение Крыма к России и протекторат над Восточной Грузией. Россия выводит войска из Молдавии, Валахии, Бессарабии

Задание.
На основании информации учебника и исторической карты завершите заполнение таблицы «Русско-турецкие войны середины — второй половины XVIII в.». 
Участие России в Семилетней войне (1756—1762), разделах Речи Посполитой, войнах с Францией 
Данные вопросы изучаются в ходе групповой работы. Класс делится на 5 групп, которые в течение 5—7 мин на основании информации учебника готовят устные ответы на вопросы и задания.
После устной презентации ответов учитель организует обсуждение исторической проблемы урока. Учащиеся высказывают свои суждения и приводят аргументы по проблеме: «Имперская политика — это зло или благо для России?»      

Семилетняя война

Разделы Речи Посполитой

Войны с Францией

Группа 1:
причины и результаты
войны

Группа 2:
ход и значение войны в истории России и Европы

Группа 3: 
почему Россия участвовала в разделах, в чем положительное значение процесса для Российского государства?

Группа 4:
почему Польша не смогла противостоять разделам, в чем отрицательное значение процесса для Российского государства?

Группа 5:
почему Россия участвовала в первой и второй антифранцузских коалициях, какую роль в них играла, каких военных успехов добилась?

         

      Дополнительный материал для учителя

Участие России в международной политике
(середина — вторая половина XVIII в.)

Историки международных отношений отмечают, что первым и удачным фактом участия России в решении проблем западноевропейской международной политики было завершение войны за польское наследство (1733—1738). Станислава Лещинского, который уже был на польском престоле, поддерживала Франция. Саксонский курфюрст Фридрих Август искал поддержки Австрии и России (Курляндия была обещана в ленные владения Бирону). Станислав Лещинский занял престол, но лишь на три недели. Русские войска вошли в пределы Речи Посполитой. Королем был избран Фридрих Август. Франция начала войну против Австрии, но не смогла склонить Швецию и Турцию выступить против России. К англо-французскому договору присоединилась и Россия. Ее ставленник сохранил за собой титул польского короля. 
В Семилетней войне Австрия, Франция и Россия воевали против Пруссии и Англии. К силовому решению вопроса привело общее недовольство результатами борьбы за австрийское наследство и ростом колониальных противоречий между Англией и Францией. Прусский король Фридрих II начал превентивную войну, напал на Саксонию и разорил ее. В 1757 г. на территории Саксонии потерпела поражение франко-австрийская армия. Но вступление в войну России обрекло Пруссию на поражение. Русские войска заняли Восточную Пруссию и Померанию (победы при Гросс-Егерсдорфе в 1757 г. и Кунерсдорфе в 1759 г.) и вступили в Берлин в 1760 г. Фридрих II готовился к отречению от престола, но смерть Елизаветы Петровны (1762) изменила ситуацию: коалиция распалась, Петр III отказался от всех завоеваний и притязаний по отношению к Пруссии. 
К середине 1760-х гг. Речь Посполитая простиралась от Балтики до Карпат и от Днепра до Висло-Одерского междуречья. Население ее составляло 12 млн человек, в том числе 53,4% поляков, 10,4% евреев, 2% немцев. Остальное население — белорусы, украинцы, литовцы, латыши. Падение польского государства было скреплено отречением от престола его последнего короля — Станислава Августа Понятовского и конвенцией Австрии, Пруссии, России. Они обязались никогда не употреблять названия «Королевство Польское», «Польша» и совместно выступать против возрождения польской государственности. «Польского государства не стало, но польский вопрос не исчез; напротив, он превратился в одну из наиболее болезненных проблем в европейской политике. Все три части разделенной страны с течением времени зажили самостоятельной жизнью, но стремление к единству и независимости определяло национальное сознание большинства поляков все 123 года, прошедших с момента ликвидации Речи Посполитой до полной катастрофы всех трех империй в Первой мировой войне». 

Второй вариант. Письменная самостоятельная работа учащихся.

Вопросы и задания
1. На основании информации учебника и исторической карты заполните таблицу «Внешняя политика России в середине — второй половине XVIII в.».       

Задачи внешней политики

Когда и каким образом разрешены

Завоевание выхода к Черному морю

Присоединение земель, находившихся в составе Польши

Сохранение завоеваний Петра I и укрепление позиций России в Прибалтике

Борьба с революционной Францией

2. В чем проявилась преемственность внешнеполитического курса Петра I при Екатерине II?
3. Какие полководцы второй половины XVIII в. носили имена Задунайский, Таврический, Италийский, Рымникский? В связи с какими событиями они были удостоены этой чести?
4. Определите по кратким характеристикам, о каких полководцах идет речь.
1) Современники считали, что он сделал для России на юге не меньше, чем Петр I на севере, а Екатерина II говорила о нем: «Он был мой дражайший друг... человек гениальный. Мне некем его заменить!»
2) Павел I так оценил его деяния: «Побеждая повсюду и во всю жизнь вашу врагов Отечества, не доставало вам еще одного рода славы: преодолеть самую природу; но вы и над нею одержали верх».
3) Узнав об одной из его побед, А. В. Суворов воскликнул: «Зачем я не был при Корфу хотя бы мичманом!»


Домашнее задание:  Прокомментировать высказывание Екатерины II: «Ослабление монархической власти во Франции подвергает опасности все другие монархии».

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.