logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Историческая проблема.Какие направления общественной мысли развивались в николаевской России?
План урока. 

1. Особенности общественного движения после разгрома декабристов. 

2. П. Я. Чаадаев. «Философическое письмо». 

3. Либеральная общественная мысль. Западничество и славянофильство. 

4. Появление социалистических идей в общественном движении.

Ход урока


1. Данный пункт плана излагается учителем. Он напоминает слова Николая I, произнесенные 20 декабря 1825 г.: «Я начинаю царствование... под грустным предзнаменованием и со страшными обязанностями. Я сумею их исполнить. Проявлю милосердие, много милосердия... но с вожаками и зачинщиками заговора будет поступлено без жалости, без пощады. Я буду непреклонен, я обязан дать этот урок России и Европе». Затем внимание учащихся обращается на проблематику общественных идей России первой половины XIX в. Их определяли отношение к самодержавной власти и к крепостному праву.
Своеобразное место в истории общественной мысли заняло движение декабристов: «...от декабристов можно провести маршруты куда угодно: к земскому движению 1860-х гг., к партии «Народной свободы», к «русскому социализму», к «аристократическому конституционализму», к правонационалистическим теориям, к российской религиозной философии, к социалистам-революционерам... к социал-демократии, в том числе и к большевизму. В движении декабристов был заложен целый веер направлений общественно-политической мысли», два основных течения, порожденные модернизацией: радикальное и умеренное, тяготеющее к либерализму. После подавления движения в общественно-политической жизни России наступило временное «затишье» (по словам А. И. Герцена, «движение вошло внутрь и бродило»).
«История преобразовательных попыток в царствование императора Николая Павловича представляет яркий образчик беспомощности всесильной на вид бюрократии, отгородившейся ото всякого общения с живыми силами страны. Обе... характеристичные черты этой политики — и сознание необходимости серьезных преобразований, и боязнь участия общества в их разработке — выросли из одного и того же зерна, глубоко запавшего в душу императора Николая. То было 14 декабря 1825 г. Событие, разыгравшееся в этот знаменательный день на Сенатской площади Петербурга, не выходило из головы императора в течение всей его жизни. Оно произвело на государя двойственное впечатление. С одной стороны, он был потрясен готовностью тайных обществ прибегнуть к чисто революционным средствам для достижения своих целей, и с этого времени во всяком, хотя бы самом невинном проявлении общественной инициативы ему уже чудился призрак кровавого переворота. Отсюда развился тот невыносимый полицейский гнет, который навис над русским обществом на все 30-летие николаевского царствования».
Учитель завершает объяснение, демонстрируя схему «Общественная мысль в 30—50-е гг. XIX в.».

     

2—4. Остальные вопросы урока раскрываются в ходе сообщений учащихся.

Дополнительный материал для учителя

Особенности общественного движения 30-х гг. XIX в.

Восстание декабристов вошло в сознание последующих поколений русской интеллигенции в превращенном, идеализированном виде. Была создана своеобразная легенда о первых борцах против самодержавия. В то же время переход к осмыслению идейных исканий последующего (после подавления восстания) периода означал разрыв реальной преемственности революционной традиции, связанный с изменением условий существования интеллигенции, ее социального состава и, соответственно, характера ее воззрений. 
Эти молодые люди, в отличие от своих непосредственных предшественников — декабристов, не просто критиковали российскую действительность, а были отчуждены от нее. <...> 
Молодые люди в Московском университете 30-х гг. впервые обратились к более созерцательным доктринам немецкого романтизма и идеализма, а не выбрали активный путь декабристов. В связи с этим произошел социальный сдвиг, изменение культурной атмосферы, среды, в которой молодому поколению интеллигенции пришлось действовать. Если декабристы, имевшие возможность непосредственно наблюдать европейские порядки, вращаясь в аристократических салонах Петербурга, легко усваивали западные идеи и стремились непосредственно применить их к русским условиям, то московские кружки имели совершенно другую ориентацию. Они обратились к более систематическому, глубокому изучению западных философских теорий. Идеализм и романтизм 30-х гг. является результатом осмысления опыта декабристов и в то же время отсутствия какого-либо практического революционного действия. Факт этого социального явления возникает как цена, которую общество должно было заплатить за подавление открытого движения декабристов.

      Домашнее задание:

1. По желанию: написать мини-эссе на тему «Судьба России» от лица сторонника теории «официальной народности», западника или славянофила (по выбору учащегося).

Задания для организации самостоятельной работы учащихся

    1. Запрет работы крестьян на барщине в воскресенье, отмена освобождения дворян от телесных наказаний относятся к правлению:
      1) Петра I                             
      2) Екатерины II 
      3) Павла I 
      4) Александра I
      
2. Прочитайте высказывание историка В. О. Ключевского и укажите, какую важнейшую задачу он подразумевает.
      «Царствование Павла I было первым и неудачным приступом к решению задач, ставших на очередь с конца XVIII столетия»:
      1) решение Восточного вопроса
      2) отмена крепостного права
      3) развитие промышленности и торговли
      4) развитие просвещения и здравоохранения
      
3. В первой половине XIX в. в экономике России появляется / появляются:
      1) мануфактуры
      2) ярмарочная торговля
      3) железнодорожное строительство
      4) сельскохозяйственная специализация отдельных районов страны
      
