logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Историческая проблема. Существуют различные мнения о соотношении самобытности и заимствования в послепетровской русской культуре XVIII в. До какой степени была самобытной русская культура этого периода?

План урока.

1. Какие изменения произошли в российской культуре к концу XVIII в.? Как соотносятся в развитии русской культуры традиционализм и модернизация?

2. Какими достижениями образования и культуры середины — второй половины XVIII в. может гордиться наш современник?

Ход урока

1. Для рассмотрения этого вопроса рекомендуется использовать прием «мозговой штурм». Класс делится на 7 групп: образование, книгоиздание, научные знания, общественная мысль, литература и театр, живопись и скульптура, архитектура. Каждая группа получает задание и необходимые материалы (лист бумаги, фломастеры).

Задание для мозгового штурма: дайте ответ на проблемный вопрос урока, используя информацию о вашей сфере культуры. Приготовьте постер для коллективной презентации. Время работы — 15 мин.

Готовые постеры закрепляются для всеобщего обозрения в классе. Представители всех групп получают возможность ознакомиться с мнением одноклассников и получить ответы на вопросы (члены каждой группы поочередно выполняют функции экспертов по проблеме, которые находятся рядом с постером группы). На ознакомление с презентациями отводится до 10 мин. Далее учащиеся занимают свои места и готовят краткий письменный ответ на проблемный вопрос. Время работы — до 10 мин.

2. Данный вопрос коллективно обсуждается в классе. Учащимся предлагается высказать свое мнение и аргументировать его.

В заключение урока учащиеся дают оценку степени самобытности русской культуры середины — второй половины XVIII в.

Домашнее задание: 1. Откорректировать и доработать записи, выполненные в ходе урока. 2. Выполнить задание 4 к § 10.

Задания для организации самостоятельной работы учащихся к § 10

1. На основании источника определите структуру Московского университета, его учебный план и формы проведения занятий. Какое значение для обучения в университете имела социальная принадлежность? С какими целями при университете учреждались гимназии? Какой факультет университета выбрали бы вы? Объясните, какими мотивами вы бы руководствовались.

Проект об учреждении Московского университета

  • 1. На содержание сего университета и при оном гимназии довольно 10 тысяч рублей в год.
  • 2. Чтоб сей корпус, кроме правительствующего сената, не подчинен был никакому присутственному месту...
  • 4. Хотя во всяком университете кроме философских наук и юриспруденции должно такожде предлагаемы быть богословские знания, однако попечение о богословии справедливо оставляется святейшему синоду.
  • 5. Профессоров в университете будет в трех факультетах десять. В юридическом:

1. Профессор всей юриспруденции, который учить должен натуральные и народные права и узаконения Римской древней и новой империи.

2. Профессор юриспруденции российской.

3. Профессор политики, который должен показывать взаимные поведения, союзы и поступки государств и государей между собою...

В медицинском:

1. Доктор и профессор химии...

2. Доктор и профессор натуральной истории должен на лекциях показывать разные роды минералов, трав и животных.

3. Доктор и профессор анатомии...

В философском:

1. Профессор философии обучать должен логике, метафизике и нравоучению.

2. Профессор физики обучать должен физике экспериментальной и теоретической.

3. Профессор красноречия для обучения оратории и стихотворства.

4. Профессор истории для показания истории универсальной и российской, також древности и геральдики.

  • 9. Все публичные лекции должны быть предлагаемы либо на латинском, либо на русском языке...
  • 13. По окончании каждого месяца выбирать день субботний, в который... заставлять студентов приватно диспутоваться...
  • 14. Перед наступлением каждой ваканции иметь публичные диспуты...
  • 22. Каждый студент должен три года учиться в университете...
  • 23. Всяк желающий учиться должен явиться у директора, который прикажет профессорам его экзаменовать...
  • 26. Как в университет, так и в гимназию не принимать никаких крепостных и помещиковых людей. Однако ежели который дворянин, имея у себя крепостного человека сына, в котором усмотрит особливую остроту... оный должен наперед того молодого человека объявить вольным...
  • 28. Всяк желающий в университете слушать профессорских лекций должен наперед научиться языкам и первым основаниям наук. Но понеже в Москве таких порядочно учрежденных вольных школ не находится... того ради... при Московском университете и под его ведомством учредить две гимназии: одну для дворян, а другую для разночинцев, кроме крепостных людей.

