logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

План изучения новой темы

1. Характеристика тоталитарных, авторитарных и либеральных режимов.

2. Фашизм в Италии и Германии.

3. Гражданская война в Испании.

4. «Новый курс» Рузвельта в США.

Основная проблема урока: объяснить выбор различных моделей развития и дать представление о тоталитарном, авторитарном и либеральном обществах (взаимоотношениях государства и граждан).

Исторический календарь

1933 г. — назначение Гитлера канцлером. Приход нацистов к власти в Германии

1933—1934 гг, — становление фашистского режима в Германии

1933 г. — вступление на пост президента в США Рузвельта

1933—1938 гг. — политика «нового курса» в США

1935—1938 гг. — Народный фронт во Франции

1935 г. — создание Народного фронта в Испании

июль 1936 г. — мятеж фашистов во главе с Франко в Испании

1936—1939  гг. — гражданская война в Испании

апрель 1939 г. — победа режима Франко в Испании

ВАРИАНТ I. Семинар по материалам § 12—13.

I. Тоталитарные режимы в Европе в 30-е гг. (на примере Германии):

1. Объясните термин «тоталитаризм». 2. По каким причинам возникают тоталитарные режимы? 3. Какие основные черты тоталитарного режима можно выделить? 4. По каким причинам к началу 30-х гг. в Германии популярной стала партия нацистов во главе с Гитлером? (При ответе на вопрос желательно использовать материалы документа «Жан Ришар Блок. Надежды на молодежь», учебник, с. 139.) 5. Охарактеризуйте внутреннюю политику фашистов в Германии. Какие из проводимых мероприятий могли вызвать одобрение у различных слоев населения страны? Почему? 6. Изложите основу расовой теории фашистов и подумайте, на какие социальные слои населения она была рассчитана. В какую политику эта теория вылилась на практике? 7. Охарактеризуйте идеологию фашизма и объясните цели этой идеологии. (В качестве дополнительного материала для рассуждения учитель может рассказать о геополитических теориях фашистов. «Биологическое учение о государстве» — молодое развивающееся государство, подобно молодому биологическому организму, имеет право на завоевание своего места под солнцем, на агрессию. «Учение о жизненном пространстве» — от количества территорий зависит уровень жизни населения, и Германия должна взять для развития необходимое жизненное пространство на Востоке, где плотность населения маленькая. «Учение о естественных границах» — государство должно стремиться к естественным границам, определенным самой природой, которыми являются крупные реки, горы, в конце концов, границы материка.) 8. Известно, что фашисты лозунгом пропаганды своих идей сделали лозунг «Простота, размах и концентрация». Объясните эту фразу и оцените такие принципы ведения пропаганды и агитации. 9. Сформулируйте цели внешней политики фашистского режима и дайте им оценку (при обсуждении вопроса можно использовать текст документа 2 «Гитлер о целях внешней политики Германии», учебник, с. 140). 10. На конгрессе Коминтерна в 1935 г. болгарский коммунист Георгий Димитров выступил с докладом о сущности фашизма. Ознакомьтесь с выдержкой из этого доклада и попытайтесь на фактах учебника и дополнительном материале подтвердить или опровергнуть его выводы:

«Фашизм — это свирепейшее наступление капитала на трудящиеся массы.

Фашизм — безудержный шовинизм и захватническая война.

Фашизм — это бешеная реакция и контрреволюция.

Фашизм — это злейший враг рабочего класса и всех трудящихся».

II. Либеральные режимы в 30-е гг. (на примере президентства Рузвельта в США):

1. Дайте определение понятию «либеральный режим». 2. Какие моменты в развитии страны способствуют выбору и установлению либерального режима? 3. Перечислите основные черты либерального режима и попытайтесь выделить ключевые черты. Свое мнение обоснуйте. 4. Раскройте смысл названия «новый курс». Постарайтесь объяснить, почему Рузвельт выбрал курс на смену внутренней политики, были ли у него реальные альтернативы. 5. Как «новый курс» проявился в экономике, социальной политике? Как бы вы оценили эти меры нового президента? (При рассуждениях учащимся предлагается использовать дополнительный материал. В качестве одной из первых мер помощи безработным президента Рузвельта была организована раздача нуждающимся 500 млн долларов. Для безработной молодежи были организованы лагеря в лесной зоне, где ежегодно 500 тыс. безработных молодых людей получали жилье, питание, одежду и 1 доллар в день за разную работу по оздоровлению лесов. В 1935 г. был принят закон о справедливых условиях найма.) 6. Рузвельт по праву считается одним из самых популярных президентов США, он избирался на этот пост четыре раза. Подумайте, как его популярность совмещается с его политикой усиления регулирующей роли государства в обществе частного капитала (особенно в США, где утвердились принципы индивидуализма). 7. Повлияло ли утверждение и развитие либерального режима на курс внешней политики США в 30-е гг.? Свое мнение докажите на фактах.

III. Гражданская война в Испании в 30-е гг.:

1. Какие общественные силы в Испании выступали за демократический режим и почему, какие — за установление тоталитарного режима? 2. Проследите, как консолидировались профашистские силы Испании в 1935—1936 гг., и оцените ответные действия Народного фронта. К каким выводам о соотношении сил можно прийти и почему? 3. Как развивалась гражданская война в Испании? Какие внешние факторы сыграли в ней роль? Можно ли утверждать, что именно внешняя помощь фашистам сыграла решающую роль в их победе? (Учитель может при обсуждении привести дополнительный материал. Германия направила Франко 650 самолетов, 200 танков и 50 тыс. человек. Италия поставила 1000 самолетов, 950 танков, 200 тыс. солдат и офицеров. Страны Запада придерживались политики «невмешательства».) 4. Как вы можете объяснить фразу советского писателя Эренбурга по поводу войны в Испании: «Совесть всего мира восстала»? Предположите, почему именно война в Испании стала таким известным и запоминающимся событием в мировой политике 30-х гг.

Подводя итоги обсуждения всех трех вопросов семинара, выясните, в чем кроется самое важное различие между тоталитарным и либеральным режимами.

ВАРИАНТ П. Работа по группам над историческими проектами по теме «Идеология тоталитарного и либерального режимов».

Перед началом работы учитель проводит краткое объяснение о способах распространения своей идеологии правительством и оппозиционными силами. Одним из проводников идеологии являются средства массовой информации, к которым в 30-е гг. XX в. принадлежала пресса. Любая газета или журнал с помощью подбора материалов, названий статей, их расположения, оценок событий, иллюстраций проводит свои идеи, влияет на общество или его отдельные части.

Далее учащиеся разбиваются на группы по 5 человек, и каждая группа получает задание разработать проект газеты определенной идеологической направленности, где должны быть освещены события политики, экономики, культуры периода 1930—1939 гг.

1-я группа — нацистская газета в Германии.

2-я группа — газета фашистов в Италии.

3-я группа — газета сторонников Народного фронта во Франции.

4-я группа — газета сторонников «нового курса» Рузвельта в США.

5-я группа — газета сторонников Народного фронта в Испании.

6-я группа — газета сторонников генерала Франко в Испании.

После завершения работы (примерно 30 мин) каждая группа представляет свой проект. Остальные группы проставляют после представления проекта оценки от 0 до 5 баллов по следующим критериям:

1. Название газеты. 2. Девиз и эмблема газеты. 3. Названия статей и их подбор. 4. Размещение материала (какие факты в центре, какие — нет). 5. Иллюстрации.

После завершения представлений проектов учитель называет газету-победителя и показывает на ее примере, как внедряются идеологические взгляды.

Домашнее задание

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.