Историческая проблема. Когда и почему крепостничество превращается в тормоз развития российской экономики?
План урока.
1. Торговля, транспорт, города.
2. Специфика российской мануфактуры в первой половине ХIХ в.
3. Крепостное хозяйство.
Ход урока
Занятие целесообразно разделить на два этапа. В ходе первого этапа учащиеся самостоятельно работают с учебником и заполняют таблицу «Модернизация и традиционализм в экономике России конца XVIII — первой половины XIX в.». На втором этапе урока организуется фронтальная работа с тренировочными и познавательными заданиями к § 11 (учитель может выбрать задания из предложенных).
Модернизация и традиционализм в экономике России
конца XVIII — первой половины XIX в.
Линии сравнения |
Факты, свидетельствующие о модернизации экономики |
Факты, свидетельствующие |
Общие факты |
Завершение формирования внутреннего рынка. Развитие рыночных отношений. |
Сохранение крепостничества |
Промышленность |
40-е гг. XIX в. — начало промышленного переворота. |
Мануфактуры, основанные на крепостном труде, постепенно приходят в упадок |
Торговля |
Появление магазинной торговли |
Развитие ярмарочной торговли. Активный внешнеторговый баланс. Протекционистская политика. Аграрный экспорт |
Транспорт |
Начало строительства шоссейных дорог. Появление пароходов (1815). |
Гужевой транспорт. Продолжение строительства каналов |
Город |
Рост удельного веса горожан, числа городов |
Сельское население значительно превышает городское |
Крепостное хозяйство |
Рост эксплуатации крестьянства в связи с развитием рыночных отношений |
Продолжает существовать |
Выводы |
В первой половине XIX в. крепостнические отношения препятствуют развитию промышленности, торговли, сельского хозяйства. Кризис крепостной системы не только подрывает экономику, но и ведет к обострению отношений между помещиками и крестьянами, влияет на государственную политику |
Вопросы и задания
1. Используя данные историка А. А. Корнилова (1862—1925), составьте диаграмму (по возможности используйте компьютерные технологии) и определите тенденции в развитии промышленности в первой четверти XIX в.: «В 1804 г. число фабрик было 2423, в 1825 г. — 5261, число рабочих в 1804 г. — 95 202, из них вольных... — 45 625 (48%), в 1825 г. всех рабочих было 210 568, вольных из них — 114 515 (54%)».
2. О каких явлениях свидетельствует Н. А. Благовещенский (писатель середины XIX в.) в очерке «Ткацкая фабрика»? «Фабрика наша большая, прядильная и ткацкая вместе, так что материал к нам привозится в виде хлопка, а вывозится в кладовые уже в виде готовых кусков миткаля, которых при благоприятных обстоятельствах выделывается в месяц до десяти тысяч штук. Идет наша фабрика днем и ночью; работающих в ней, считая женщин и детей, около восьмисот человек, которые разделяются на четыре смены: две дневных и две ночных, причем каждому рабочему приходится работать на фабрике 6 часов ночью, а всего 12 часов».
3. В 40-е гг. XIX в. в России начинается промышленный переворот. Почему, несмотря на это, российское промышленное производство в 30—40-е гг. XIX в. начинает заметно отставать от западного?
4. Подтвердите фактами или опровергните мнение «отца отечественной статистики» К. И. Арсеньева (1789—1865): «Истина непреложная, утвержденная опытами многих веков протекших, что свобода промышленника и промыслов есть самое верное ручательство в приумножении богатства частного и общественного и что для поощрения к большей деятельности и к большему произведению нет лучшего, надежнейшего средства, как совершенная, не ограниченная ничем, гражданская личная свобода, единый источник величия и совершенства всех родов промышленности».
5. Объясните, почему стабильность крепостного хозяйства оборачивалась в начале XIX в. его застоем.
6. Сравните способы увеличения доходности помещичьих хозяйств и результаты этого процесса в черноземных и нечерноземных районах.
7. А. И. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» описывает встречу с крестьянином в ночь с субботы на воскресенье: «В неделе-то, барин, шесть дней, а мы шесть раз в неделю ходим на барщину; да под вечером возим оставшее в лесу сено на господский двор, коли погода хороша... Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, то с голоду не умрет. Видишь ли, одна лошадь отдыхает; а как эта устанет, возьмусь за другую; дело-то и споро. — Так ли ты работаешь на господина своего? — Нет, барин, грешно бы было так же работать». Какие проявления крепостнической системы хозяйства нашли отражение в этом отрывке?
8. Придумайте и разыграйте диалоги, участниками которых являются крестьяне — выходцы из черноземной и нечерноземной губерний; крепостной и государственный крестьяне.
Могли ли в действительности встретиться и поговорить ваши воображаемые персонажи?
Домашнее задание