2. Выделите в перечне факты, характеризующие политику государства в области образования в первой четверти XVIII в. — А, в середине XVIII в. — Б, в 60—90-е гг. XVIII в. — В:

1) появление светской профессиональной школы;

2) создание цифирных школ;

3) создание двухклассных и четырехклассных начальных народных училищ;

4) стремление подготовить грамотных людей для военной и государственной службы;

5) создание первых привилегированных учебных заведений для дворян;

6) появление учебных заведений для девочек-дворянок;

7) создание Академии наук;

8) открытие Московского университета;

9) стремление воспитать «новую породу людей»;

10) создание епархиальных училищ;

11) сословный характер образования.

3. В 1786 г. был издан первый законодательный акт в области образования — Устав народных училищ. На основании отрывков из источника определите принципы организации обучения в начальной школе. Сравните программу обучения в современной начальной школе и школе второй половины XVIII в. Что изменилось в обучении? Что сохранилось до наших дней и почему?

Устав народных училищ

(извлечение)

...Учреждаются ныне такие заведения, где на основании общих предписаний преподавать будут оное юношеству на языке природном. Таковые заведения существовать должны во всех губерниях и наместничествах Российской империи, под именем народных училищ, кои разделяются на главные и на малые.

1. В каждом губернском городе быть одному главному народному училищу, состоящему из 4-х разрядов или классов, в коих обучать юношество следующим учебным предметам и наукам на языке природном. <...>

2. В 1 классе обучать чтению, письму, первоначальным основаниям христианского закона и добронравию. Начиная с познания букв обучать складывать, и потом читать «Букварь», «Правила для учащихся», «Сокращенный катехизис» и «Священную историю». <...>

4. Во 2 классе или разряде, наблюдая те же предметы христианского закона и добронравия, начинать читать «Пространный катехизис без доказательств из Священного Писания», первую часть «Арифметики»... В сем разряде начинать также обучать юношество и рисованию. <...>

6. В 3 классе следует продолжать рисовальное искусство... учение второй части «Арифметики» и первой части «Всеобщей истории». <...>

8. В 4 разряде повторять «Российскую географию», продолжать рисование, «Историю всеобщую». <...>

11. Во всех главных народных училищах кроме правил языка российского... должны еще преподаваться основания латинского для желающих учение свое продолжать в высших училищах, как-то: гимназиях или университетах, а сверх того, учение того иностранного языка, какой по соседству каждого наместничества, где главное училище находится, быть может полезнее, по употреблении его в общежитии. <...>

18. В главном народном училище быть 6 учителям и обучать наукам по расположению предметов и часов... занимаяся 23 часа в неделю. <...>

24. Малые училища суть те учреждения, в коих обучается юношество на природном языке учебным предметам, преподаваемым в 1 и 2 классе главного народного училища, выключая учение иностранных языков... Сии училища должны существовать как в губернских городах... так и в уездных городах.

4. Подтвердите или опровергните слова А. С. Пушкина: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый русский университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

5. Какими важными художественными принципами обогатили литературу классицизм и сентиментализм? В чем заключается противоположность этих литературных направлений? Назовите произведения второй половины XVIII в., принадлежащие каждому направлению.

6. Сравните изображения Зимнего дворца (архитектор В. В. Растрелли) и Михайловского дворца (архитектор К. И. Росси). Сформулируйте отличия архитектурных стилей барокко и классицизма.

7. Сравните изображения дома Пашкова (архитектор В. И. Баженов) и Таврического дворца (архитектор И. Е. Старов). Сформулируйте стилевые особенности классицизма.

8. Подтвердите или опровергните рассуждения автора источника, используя художественное наследие портретистов XVIII в. Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского.

«Они никого не судят, художники XVIII века, и тем более не чинят расправы. Они вглядываются в свою модель — это медленное чтение человеческой души. Итоги, ими подведенные, не всегда были веселы, видели мы и печаль, и тревогу, но никогда не замечали ни гнева, ни сарказма — подобные чувства были не только не нужны, они были противопоказаны их искусству: в состоянии раздражения, насмешки и даже праведного гнева никак не разглядишь глубины человеческой души. А перед художником стояла именно эта задача».

9. Сравните воплощение человеческой личности средствами искусства в начале и в конце XVIII в. Какие изменения произошли? С чем они связаны?

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.