logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

Историческая проблема. Как и почему меняется место и роль России в международных отношениях во второй половине XIX в.? К чему стремится государство и каких результатов достигает?

План урока. 

1. Европейское направление внешней политики России.

2. Восточный вопрос.

3. Присоединение Средней Азии к России.

4. Дальневосточное направление внешней политики.

Ход урока 

Изучение материала проводится в форме школьной лекции. В качестве раздаточного материала используется таблица «Направления внешней политики России во второй половине XIX в.». В ходе урока учащиеся дополняют таблицу конкретными датами и фактами (они указаны в квадратных скобках). При изучении второго пункта плана заполняется таблица «Итоги русско-турецкой войны 1877—1878 гг.».

 

Направления внешней политики России во второй половине XIX в.       

Европейское

Восточное

Присоединение Средней Азии

Дальневосточное

Пересмотр условий Парижского мира [1871]; поиск союзников [60-е—начало 70-х гг. Пруссия — Германия; конец 80-х—90-е гг. Франция]

Война с Турцией [1877—1878 гг.]

[1868 г. — Бухарский эмират — вассал России] [1873 г. — Хивинское ханство — вассал России] [1876 г. — Туркестанское генерал-губернаторство]

Договоры с Китаем [1858— 1860 гг.]; с Японией [1855 г., 1875 г.]; продажа Аляски США [1867 г.]

1. Д. А. Милютин, военный министр в 1861—1881 гг., назвал год окончания Крымской войны «великой эрой перерождения, эрой пробуждения мысли и силы от продолжительного усыпления». Учитель задает вопрос: «Какой год в России 50-х гг. XIX в., по вашему мнению, мог вызвать такую восторженную оценку?», выслушивает ответы учащихся и при необходимости раскрывает «загадку». Александр II и новый военный министр А. М. Горчаков, однокашник А. С. Пушкина, тот самый из лицеистов, кто в одиночку будет встречать очередную лицейскую годовщину, должны были изменить внешнеполитический курс России. Далее заслушивается сообщение на тему «Военный министр А. М. Горчаков». Программа внешней политики содержалась в циркуляре русским послам за границей и предназначалась для передачи правительствам всех государств, подписавших Парижский трактат 1856 г.:
1. Внешняя политика должна быть подчинена внутренней политике.
2. Россия свободна в выборе союзников и пересмотре международных договоров, если они мешают решению национальных задач.
3. Россия стремится к миру и согласию, отказывается от активных действий вне границ государства.
Именно в этом документе были слова, облетевшие весь мир: «Говорят, Россия сердится. Россия не сердится, она собирается с силами».
Национальной задачей России был пересмотр статей Парижского мира. Для этого стране нужно было выйти из международной изоляции. Далее рассматриваются действия России по отмене нейтрализации Черного моря, дипломатические отношения в Европе в 70-х — начале 90-х гг. В результате делаются записи в схеме «Направления внешней политики России».

2. События 1875—1877 гг. на европейской территории Турции получили название восточного кризиса. Особенностью кризиса были масштабность и глубина национально-освободительной борьбы балканских народов. На начальном этапе кризиса Россия стремилась к примирению восставших и турок дипломатическим путем. Действия Горчакова были непопулярны в правительственных кругах и в обществе. Русско-турецкая война была завершающим этапом восточного кризиса. Она велась под флагом освобождения балканских народов. При успешном ее завершении Россия рассчитывала усилить свое влияние на Балканах. Ход военных действий прослеживается по карте 14. Заслушивается сообщение «Русско-турецкая война 1877—1878 гг. глазами художника Верещагина».
Подписанный в 1878 г. в Сан-Стефано прелиминарный (предварительный) мир с Турцией был настоящим подарком на день рождения императора, важным событием в истории России и балканских народов. Но западные державы поддержали Турцию. Возникла угроза повторения «крымской ситуации», антирусский блок на Берлинском конгрессе возглавила Англия, единодушно поддержанная всеми державами, включая Германию, отношения с которой начали охлаждаться. Учитель прослеживает по карте 15 территориальные и политические изменения после подписания Сан-Стефанского договора и Берлинского трактата.