4. Укажите характеристику промышленного переворота:
      1) производство изделий на заказ
      2) переход от мануфактуры к фабрике 
      3)разделение труда на предприятиях 
      4) рост мелкотоварного производства
      
5. Какая территория вошла в состав России в начале XIX в.?
      1) Азов                                  
      2) Финляндия  
      3) Крым
      4) Правобережная Украина
      
6. Прочтите отрывок из воспоминаний французского офицера и укажите пропущенное название русского города.
      «Провести зиму в _______________ было бы немыслимо. Мы пробились до этого города, но ни одна из пройденных нами губерний не была нами покорена. Армия генерала Кутузова сформировалась вновь и начала обходить нас с правого фланга».
      1) Витебск                            
      2) Смоленск                       
      3) Москва
      4) Калуга
      
7. Расположите в хронологическом порядке события Отечественной войны 1812 г.:
      A) Тарутинский марш-маневр
      Б) Бородинское сражение
      B) соединение 1-й и 2-й русских армий у Смоленска
      Г) совет в Филях
      Укажите верный ответ.
      1) Б Г В А 
      2) В Г Б А     
      3) В Б Г А    
      4) Г В А Б
      
8. Кружок молодых реформаторов, единомышленников Александра I вошел в историю как:
      1) Избранная рада
      2) Негласный комитет
      3) Верховный тайный совет
      4) кружок «младореформаторов»
      
9. Определите, какие из перечисленных ниже реформ были проведены в правление Александра I:
      А) установление права помещиков освобождать крестьян за выкуп с землей
      Б) учреждение министерств
      В) учреждение Государственного совета
      Г) установление автономии университетов
      Д) учреждение Сената
      Е) учреждение Государственной думы
      Укажите верный ответ.
      1) А Б В Г 
      2) В Д Е          
      3) Б В Г Е       
      4) А Г Д Е
      
10. Определите, какие из перечисленных ниже явлений способствуют развитию рыночных отношений в России в первой половине ХIХ в.:
      А) крепостное право
      Б) рост городов и городского населения
      В) рост числа мануфактур с вольнонаемным трудом
      Г) рост барщины и оброка
      Д) строительство каналов и шоссейных дорог
      Е) отходничество
      Укажите верный ответ.
      1) Б Г Е   
      2) А Г Д Е   
      3) Б В Г    
      4) Б В Д Е
      
11. Кто из перечисленных ниже государственных деятелей первой четверти XIX в. вошел в историю как выдающийся реформатор?
      1) Н. М. Карамзин              
      2) А. П. Тормасов             
      3) М. М. Сперанский
      4) П. И. Пестель
      
12. В 1816 г. получила Конституцию такая часть России, как:
      1) Финляндия                     
      2) Бессарабия                      
      3) прибалтийские губернии
      4) Царство Польское
      
13. Российское государство, создавая военные поселения, намеревалось решить проблему:
      1) финансирования армии за счет перевода ее на самоокупаемость
      2) повышения уровня жизни государственных крестьян
      3) регламентации жизни государственных крестьян по образцу военной
      4) ужесточения военной дисциплины
      
14. Преобразование самодержавной монархии в республику предлагалось в:
      1) «Записке о древней и новой России» Н. М. Карамзина
      2) Конституции Н. М. Муравьева
      3) «Плане государственного преобразования» М. М. Сперанского
      4) «Русской правде» П. И. Пестеля
      
15. Определите, какие из перечисленных ниже преобразований были проведены в правление Николая I:
      A) установление права помещиков освобождать крестьян при условии выполнения ими прежних повинностей
      Б) отмена крепостного права
      B) улучшение быта государственных крестьян
      Г) введение жесткого цензурного устава
      Д) инвентарная реформа
      Е) введение бессословной системы образования
      Укажите верный ответ.
      1) А В Г Д 
      2) Б В Д Е
      3) А В Г Е 
      4) В Г Д Е
      
16. Финансовую реформу, которая вводила в качестве основы денежного обращения в России серебряный рубль, провел:
      1) Е. Ф. Канкрин             
      2) С. Ю. Витте   
      3) Н. X. Бунге   
      4)  И. А. Вышнеградский
      
17. Деятельность по кодификации законов Российской империи в 30-е гг. XIX в. возглавил:
      1) Николай I                        
      2) М. М. Сперанский         
      3) П. Д. Киселев
      4) А. X. Бенкендорф
      
18. Основная идея (идеи) теории «официальной народности»:
      1) крестьянская община — ячейка социализма
      2) все действительное разумно, все разумное действительно
      3) Самодержавие, Православие, Народность
      4) Россия и Запад образуют единую общечеловеческую культурную семью
      
19. Даты 1828—1829, 1833, 1853—1856 связаны с:
      1) попыткой решения Восточного вопроса
      2) подписанием международных договоров
      3) ведением военных действий на западном внешнеполитическом направлении
      4) участием России в деятельности Священного союза
      
20. Укажите войну, которая закончилась поражением России:
      1) русско-шведская война 1808—1809 гг.
      2) Отечественная война 1812 г.
      3) Кавказская война 1817—1864 гг.
      4) Крымская война 1853—1856 гг.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.