logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Историческая проблема. Что помешало Николаю I, который, по мнению историков, осознавал главные проблемы социально-экономического развития России, разрешить их?
План урока. 

1. Особенности николаевской системы управления. 

2. Образование и цензура. Теория «официальной народности». 

3. Крестьянский вопрос в царствование Николая I.

Ход урока


1. Учитель приводит высказывание маркиза де Кюстина: «Сколь ни необъятна эта империя, она не что иное, как тюрьма, ключ от которой хранится у императора. И если что-то может сравниться с горем подданных, то только печальное положение монарха. Жизнь тюремщика, в моих глазах, ничем не лучше жизни заключенного». Класс работает над заданиями: 1. Используя схему «Структура Собственной Его Императорского Величества канцелярии» и материал учебника (характеристику системы государственной безопасности), прокомментируйте высказывание писателя. 2. С какой целью была создана такая система управления?

      Собственная Его Императорского Величества канцелярия

      Приобрела характер общегосударственного учреждения с 1812 г.


Далее учитель, используя таблицу «Основные направления внутренней политики в 1825—1855 гг.» (см. ниже) и материал учебника, организует деятельность учащихся на основании вопросов к § 15.
2. Учащиеся работают в парах. Цель работы — определить особенности идеологии и системы образования в николаевской России. Первый ученик письменно формулирует вопросы (не менее трех) к информации § 15 о теории «официальной народности» (в разделе «Особенности николаевской системы управления»), второй ученик — к информации о системе образования и культуры (в разделах «Укрепление устоев» и «Мрачное семилетие» и документе «Из апологии Л. В. Дубельта в защиту отечественных устоев»). Учащиеся обмениваются заданиями и отвечают на вопросы друг другу. Учитель предлагает итоговый вопрос: какие цели преследовало государство, проводя подобную политику в области идеологии и культуры?
3. Данный вопрос школьники изучают самостоятельно по учебнику.

Задание. Составьте таблицу «Попытки решения крестьянского вопроса в царствование Николая I», используя материал учебника (приведена примерная форма таблицы).

Попытки решения крестьянского вопроса в царствование Николая I

Мероприятие

Время проведения

Цели

Результаты

Проверка выполнения и корректировка записей проводится в ходе беседы. Вопросы для беседы: 1. Какое из преобразований, на ваш взгляд, имело наибольшее значение для решения крестьянского вопроса? Аргументируйте ответ. 2. В чьих интересах проводились преобразования? 3. Можно ли считать успешной политику Николая II по аграрному вопросу и почему?
В завершение урока одному из учащихся предлагается ответить на вопрос: «Что помешало Николаю I разрешить проблемы социально-экономического развития России?»

 

Дополнительный материал для учителя

Основные направления внутренней политики в 1825—1855 гг.

Борьба с революционными идеями: идеология, цензура, система образования

Административные преобразования: деятельность Собственной ЕИВ канцелярии и корпуса жандармов при ней

Крестьянский вопрос: секретные комитеты, указ об обязанных крестьянах, реформа государственных крестьян, инвентарная реформа

Финансовая реформа

Улучшение положения казенных крестьян

В поисках пути к реформированию государства и общества правительство Николая I пришло к мысли начать с улучшения положения казенных крестьян. Изменение их положения могло бы, по этой идее, способствовать и дальнейшим реформам. Этот путь привлекал и тем, что не требовал конфронтации с помещиками, поскольку казенные крестьяне управлялись казною, государственными учреждениями. Общее число их составляло около 17 млн душ. Это стало весьма крупной по масштабам реформой. 
Казенные крестьяне вместе с той землей, которая имелась в их пользовании, находились под управлением особого департамента Министерства финансов. В ведении этого министерства находились также принадлежавшие казне леса (119 млн десятин) и населенные земли (до 60 млн десятин). Министерство финансов, имевшее в виду прежде всего цель извлечь из всех сторон деятельности наибольшие доходы для государства, постоянно нуждавшегося в средствах, мало занималось устройством быта и жизни казенных крестьян. 
Более того, в интересах помещиков самые тяжелые натуральные повинности власти налагали именно на казенных крестьян, которые поэтому находились в трудном положении. После каждого неурожая требовались средства для их поддержки и для семян на будущие урожаи. 
Реформатором казенного крестьянства стал граф П. Д. Киселев (1788—1872) — видный государственный и военный деятель, друг декабристов П. И. Пестеля и С. Г. Волконского. В Молдавии и Валахии после русско-турецкой войны 1828—1829 гг. граф Киселев ввел конституционное управление. В 1835 г. он стал членом Государственного Совета и Секретного комитета по крестьянским делам. В 1837 г. он был министром государственных имуществ, в 1856—1862 гг. стал послом во Франции. По предложению П. Д. Киселева было создано Министерство государственных имуществ, главой которого он и стал. На местах были созданы палаты государственных имуществ как местные управляющие учреждения. Казенные крестьяне были разделены на волости по числу душ, по 8 тыс. в каждой. Волости разделялись на сельские общества, по 1500 душ в каждом. Были установлены мирские сходы и созданы выборные волостные и сельские (в селах) управления, ведавшие административными делами, служебные учреждения (расправы). Крестьяне были по возможности уравнительно наделены землей, и, что важно, подати взимались не с душ, а с земли. Были созданы сельские школы, запасные продовольственные магазины (склады) и сельские банки, в которых имелись сберегательные кассы и кассы для получения вспомогательных средств. 
Эта реформа создала приблизительный образ для административной организации крестьянского сословия, что имело важное значение для подготовки будущей организации сословия в перспективе отмены крепостного права. Удалось поднять благосостояние казенных крестьян, которые перестали быть бременем для бюджета правительства. Были впервые опробованы формы устройства сельских и городских обществ, которые позже использовали и во время Великой реформы 1861 г.


      Домашнее задание

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.