 

Итоги русско-турецкой войны 1877—1878 гг.       

Сан-Стефано, февраль 1878 г.

Берлинский конгресс, июнь 1878 г.

Турция признает независимость Сербии, Румынии, Черногории; автономию Болгарии, включение в ее состав Македонии.
Турция уступает России Карс, Ардаган, Батум, Алашкерскую долину, Баязет.
Россия возвращает себе территорию Южной Бессарабии

Подтверждена независимость Сербии, Румынии, Черногории, но территориальные приобретения их сокращены. Автономию получила часть Болгарии (Северная). Россия получает Карс, Ардаган, Батум.
Босния и Герцеговина переданы под управление Австро-Венгрии. Кипр передан Англии

Учитель задает вопрос: «Согласны ли вы с тем, что Россия потерпела дипломатическое поражение в Берлине?» В завершение обсуждения вопроса еще раз подчеркивается, что русско-турецкая война 1877—1878 гг. повлияла на соотношение сил в Европе. Балканские государства получили независимость, а Болгария — политическую автономию.
3. Вопрос излагается в объеме учебника. По карте прослеживаются этапы завоевания Средней Азии.
4. Россия и Китай. В ходе Крымской войны британский флот намеревался захватить русские гавани на Тихом океане. Очевидной стала уязвимость тихоокеанского побережья и значение Амура как средства сообщения между Сибирью и Дальним Востоком. В середине 1850-х гг. началось создание русских военных постов по Амуру, переселение забайкальских казаков на Амур. С 1858 по 1860 г. были подписаны договоры с Китаем о демаркации границ на Амуре и Уссури. В 1858 г. был заложен город Благовещенск.      
Россия и Япония. Япония была «открыта» европейскими державами в 1853 г. Интересы России в Японии представлял генерал-адъютант Е. В. Путятин. Россия стремилась установить дипломатические и торговые отношения, оформить договором границу между странами, закрепив сложившееся территориальное разграничение по проливу Лаперуза и по южной оконечности Курильских островов. Вопрос о Курилах оказался камнем преткновения в переговорах миссии Путятина, а тяжелое положение России в Крымской войне активизировало на переговорах японскую сторону. В 1855 г. Путятин подписал Симодский трактат, по которому граница с Японией проходила между островами Итуруп и Уруп, а Сахалин был объявлен «неразделенным». В результате Японии отошли острова Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. 
В 1875 г. по Петербургскому соглашению в «обмен» на Сахалин Япония получала Курильские острова до Камчатки. Это решение расценивалось как неудача российской дипломатии и неизбежно должно было повлечь дальнейший пересмотр.
Россия и США. Русская Америка — владения России на крайнем северо-востоке — включала Аляску, Алеутские острова, территорию Тихоокеанского побережья Северной Америки. В 1799 г. для использования природных ресурсов русской Америки была создана Российско-американская компания. Акционерами ее были члены императорской фамилии, крупные чиновники, русские купцы и предприниматели. К середине 60-х гг. XIX в. положение российских владений в Америке осложнилось: прибыли компании падали, русское население оставалось малочисленным, конкуренция со стороны американских и канадских предпринимателей резко возросла. Соединенные Штаты неоднократно обращались с просьбами о покупке российских колоний. После долгих переговоров России удалось поднять цену с 5 до 7,2 млн долларов золотом. Договор об «уступке» был подписан в 1867 г. в Вашингтоне. Жители Аляски в трехлетний срок могли возвратиться в Россию. Те, кто оставался (за исключением коренного населения), получали право пользоваться всеми правами граждан США.
В завершение лекции учащиеся делают записи в таблице «Направления внешней политики России во второй половине XIX в.» и отвечают на проблемные вопросы урока.


      Домашнее задание: 

1. Выполнить задания 1, 8, 9 к § 25. 2. Опережающее задание: подготовить вопросы по § 18, 26 для участия в игре «Бумеранг» по темам: развитие образования; развитие науки; развитие литературы и театра; развитие музыкального искусства; живопись и скульптура; архитектура (один вопрос на каждую тему), либо прочитать § 18, 26 и быть готовым к обсуждению вопросов к этим параграфам.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.